Костел святого Мартина в стене (Kostel svatého Martina ve zdi) всем своим видом показывает, что он – выходец из другого времени, другой эпохи. Потемневшие камни, острая готическая крыша, стрельчатые окна — всё вызывает ощущение разверзшейся у нас на глазах глубины веков.

Костёл даже много старше, чем это кажется с первого взгляда. Ведь готические формы он приобрёл не сразу, а в процессе дальнейшей перестройки.

Сейчас костёл оказался в самом центре современной Праги, в Старом городе. А в XII веке на этом месте было всего лишь предместье на правом берегу Влтавы, Уезд, расположенное напротив Вышеграда. Жители Уезда своим покровителем считали святого Мартина, поэтому костёл, построенный в 1178 году, получил имя этого святого. И вид у костёла был совершенно не такой, как сегодня. Это было здание-крепость, в котором равно можно было и молиться богу, и защищать жителей поселения от врагов. Костёл получился в романском стиле, однонефный, с колоннами и мощными стенами.

Пришло время, и Уезд поглотила расширяющаяся Прага. Он был просто подарен Собеславу II, тогдашнему королю Чехии. А что касается стены, фигурирующей в названии костёла, то она действительно имела место быть. Она прошла через костёл насквозь, разделив его на 2 части: одна часть принадлежала Старому городу, а вторая – Новому. Историки до сих пор гадают, почему Карл IV в середине XIV века так поступил, что его к этому подвигло, но разумного объяснения не находят. А тем не менее, причина таких действий должна существовать, и это, возможно только одна из тайн, которые хранит древнее здание костёла. С тех пор и укоренилось название – «Костел святого Мартина в стене».

Стиль ранних христианских построек, романский, в котором костёл был выстроен, не смог дожить до наших дней. Тогда в помещении был один неф и аспида полукруглой формы. Изо всего этого сохранилась только одна колонна, на неё обращают внимание посетители церкви.

При том же Карле IV костел подвергся перестройке, и ему были приданы готические черты. В то время готика господствовала в архитектуре, людям казалось, что, устремляя свои здания ввысь, они становятся ближе к богу. Здание костёла приобрело в результате реконструкции сводчатый потолок, колонны его удлинились.

В следующем веке, XV, костёл оказался обязан новой перестройкой купеческой семье Гольц из Кветнице. Костёл в это время стал ещё выше на целых 1½ метра, у него появились три нефа, а потолок стал нервюрным, то есть – рёберным. Семья оборудовала для себя личное молельное место в боковом нефе – маленькое помещение, и укрепила собственный герб на церковном фасаде.

И когда всё уже было так хорошо, случился пожар, и костёл сгорел. Однако в 1678 году его восстановили, и при оформлении добавили несколько декоративных деталей несвойственного стиля – барочного. Внутри костёла потолки расписали, изобразив праотца Адама и праматерь Еву как участников сцен из Ветхого завета. При этом Адам был в одежде, а Ева явилась посетителям церкви обнажённой. Это был смелый поступок художника, потому что персонажей из Библии в то время не изображали таким образом, и исключение в этом плане было единственное – потолок Сикстинской капеллы.

Вход, которым пользуются сегодняшние гости церкви, был построен в 1779 году.

Однако вскоре после посещения здания костёла Иозефом II, австрийским императором, появился вердикт о том, что в здании находиться опасно, так как оно вредит здоровью горожан. Непонятно, что так повлияло на императора, но с конца 70-х годов XVIII века здание стало влачить жалкое существование. Сначала там организовали склад, потом разместили торговые лавки и даже ресторан. Это было уже в XIX веке, однако вскоре судьбе костёла суждено было снова измениться, на этот раз – в лучшую сторону.

Нашёлся такой человек, Камил Гилберт, которому бросились в глаза фрагменты той, единственной уцелевшей, романской колонны, которая смотрелась странно среди ресторанного антуража. Внимание общественности было привлечено, настроения руководства изменились, и восстановление костёла началось. В восстановленном здании костёла расположилась церковь евангелистов.

О фигурке насмешливо улыбающегося мальчишки на крыше костёла повествует легенда, которую знают в Праге все. Мальчишка этот, сын бедной горожанки, не желал помогать матери, а проводил время в играх и баловстве. Одним из его любимых занятий были всяческие дразнилки и насмешки, которыми он донимал жителей окрестности. Однажды, взобравшись на крышу костёла, он предался любимому занятию, насмехаясь над проходившей процессией. Разгневанная мать, заметив его, в сердцах пожелала ему окаменеть на месте, что и было немедленно исполнено.

Ещё одна легенда касается гуситского движения. В то время гуситы подвергались гонениям, им приходилось встречаться тайно, и таким местом сбора служил костёл святого Мартина. Человек, который в то время служил в костёле, по имени Ян из Градеца, ввёл в практику причащение прихожан хлебом и вином. Это было смелое новшество, поскольку до этого только священники допускались к причастию. Гуситы таким своеобразным способом хотели подчеркнуть, что перед богом равны все. В обряде причащения фигурировала золотая чаша, и гуситы с тех времён получили прозвище чашников.

чехия романский готический архитектура

Несмотря на то, что каждый город в Чехии является своеобразным памятником архитектуры, Прагу можно по праву назвать столицей не только страны, но и всего архитектурного наследия чехов. Именно в этом городе собранно большее количество сооружений различных стилей и эпох. Прага вобрала в себя всю красоту и полноту готики, романского стиля, барокко и ренессанса. И предстает перед миром как смешение, своеобразный синтез разных архитектурных направлений.

Преобладающими в этом городе являются готический и романский стиль. Они гармонично сочетаются с новыми постройками, с новыми сооружениями.

Рассмотрим на нескольких примерах знаменитую пражскую архитектуру.

Романский стиль. Костел Святого Мартина в стене.

Костел был построен в конце 12 в. на поселении Уезд. При сооружении Староместских укреплений в середине 13 в. Уезд был разделен на две части. Большая часть осталась вне крепостных стен, оказавшись на территории будущего Нового города, а меньшая часть с костелом вошла в недра Старого города.

Как и все романские здания, костел Святого Мартина подвергся готической перестройке. Ее осуществили во время правления Карла-IV. Главный неф увеличил свою высоту и был перекрыт сводом, стена на юго-западе приобрела призматический вид, а пространство костела расширилось постройкой квадратного в плане пресвитерия. Последний был перекрыт ребристым сводом (типичный впоследствии конструктивно-декоративный элемент святынь пражской готики). Место их пересечения украшает роза и звезда.

Свой нынешний вид костел приобрел после перестройки в поздней готике, завершившейся в 1488 г., когда появились два боковых нефа, также перекрытые ребристыми сводами. Финансировала строительство семья Гольцев из Кветнице. Так называемая Гольцева молельня была соединена деревянным мостиком с их домом, находящимся по соседству (сегодняшнее крыло Платиза). До сего дня на его внешней стене виден встроенный портальчик, ведущий в молельню, на внешней стороне которого заметны следы от мостика и ограждения.

Возле костела когда-то давно было кладбище. Несколько подлинных надгробных камней разместились в интерьере костела.

Таким образом, пройдя сквозь различные эпохи не погибло средневековое дело, ценнейший документ романской и готической архитектуры.

Готический стиль. Собор Святого Вита в Праге.

Собор Святого Вита является духовной, художественной и национально-исторической святыней Чехии - здесь погребены чешские короли, здесь хранятся коронационные регалии средневекового чешского государства.

С 926 года на месте современного грандиозного храма существовала небольшая, круглая в плане церковь Святого Вита. В ХI столетии ее перестроили в трехнефную базилику.

В 1344 году в Прагу был приглашен французский архитектор Матье из Арраса. Он был назначен на должность главного строителя Праги. Матье из Арраса разработал план собора Святого Вита, сохранявшим схему, традиционную для готических соборов Южной Франции. В этом же году состоялась торжественная закладка первого камня собора. Строительство собора Святого Вита растянулось на столетия. Восточная часть храма была построена в XIV-XV веках, западная - только во второй половине XIX века. Окончательно собор был достроен только в начале ХХ столетия.

Фасады собора Святого Вита украшает обильная каменная резьба. Над порталом южного фасада расположена мозаика "Страшный суд" - самая ранняя чешская мозаика из сохранившихся. Высоко взметнувшая свой шпиль башня-колокольня собора Святого Вита на протяжении многих лет являлась самой высоким сооружением Праги. В интерьере собора Святого Вита все подчинено идее устремленности ввысь. Стена второго яруса выглядит сплошным кружевом оконных переплетов, окрашенных цветными стеклами витражей. Часть витражей выполнена по эскизам известного чешского художника рубежа XIX-XX веков Альфонса Мухи.

Очень интересна капелла Святого Вацлава - творение мастера Петра Парлержа. Капелла построена над гробницей Святого Вацлава, чешского князя в 924-935 годах, считающегося небесным покровителем Чехии. Стены капеллы украшены росписями и мозаикой из полудрагоценных камней - агата, сердолика, аметиста, яшмы. В центре капеллы возвышается статуя Святого Вацлава работы Петра Парлержа.

Современная архитектура. «Золотой ангел».

Одним из районов, в которые современной архитектуре удалось вписаться чрезвычайно органично, стал Смихов - некогда промышленный район, заполненный фабричными постройками. Бесспорной доминантой небольшой площади на Анделе стал торгово-офисный центр «Золотой Ангел», созданный по проекту известного французского архитектора Жана Нувеля в 1994-2000 годах. «Золотой Ангел» в форме крыла ангела состоит из нескольких блоков зданий, причем главная заслуга проекта заключается в том, что Нувелю удалось создать скорее единое пространство, нежели систему зданий.

Во всю угловую часть здания из стекла и металла размещено изображение вендерсовского ангела из литой фольги, выполненное из кусочков разного размера. Каждый квадратный метр графики состоит из 80 тысяч точек, вкупе изображение составляют 150 миллионов кусочков. То, что форма здания напоминает крыло ангела можно, однако, понять лишь с высоты птичьего полета. Пластика формы «ангелова крыла» подчеркивается волнообразно начертанными на фасаде изречениями известных писателей о красоте и величии Праги. Таким образом, современные технологии встречаются с поэзией на фасаде здания.

Про Прагу можно услышать множество эпитетов: стобашенная Прага, магическая, золотая. На сегодняшний день столица Чехии является, наверное, самым посещаемым городом Средней Европы. Необычайная архитектура, местные культурные обычаи привлекают туристов со всего света. Гуляя по городу, можно увидеть практически все архитектурные стили в домах, церквях, замках и площадях.

Исторический центр Праги – поистине уникальное место, где сочетается готика, барокко, а также современные элементы и конструкции. Но, пожалуй, именно контраст готики и более поздних стилей придаёт городским панорамам такую красоту и неповторимость. Я не только расскажу о некоторых особенностях архитектуры города, но и постараюсь наглядно отобразить их с помощью фотографий.

Храмы и соборы

Готический стиль был особенно распространён в эпоху Средневековья. В это время многие правители старались оставить о себе память и воздвигнуть какое-нибудь масштабное сооружение, конечно, именно в этом архитектурном стиле. А так как в отличие от многих крупных европейских городов Прага не катастрофически пострадала от различных войн, большинство готических шедевров сохранилось. И хотя они не раз реконструировались и перестраивались, для многих основа осталась неизменной.

Ярк ими представителями готического направления являются, конечно же, религиозные сооружения. Какие же элементы присущи этим строениям? Прежде всего, это острые шпили, высокие вытянутые окна и витиеватый резной рельеф, украшающий стены и крышу. Мне кажется, находясь в Праге, стоит посетить некоторые храмы и соборы, выполненные в этом стиле.

Кафедральный Собор Св. Вита

Костёл Св. Мартина в стене

Возведён он был в XII веке в поселении Уезд. Но когда столетие спустя сооружались Староместские укрепления, Уезд разделили на две части крепостной стеной. Костёл находился как раз на границе. Поэтому он оказался сразу на двух территориях: внутри крепостных стен и снаружи. За это здание и получило своё название – Костел Св. Мартина в стене.

При правлении Карла IV костёл был перестроен в готическом стиле. Увеличил свою высоту главный неф (вытянутое помещение, присущее базиликам и храмам), а внутреннее пространство расширилось за счёт перестройки пресвитерия (пространство между нефом и алтарём). За всю ствою историю здание притерпело множество изменений и доработок, и, насколько я знаю, крепостная стена, возведённая подле него, не сохранилась.

Адрес: Martinská 416/10a, 110 00 Praha.

Как добраться: доезжаете до станции метро Můstek либо по жёлтой, либо зелёной ветке. Также можно доехать до остановки Národní třída на трамвае.



Храм Девы Марии перед Тыном

Этот храм является чуть ли не визитной карточкой Чехии, её самым «открыточным» сооружением. Находится он на Староместской площади, откуда начинаются почти все туристические экскурсии. Внутреннее оформление богато статуями, лавочками, украшенными консолями в форме коронованных голов, фресками, а также древнейшей из сохранившихся оловянных купелей.

Адрес: Celetná, 601/5a, Staré Město, Praha 1.

Как добраться: на метро по зелёной линии до станции Staroměstská или Můstek, а по жёлтой – до станции Můstek или Náměstí Republiky. На трамвае можно доехать до любой из остановок: Náměstí Republiky, Dlouhá třída, Jindřišská, Staroměstská, Právnická fakulta.



Есть и другие храмы и соборы, возведённые в готическом стиле: Костёл Девы Марии, Костёл Святого Стефана, Костёл Святых и Павла, Вифлеемская Часовня. Все они имеют общие архитектурные элементы, и в то же время каждый обладает своей уникальностью. Я была внутри Собора Св. Вита, мощь и одновременная утончённость которого поражают. Не буду пересказывать все его особенности, о моем путешествии по этой жемчужине готической архитектуры Праги можно прочитать . Костёл Св. Мартина мне удалось обозреть только с улицы, но вы обязательно загляните внутрь, если будет возможность. Говорят, что раньше эта церковь напоминала крепость, и можно было не только пообщаться с Богом, но и найти там убежище. Кроме того, внутренняя архитектура должна быть довольно интересной: нервюрный (рёберный) потолок, личное молитвенное место, герб семьи, участвовавшей в восстановлении, который сохранили на фасаде.

Улицы и площади

Как было сказано выше, полюбоваться архитектурой Праги можно прямо на улицах города. Для этого отлично подойдут известные места исторического центра.

Староместская площадь

Она сродни Красной площади в Москве по популярности. Именно здесь проходили все самые значительные события последних 500 лет: коронации, казни, оглашения указов и т.д. Тут находятся главные куранты страны и Тынский храм, о котором говорилось выше. В этом месте представлены разнообразные стили и приёмы зодчества, но многие они берут начало или используют элементы готического направления. Улицы, ведущие от этого места, богаты домами такой архитектуры, которую сложно и вообразить. Например, с восточной стороны площади расположился дом «У Белого Носорога», где готический ансамбль нарушен фасадом в стиле барокко. В Тынской улочке особо выделяется дом «У Золотого Перстия» с готическим порталом.

Дом «У Каменного Колокола» на углу этой же улицы и площади представляет собой трёх этажную башню-дворец с пристроенными флигелями.

За фасадами зданий, расположенных напротив Староместской ратуши (стиль барокко-рококо) скрылись дома предыдущих эпох, с подвалами, имеющими готические аркады, сетчатыми сводами проездов и интересными архитектурными украшениями. А уж ресторанов и пивных, оформленных в стиле средневековых заведений, в округе огромное множество.

В открытых для посещения зданиях этой площади я узнала очень много исторических фактов, которые позволили взглянуть на Прагу и лучше понять, почему её культурное развитие пошло так, а не иначе. Это довольно хороший опыт: пытаться представить, как буквально в этих стенах вершились культовые моменты прошлых эпох.

Адрес: Staroměstské náměstí.

Как добраться: собственно так же, как и до Храма Девы Марии перед Тыном, так как он располагается подле этой площади.

Вацлавская площадь

Это торговый и деловой центр столицы Чехии. Здесь проходят празднества, демонстрации и многие другие события. В большей степени площадь напоминает бульвар. Архитектурный стиль окончательно сформировался лишь в 19-20 веках. Главной особенностью домов, расположенных вдоль площади, является то, что почти каждый имеет «пассаж» – проходной двор, соединяющий Вацлавак с другими улицами. Поясню, что Вацлава – это простонародное название Вацлавской площади, вовсю используемое местными жителями и хорошо обосновавшимися туристами. Поэтому не удивляйтесь услышать данное название в такой форме.

Адрес: Václavské náměstí.

Как добраться: доехать по зелёной ветке метро до станции Muzeum или Můstek, по жёлтой до станции Můstek или по красной до станции Muzeum. Также на трамвае до остановки Václavské náměstí или Národní třída.



Градчанская площадь

Это место находится подле Пражского Града. Как попасть и что ещё можно посмотреть в окрестностях, читайте . Сама площадь представляет большой интерес: в разбитом в центре сквере установлена «Чумная колонна» в память об эпидемии, заставшей врасплох Прагу. Окружает площадь множество красивейших дворцов, выполненных в стиле готики и барокко, о чём также можно прочитать в . И именно здесь часто проходят официальные государственные церемонии. Побродив среди зданий, где жили и вершили дела короли, невольно чувствуешь себя причастным к какой-то тайне.

Адрес: Hradčanské náměstí.

Парижская улица

Это кусочек Франции в столице Чехии. По первоначальной задумке весь район должен был походить на в Париже, но благоустроить получилось только эту улицу. Дома здесь возводили во всех возможных стилях: неоклассицизм, неоготика, необарокко. Улица получилась не только нарядная, но и несколько вычурная, поэтому жители города не хотели здесь жить. Вот почему здесь расположились самые дорогие магазины и рестораны Праги. Цены и правда космические, так что поберегите нервы и не заглядывайте в местные бутики!

Адрес: Pařížská ulice.

Как добраться: по зелёной ветке метро до станции Staroměstská, а также на трамвае до остановки Staroměstská или Právnická fakulta.



Карлов мост

И мне кажется, хвастаться, что побывал в Праге, не стоит до тех пор, пока не посетишь все перечисленные выше площади и улицы.

Памятники и фонтаны

Любой город богат необычными скульптурными группами, особенно столица, коей и является Прага. Кроме того, некоторые творения несут не только развлекательную составляющую, но культурную, историческую ценность.

Астрономические часы

Являются одной из главных достопримечательностей города и ежедневно притягивают толпы туристов. Эта средневековая диковинка не только показываетчасы, но и год, день, время восхода и заката солнца, а также положение знаков зодиака. Всё это разместилось на нескольких циферблатах.

По легенде создателей этого чуда тут же ослепили, чтобы они нигде больше не смогли воспроизвести эту красоту. Часты звонят каждый час, и всегда под ними толпа туристов, не устающая смотреть на это. Во время боя фигурка скелета дёргает за цепочку, а маленькие статуэтки апостолов и ангелов показываются в окошках. Циферблаты по строению и формам можно отнести к эпохе барокко, так как окончательный внешний вид они приняли после капитального ремонта в середине XIX века. Но вот фигурки апостолов и ангелов относят, скорее, к готическому стилю.

Адрес: Staroměstské náměstí, ¼.

Как добраться: точно так же, как и до Староместской площади.

Фонтан у Музея Кафки

Пожалуй, самое скандальное творение местного автора Дэвида Черного. Представляет собой двух бронзовых писающих мужчин. Стоят они в луже, по форме напоминающей карту Чехии. Вряд ли этот фонтан представляет собой особый архитектурный интерес, но посмотреть это чудо стоит. Подробнее почитать про него и Музей Кафки можно в .

Адрес: Cihelná, 635/2a.

Старое Еврейское Кладбище

На территории находятся около 12 тысяч памятников, в то время как самих захоронений здесь около 100 тысяч. Так как площадь кладбища очень мала, а уничтожать старые могилы запрещено, решили хоронить слоями. Надгробия из-за этого стоят вплотную, почти друг на друге. Заглянуть сюда стоит просто из любопытства, иная культура часто притягивает интерес.

Адрес: Starý Židovský hřbitov.

Кржижковы фонтаны

Эти фонтаны еще называют танцующими или поющими, так как воспроизведение различных водных фигур сопровождается светомузыкой. Я была здесь на одном из представлений, которые обычно проходят по вечерам, когда стемнеет. Шоу устроили потрясающее! В некоторых спектаклях иногда принимают участие танцоры – они прыгают и делают различные комбинации движений прямо среди струй воды. Всё действие управляется центральным компьютером, и для каждого представления пишется отдельная программа.

Расположены фонтаны напротив выставочного комплекса Výstaviště Praha Holešovice (на фото здание виднеется за фонтанами). Там организовано множество павильонов, в которых проводят различные культурные мероприятия, здесь же находится отделение Национального Музея. В нем хранятся произведения скульпторов разных эпох. Рядом расположился спортивный комплекс, в котором идут хоккейные матчи и концерты. А под боком, в деревянном здании, – летний театр "Глобус".

Комплекс поющих фонтанов построили к открытию Первой Чешской индустриальной выставки в 1891 году. А современный вид они приобрели благодаря реконструкции век спустя, ко Всеобщей Чехославацкой выставке. Я считаю, что это уникальнейшее творение, совмещающее в себе зрелищность и технические достижения.

Адрес: Výstaviště, 67 16, 170 00 Praha 7 – Holešovice.

Как добраться: трамваем до остановки Výstaviště Holešovice.

Музеи и галереи

Не будем расписывать все музеи города, так как это тема для отдельной статьи , остановимся только на тех, чьи здания представляют архитектурный интерес.

Еврейский музей

Музей передаёт неповторимую атмосферу еврейского квартала. Он находится в центре еврейского гетто, в районе Йозефов. Весь музей состоит из множества экспозиций, раскиданных по шести разным зданиям. Рядом как раз расположено кладбище, о котором говорилось выше.

Внутри зданий собрана огромная коллекция книг и предметы национальной культуры. Основан музей историком Августом Штейном более ста лет назад. В прошлом веке во времена перестройки в Праге встал вопрос о том, стоит ли сохранить такое множество еврейских синагог. Некоторые ценности перед разрушением этих зданий удалось спасти, и в 1906 году Пражский Еврейский музей открыл свои двери. В качестве экспонатов представили не только спасённые предметы, но и важные исторические вещи этого народа со многих уголков мира.

К сожалению, я была только в здании Испанской синагоги. Здесь проходят выставки по истории еврейской диаспоры. Также тут хранятся церковные регалии этого народа. В здании синагоги часто проходят концерты органной и камерной музыки. А ещё по предварительному соглашению здесь можно провести настоящую еврейскую свадьбу со всеми традициями и обычаями! Архитектурная композиция этого здания выполнена в мавританском стиле.

Адрес: U Staré školy 141/1.

Как добраться: так же, как и до Парижской улицы, о которой говорилось выше, они расположены совсем близко.

Национальный музей

Весь музей делится на несколько коллекций, расположенных в разных зданиях. Главное из них находится на Вацлавской площади и является её ключевым объектом. Признайте, что старейший музей города имеет внушительный внешний вид! Главное здание выполнено в архитектурном стиле неоренессанса, его создателем был Йозеф Шульц.

Музей был открыт в 1818 году, в расцвет эпохи Чешского национального возрождения. Замышлялся он как местная сокровищница. Построена эта часть музея на территории бывших конных ворот, благодаря чему имеет огромное символисечкое значение для местных жителей. Прямо перед зданием представлена скульптура с изображением Святого Вацлава. На главном фасаде расположены статуи, изображающие реку Влтаву и Эльбу, земли Богемии, Моравии и Силезию. Под центральным куполом находится Пантеон – собрание бюстов великих людей чешской культуры.

Летом 2011 года главное здание музея закрылось на реконструкцию, которая продлится аж до 2018 года. Но вы всё равно можете полюбоваться на его фасад, скульптуры и красивейшее оформление.

Адрес: Václavské náměstí, 1700/68 / Mezibranská, 1700/6 / Legerova, 1700/71.

Как добраться: так же, как и до Вацлавской площади, так как музей расположен именно там.

Музей Антонина Дворжака

Экспозиция этого музея рассказывает о жизни и творчестве композитора. Здесь представлены личные вещи и документы Антонина: нотные рукописи, фотографии, картины и даже гусиные перья, с помощью которых он записывал свои партитуры.

Здание было построено в 1712-1720 годах. Оно представляет собой роскошный пример архитектуры в стиле барокко. Изначально здесь была летняя резиденция аристократа Вацлава Михне, из-за чего здание часто называли Михневским дворцом. Музей же здесь появился в 1932 году.

Как добраться: доехать вы можете на трамвае до остановки I. P. Pavlova или Štěpánská, а также на метро по красной линии до станции I. P. Pavlova.

Бертрамка

В этом здании расположился дом-музей Моцарта, открытый в 1956 году. Изначально здесь были виноградники, а здание, построенное в стиле классицизма, являлось виллой Франтишека из Бертрамка, за что дом и получил своё название. Дом неоднократно продавался, пока однажды его не посетил Моцарт во время своего приезда в Прагу. Именно здесь было написано великое произведение «Дон Жуан».

Сыновья композитора нередко посещали эту виллу после смерти Моцарта, а старший сблизился с сыном владельца дома Адольфом. Проникшись творчеством великого композитора, его отец завещал после смерти сохранить вещи Моцарта и организовать в Бертрамке музей.

Стены каждого из семи залов обиты тканью, к которой прикреплены оригиналы пьес музыканта. Также здесь можно увидеть рукописи, афиши, документы и даже тринадцать волосков с головы великого Моцарта! Иногда в этом здании проводятся камерные концерты, на которых исполняются произведения композитора.

Адрес: U Mrázovky, 169/2, Praha 5.

Как добраться: на трамвае до остановки Bertramka, а также на метро по жёлтой линии до станции Anděl.

Авангард на площади Юнгмана

Если вам близки передовые архитектурные направления начала XX века, добро пожаловать на площадь Юнгмана. Авангардные здания буквально сконцентрированы здесь.

В 1931 году началось строительство универмага, полностью выдержанного в стиле конструктивизм.

Рядом стоит здание, по форме напоминающее вытянутый прямоугольник, шириной всего в одно окно. Это одна из первых концепций рондо-кубизма.

Также в последнем стиле выполнен дворец Адриа, построенный для страховой компании. Сейчас здесь находится ресторан и театр Bez Zábradlí.

Внутри этих красно-черных стен сегодня расположился музыкальный магазин Mozarteum, а в 1913 году здесь находился популярный концертный зал.

Старинный уличный фонарь также напоминает о кубизме, его спроектировали Эмиль Крайчек и Матей Блехт в 1912 году.

Адрес: Jungmannovo náměstí, 110 00 Praha.



Как добраться: доехать можно на трамвае до остановки Václavské náměstí, а также на метро по жёлтой или зелёной ветке до станции Můstek.

Современное искусство

Из современных архитектурных веяний Праги хочется выделить несколько объектов. Одни по-своему красивы, а другие образуют контраст с уютными улочками Праги и яркими красно-оранжевыми крышами.

Танцующий дом

Он создан в стиле деконструктивизма 1992-1996 годов, для которого характерны изломанные, нарочито деструктивные формы. Здание состоит из двух цилиндрических башен – нормальной, расширенной кверху, и «танцующей». При должной фантазии можно увидеть как бы мужчину и женщину, соответственно. Дом расположен у реки в районе Прага 2, на пересечении Рессловой улицы и набережной.

Адрес: Jiráskovo náměstí, 1981/6.

Как добраться: на трамвае до остановки Jiráskovo náměstí или Karlovo náměstí, а также на метро по жёлтой ветке до станции Karlovo náměstí.


Жижковская телебашня

Строительство было начато в 1980-х, а закончено в 1990-х после распада Чехословакии. Весь период горожане активно протестовали: новодел в стиле хай-тэк очень выделялся на фоне уютной средневековой Праги. В простонародье башню окрестили «ракетой на взлете».

Но в 2000 году местному творцу Дэвиду Черному пришла идея посадить на башню десяток огромных младенцев, что помогло горожанам примириться с этим строением. Причём неясно: то ли эта доработка действительно украсила холодный хай-тэк, то ли пришлось просто смириться, так как дальнейшие модернизации только усугубляют внешний вид.

Адрес: Mahlerovy sady, 2699/1a Žižkov, Praha 3, město Praha, 13000.

Как добраться: на трамвае до остановки Lipanská или Olšanské náměstí, а также на метро по зелёной ветке до станции Jiřího z Poděbrad.

Кстати, обратите внимание, на карты, которые я вставляю в свои статьи. насколько удобно пользоваться сервисом 2GIS, мне он помог в первые дни хотя бы не заблудиться, а в дальнейшем подсказывал уйму полезной информации.

В заключении хотелось бы сказать, что даже если вы не разбираетесь в архитектуре и не знаете особенности различных стилей, это все не так уж и важно. Просто расслабьтесь и любуйтесь окружающим великолепием. Ведь даже если не знаешь, как что-то называется, оно не перестает выглядеть от этого красивым! На меня архитектура города произвела колоссальное впечатление, хочется пройтись по улицам Праги ещё десятки или сотни раз, разглядеть то, что раньше ускользнуло от внимания.

.

Есть что добавить?

Святой Мартин, один из пяти самых главных святых Франции, человеком был редкостной души и добросердечия. Жил он в IV столетии. И до того, как стал священником, успел побывать военачальником. За свое доброе расположение был прозван Милосердным. По окончании государевой службы, удалился в пустыню Лигуже и, приняв монашество, основал монастырь. Вскоре был провозглашен епископом Тура. На его похороны в 397 году собралось более двух тысяч монахов. Во время похоронной процессии, несмотря на осеннюю пору, расцветали цветы и пели птицы. Фото из интернета.

Однажды он встретил полуобнаженного нищего, почти совсем закоченевшего от стужи. Мартин, не раздумывая долго, скинул с себя плащ и, разделив его на две половины, одну отдал страдающему от холода бедняку, а сам закутался в остальную половину.
(Картина Эль Греко «Святой Мартин делится плащом с нищим») Фото из интернета.


Что же касается костела св. Мартина, святого Мартина в Праге, то место это, воистину, уникальное!
Здесь уже к 1140 году было поселение. Приблизительно тридцатью годами позже его назвали Уездом св. Мартина. Название это было связано с недавно построенным костелом св. Мартина.

Правильно этот костел называется «костелом св. Мартина в стене». «Стена» в названии самое интересное! Дело в том, что костел, построенный еще в XII столетии, в середине XIII века волею обстоятельств оказался частью своей в выстроенной вокруг Старого Города городской стене. Эта стена была воздвигнута после того как Вацлавом I в 1232 году было основан Старый Город. Рядом с костелом св. Мартина располагались одноименные городские ворота. Давно уже ни стены, ни ворот нет. Однако, скошенный стилизованный кирпичный угол на боковой стене костела, дает возможность пофантазировать от души.

Храм перестраивали во времена правления Карла IV в 1350 году. А нынешний вид костел принял в 1488 году.

Во времена гуситских событий, костел оказался политически знаковым. Именно здесь в 1414 году впервые в Чехии простой люд начал причащаться не только, как обычно, хлебом, но и как священники, вином. Нам, сегодняшним, далеко не всем дано понять грандиозность этого события, а в те времена это было настолько принципиально, что, отчасти, послужило катализатором к гуситским войнам… А умеренные гуситы-чашники (воевавшие в свое время с радикалами-таборитами), даже водрузили свой главный символ победы – чашу, на крышу Тынского Храма… Во как…

Под сегодняшними заасфальтированными улицами вокруг ротонды св. Мартина, как и положено в средневековье, раскинулось огромное кладбище. Здесь, в числе прочих, похоронена знаменитая семья скульпторов Брокофов. Большую мемориальную доску по этому поводу можно увидеть на наружной кладке пресвитерия.

Вследствие акта о веротерпимости, подписанного императором Иосифом II в 1781 году, ротонда св. Мартина с 1785 года прекращает свою религиозную деятельность. Богатое внутреннее убранство было перенесено в костел св. Вацлава в Стара-Болеславе. До конца XIX века помещение храма использовалась в качестве складов и магазинов.
Теперь костел принадлежит чешско-братской церкви.

Рассказ об этом храме я взяла с сайта:
knedlikov.net/po-prage-sami/i…
(Автор сайта разрешает публикацию своих материалов со ссылкой на сайт)

В церкви по субботам в 17 часов выступает ансамбль Old Prague Music Ensemble, который играет старинную классическую музыку. Посмотреть программу концерта и заказать билеты можно на сайте classicconcertstickets.com

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую

Есть места в мире, где каждый камень, каждая стена, каждая колонна дышит историей. Таков костел святого Мартина в стене, который расположен в самом центре Праги, в Старом городе. Он много повидал на своем веку: история поворачивалась к нему и светлой, и темной стороной, но храм выжил.

Регулярные богослужения каждое воскресение: 10:30 месса на немецком языке, 19:30 месса на чешском языке.

Название костела

В конце XII века Прага активно строилась и разрасталась за счет предместий. Одним из таких был Уезд, небольшое поселение прямо напротив , на правом берегу . Уезд имел покровителя – святого Мартина, и поселяне решили построить костел имени своего святого, что и произошло в 1178 году. Костел был однонефный, в романском стиле. Церковь святого Мартина тогда напоминала крепость. Полукруглый свод опирался на мощные стены и такие же колонны, и костел мог быть и местом общения с Богом, и местом укрытия от врагов.

Почему костел Святого Мартина оказался в стене?

Уезд вместе с жителями был подарен чешскому королю Собеславу II и так вошел в состав Праги. А в середине XIV века Карл IV решил возвести новые крепостные стены, одна из которых разделила костел святого Мартина на две части. О причине такого плана до сих пор спорят исследователи и краеведы, но факт остается фактом: одна часть осталась в Старом городе, другая – в Новом. Но храм жил, хотя это было не первое его преображение. Осталось только странное название – костел Святого Мартина в стене.

Архитектура костела: музыка веков, отраженная в камне

Костел святого Мартина строился в романском стиле ранних христианских построек. Сначала он имел один неф и полукруглую апсиду. Неф – вытянутое пространство, ограниченное с двух сторон колоннами. Сегодня одна такая колонна в церкви сохранилась, ее можно увидеть.

При Карле IV костел перестраивали в господствующем в то время готическом стиле: подняли колонны, сделали сводчатый потолок. Готика устремлялась ввысь, к Богу.

Последняя перестройка была в XV веке благодаря одной купеческой семье – семье Гольц, пришедшей из Кветнице. Их герб до сих пор на фасаде церкви. О них напоминает и маленькое помещение в одном из боковых нефов – личное молитвенное место. Тогда еще выше подняли костел, на полтора метра, сделали три нефа и нервюрный (реберный) потолок. На этом перестройки закончились.

Костел сгорел в 1678 году и был восстановлен, а в декоре храма появились барочные детали. Самое любопытное, что возникло в костеле после пожара, ‒ это расписанный деревянный потолок. В сценах из Ветхого завета можно увидеть праматерь Еву и праотца Адама. Ева обнажена, Адам в одежде. По тем временам изображение мужчин, кроме Христа и святых, было только на потолке Сикстинской капеллы, так что художник сильно рисковал, рисуя этих героев Библии. В 1779 году прихожане построили вход, через который сегодня в костел попадают прихожане и гости города.

Иозеф II, австрийский император, лично посетил пражские костелы в конце 70-х годов XVIII века и вынес вердикт: костел вреден для здоровья, и находиться там опасно. В здании средневекового храма сделали склад. Для костела начались темные времена. Потом там были торговые лавки, в XIX веке ‒ ресторан, пока человек по имени Камил Гилберт не обратил внимания на остатки той самой романской колонны в ресторане и не занялся исследованиями. Благодаря ему костел начали восстанавливать. Сегодня это евангелическая церковь.

Дыхание истории: события и легенды

На крыше храма можно увидеть фигурку мальчишки. Он растянул рот в улыбке-насмешке. С этой скульптурой связана легенда об окаменевшем насмешнике: сын бедной женщины, вынужденной работать, был предоставлен самому себе и предпочитал весело проводить время, но не помогать матери. Однажды он влез на крышу собора и стал насмехаться над проходящей мимо процессией. Мать, увидев это, крикнула: «Окаменей!», что и произошло. С тех пор проказник сидит на крыше и напоминает всем о наказании за злые шутки.

Однако главное событие, связанное с храмом, знаменательно для истории гуситского движения. В центре собора установлена золотая чаша. Гуситы собирались здесь во времена, когда участники движения подвергались гонениям. Ян из Градеца, служивший в костеле, впервые начал причащать прихожан хлебом и вином. О том и напоминает золотая чаша. До этого вином причащались только священники, Ян из Градеца и гуситы таким поступком утверждали, что перед Богом все равны. С тех пор гуситов стали называть чашниками.

Кто знает, сколько еще легенд и историй хранят старые стены, но храм точно еще не раскрыл их все. Живая история – часть настоящего, костел святого Мартина в стене свидетельствует об этом.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png