Караимы - древний тюрскский народ, исповедующий иудаизм, непохожий на современные иудейские верования. В отличие от христиан, мусульман и других иудеев, караимы хоронили своих умерших в направлении север-юг. По разным данным, некрополь у Чуфут-Кале начал существовать в VI - XIII веках. До сегодняшнего времени многие надгробия уже давно разрушились и превратились в прах, на некоторых совершенно стерлись надписи, а другие еще сохранили на себе следы прошлого.

Форма могил и надгробий здесь самая разнообразная: и прямоугольные плиты, и гробообразные саркофаги, и стелы, и вертикальные обелиски.

Кладбище раскинулось на площади в 4 гектара. Попасть туда можно, если выйти из Чуфут-Кале через Восточные ворота и пройти полкилометра по Иосафатовой долине. На кладбище посетителей встречает тишина, запустение, поросшие мхом могилы. Почти все, кто бывал на кладбище, отмечают странное гнетущее впечатление, ощущение, что души похороненных здесь караимов не покинули могилы и все находятся здесь.

Заметили неточность или данные устарели - внесите исправления, мы будем благодарны. Создадим лучшую энциклопедию о Крыме вместе!
Караимы - древний тюрскский народ, исповедующий иудаизм, непохожий на современные иудейские верования. В отличие от христиан, мусульман и других иудеев, караимы хоронили своих умерших в направлении север-юг. По разным данным, некрополь у Чуфут-Кале начал существовать в VI - XIII веках. До сегодняшнего времени многие надгробия уже давно разрушились и превратились в прах, на некоторых совершенно стерлись надписи, а другие еще сохранили на себе следы прошлого. Форма могил и надгробий здесь самая разнообразная: и прямоугольные плиты, и гробообразные саркофаги, и стелы, и вертикальные обелиски. Кладбище раскинулось на площади в 4 гектара. Попасть туда можно, если выйти из Чуфут-Кале через Восточные ворота и пройти полкилометра по Иосафатовой долине. На кладбище посетителей встречает тишина, запустение, поросшие мхом могилы. Почти все, кто бывал на кладбище, отмечают странное гнетущее впечатление, ощущение, что души похороненных здесь караимов не покинули могилы и все находятся здесь. Сохранить изменения 1152

Караимы – один из многочисленных народов, населяющих Крым на протяжении многих веков. Они сумели оставить в истории полуострова политический, этнический и культурный след. Старинное караимское кладбище Балта-Тиймез считается одним из ярчайших объектов культуры, а обычные туристы любят это место за таинственную атмосферу.

Где расположено караимское кладбище

Караимское кладбище в Чуфут-Кале рядом с Бахчисараем находится. Здесь, в долине между реками Альма и Кача, жили караимы. Название свое город получил еще в XVII веке, когда иудеи, признававшие только Ветхозаветную Библию, стали преобладать среди населения.

За восточной стеной города до сих пор сохранилась Иософатова долина, где и расположилось караимское кладбище. Такая же долина для погребений есть и около Иерусалима, а одна из башень даже была скопирована и караимами, чтобы кладбище в Крыму имело библейский облик.


Как выглядит караимское кладбище в Крыму?

Ограда кладбища сложена из местного известняка, а вход украшен небольшой аркой. Сразу за оградой глазам открывается море надгробий, заросших лесом: каменные плиты оплетены лианами, многие уже давно ушли в землю. Когда-то на кладбище росли огромные старые дубы, считавшиеся караимами священными: рубить их запрещалось, это считалось страшным кощунством. Дубам поклонялись, возле них возносили молитвы. Название Балта-Тиймез в переводе на русский звучит как «топор не тронет», так называли это караимское кладбище крымские татары, что не мешало им угрожать вырубкой деревьев, когда они требовали денег у караимов.

Через кладбище с запада на восток идет дорога, а могилы ориентированы с севера на юг. Сохранилось огромное количество памятников, примерно семь тысяч, на половине из них до сих пор можно прочитать эпитафии: самые старые надписи сделаны на древнееврейском языке, иногда на караимском, поздние, а это XIX-XX век, написаны на русском и иврите. Такие надписи содержали имя усопшего, его род, дату смерти, а часто – что-то вроде напутствия умершему.


Памятники караимского кладбища очень разные: больше одно- и двурогих надгробий, встречаются надгробия в форме стола, гроба или в виде плит. Самые древние надгробные плиты датируются 956 г. н.э., много плит XIII века. Караимы не оставили после себя письменных источников, поэтому древние надгробия можно считать национальной летописью жителей Чуфут-Кале.

Караимское кладбище сохранило свое значение даже тогда, когда в середине XIX века жители покинули город. Кладбище не было забыто, оно стало национальной усыпальницей, а быть похороненным здесь считалось особой честью, поэтому сюда везли покойников и из других городов. Иногда на кладбище можно встретить надгробия людям, которые и умерли, и похоронены вдалеке от Чуфут-Кале. Они называются тикмэ-таш. Самый последний из них установлен был поручику Тапсашару, защищавшему Порт-Артур.

Караимские кладбища (или сектора некрополей) имеются в десятках городов мира, в основном в Восточной Европе. Наибольшим из них является караимский некрополь "Балта Тиймез" близ Джуфт-Кале (Чуфут-Кале) в Крыму. За немногими исключениями (в частности, в Литве м Польше) они находятся в удручающем запустении и разрухе. Чтобы попасть к кладбищу в близ Чуфут-Кале, необходимо выйти через ворота и по старинной дороге спуститься несколько сотен метров. Как гласят самодельные таблички, это родовое кладбище крымских караимов, где первые памятники датируются ПЕРВЫМ веком нашей эры.

На самом деле кладбище сильно страдает из-за своего расположения в верховьях долины - за века практически все памятники сползли со своих изначальных мест

И все же

Считанные памятники имеют надписи на русском

Несколько напоминает еврейские киркуты, но форма памятников иная. Хотя и типовая

Изнутри

Есть несколько свежих могил. Караимов осталось совсем мало ныне

Некрополис

Есть и подобия склепов

Выходим и спускаемся

Иногда на пути к Чуфут-Кале встречаются лестницы

Типовая торговая точка

Между зеленью время от времени появляются горы

"Стена памяти". Нет, не мемориал - место, где десятилетиями ковыряют надписи "здесь был Вася"

1959 год...Где эта Женя ныне, если есть...

На пути к Чуфут-Кале имеется и кладбище дервишей - мусульманское кладбище Газы-Мансур, захоронения на котором проводились с XV до XIX века. На этом старинном кладбище сохранилось немного средневековых надгробий, выточенных искусными мастерами из известняка. Но примечательно кладбище еще и тем, что когда-то на его месте находилось текие дервишей - монастырь мусульманских монахов, связанных с мусульманской общиной Чуфут-Кале.

По преданиям, текие построил Менгли-Гирей на том месте, где были убиты и похоронены три дервиша: Гази Мансур, Ших Халим и Ших Рамаза. О личности Гази Мансура интересные сведения сообщает Эвлия Челеби:"Находится там большая гробница шейха Мансура из Медины. Это был один из благородных товарищей господина Пророка... Богобоязненный шейх Мансур умер потом во время битвы за этот замок Гевхекерман (Чуфут-Кале) и остался погребенным... Великолепная постройка, в которой он покоится, привлекает большие толпы паломников." От входа к месту захоронения ведет каменная, местами осыпавшаяся, лестница.

Место здесь действительно символичное, с точки зрения единства мировых религий. Эта скалистая лощина у подножия Чуфут-Кале стала прибежищем нескольких религий. У входа в ущелье на откосе известняковой горы прилепился, словно ласточкино гнездо, пещерный православный Успенский монастырь. На самой высокой точке горной гряды, по другую сторону ущелья, видны черепичные скаты двух старинных караимских кенас. И вот тенистый лес, где некогда располагался монастырь дервишей. Здесь, на поросших склонах, повсюду видны остатки монастырских построек - части ограды, камни, оставшиеся от его стен

Текие было уничтожено до основания именно в годы сталинских репрессий и депортации татар из Крыма. Сегодня на месте монастыря лишь разбросанные повсюду позеленевшие от времени каменные обломки, между которыми шныряют ящерицы — единственные обитатели этого места. Можно найти таблички со старинными письменами

Виден пол старинной постройки

Среди мусульман Крыма особенно сильна вера в целительную силу святой воды - аясма. Посетивший текие, из колодца черпал воду, испив её, совершал омовение перед молитвой в мечети. На ветке дерева оставлял лоскуток от своей одежды, как бы просил Святого Азиза ходатайствовать перед Всевышним, чтобы он избавил его от недуга или порока. Воду набирали в емкости и увозили домой, чтобы напоить ближних. Вода в колодце текие имела свои особые свойства исцеления. Этот священный колодец был разрушен вместе с текие и завален камнями, оставшимися от монастырских построек. Несколько лет назад его очистили, достав с шестнадцатиметровой глубины все валуны.

Некоторые сохранившиеся здесь мусульманские надгробия датируются первой половиной XV в.

Не очень помню смысл повязывания цветных ленточек

И снова на туристической тропе-магистрали. Где-то к 16-17 торговцы уже сворачиваются

"Иудейская крепость"

Да, это, тут есть коровы. Монастырские. Не пугайтесь, если что:)

Кладбище на Чуфут-Кале в Бахчисарае издавна обладает дурной славой. Это мрачное место и днем то вызывает оторопь и мурашки по коже, а смельчака, отправляющегося туда ночью, вообще трудно себе представить.

Поросшее кривыми деревьями, покрытое старыми камнями с еврейскими письменами, и заросшее буйной травой это караимское кладбище, как будто сошло с экрана американского ужастика и зомби вот-вот встанет из-за соседней плиты.

Ощущение страха всюду

Ощущение страха появляется, уже по мере по приближения к нему, поэтому неудивительно, что есть большое количество историй и очевидцев которые рассказывают небылицы вокруг кладбища. Даже бомжи остерегаются ночевать там.

Животные, кстати, тоже чувствуют его зловещую атмосферу, и заметить птиц в кронах деревьев кладбища, довольно трудно. Интересно, что в центре кладбища есть полянка, на которую даже листья не падают, и она остается чистой в любое время года.

Существует легенда о том, что компания сатанистов, желающих осквернить это место все же отважилась придти на караимское кладбище ночью. Как только они начали затевать что-то вроде своего ритуала , из-за кустов на них вышло цепью несколько людей полностью одетых в черную одежду.

На людях были черные капюшоны, и сатанисты здорово напугавшись, бросились кто — куда. Говорят, одного из их товарищей с тех пор на их тусовках больше не видели, а черные фигуры двигались среди надгробий, как-то не по-человечески.

Так же есть легенда, о том, как один крымский татарин, которые, как известно, ни боятся не бога, ни Аллаха, как-то захотел, пардон, справить нужду на кладбище. Спустя четыре дня его нашли на побережье возле Ялты абсолютно седого.

Еще рассказывают про это место, как будто там во времена караимских праздников появляются различные огни и раздается странные звуки , как будто трубят в рога. Однако призраки это, или странные ритуалы самих караимов, неизвестно.

Посмотрите видео снятое на караимском кладбище

В верховьях Иософатовой долины, что чуть восточнее пещерного города Чуфут-кале, располагается когда-то почитаемое и известное кладбище крымских караимов Эмек Йегошфат. К нему ведет дорога от Восточных ворот древнего города.

Это таинственное и загадочное место, которое на многих производит гнетущее впечатление. Хотя ощущения, что попал в царство мертвых нет. Больше пугает то, что это место практически забыто, покинуто, оставлено всеми. Только лес окружает старые могилы.

За невысокой каменной аркой входа начинаются древние захоронения. Среди старых и молодых деревьев разбросаны сотни, а может быть и тысячи иссеченных временем надгробий. Одни расколоты, другие полувросли в землю, многие покрыты зеленым мхом, есть и целые каменные изваяния. Чаще всего встречаются надгробия в форме седла, но есть и покосившиеся обелиски, и прямоугольные плиты. На всех когда-то были высечены надписи, но вряд ли кто-то сможет их сегодня прочитать, в большинстве своем их стерло время, да и написаны они на древнем арамейском языке.

Загадочным кладбище становится еще и от того, что очень мало известно о тех, кого здесь хоронили. Ведь даже происхождение караимов до сих пор не уточнено. Ученые не сошлись во мнении по поводу того, когда тут появились первые захоронения, может в 13 веке, а может, и раньше.

Караимы почитали деревья, у них был культ священных дубов, поэтому на крымско-татарском языке кладбище называлось Балта Тиймэз — «топор не тронет», так как тут находилась священная роща, от которой сегодня осталось около десятка древних деревьев.

Сегодня важный исторический памятник Крыма находится в полном запустении, хотя туристы заходят сюда после экскурсии по городу Чуфут-кале, так же оставленному караимами.

Это кладбище представляет собой ценный историко-археологический комплекс и религиозную святыню крымских караимов. Здесь можно найти несколько тысяч надгробий (более 5000), на которых выдолблены эпитафии на древнееврейском языке. У караимов это язык являлся богослужебным. Многие из надгробий ушли под землю, большая часть разрушена, на некоторых уже растут довольно большие деревья.

На некоторых из надгробий можно обнаружить совсем древние даты, например первое тысячелетие нашей эры. Хотя, историки говорят, что это скорее всего фальсификация. Он считают достоверными лишь те надписи, которые относятся к 15 веку и более поздним историческим периодам.

В свое время эта долина была самым почитаемым местом захоронения караимов, которых везли сюда даже из городов, расположенных далеко за пределами полуострова. Сегодня на кладбище можно обнаружить всего около десятка старых как сама вечность дубов. Некоторые из них огромными темными силуэтами возвышаются над надгробиями, выкорчеванные и поверженные, создавая причудливые узоры изгибами своих исполинских корней. Раньше, это была дубовая роща. Поэтому кладбище называлось среди караимов Балта Тиймэз, что в переводе означает «топор не тронет». Для караимов дубы были священным деревом, их ни при каких обстоятельствах нельзя было рубить или вообще как-то вредить дереву.

Есть теория о том, что караимы верили в своеобразную связь между дубами Иософатовой долины и судьбой своего народа. Сейчас дубов около десяти – и караимов осталось около 2000….

Все надгробия расположены по направлению с севера к югу, хотя это довольно трудно различить, поскольку большинство из них уже давно лежат как придется.

Для изготовления надгробий использовался известняк. Формы надгробий не одинаковы, встречаются саркофаги, напоминающие гробы, плиты прямоугольной формы, обелиски и вертикальные стеллы. Наиболее часто встречаются седловидные надгробия с одним или двумя «рогами».

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png