Конечно, гуляющие по Невскому горожане и гости города могут следить за временем по часам на Думе. Издалека видны циферблаты на башне Адмиралтейства. Но все же главными в Петербурге издавна считаются часы-куранты собора Петропавловской крепости. За точностью хода петербургского времени следит хранитель этих часов инженер-механик Андрей Кудрявцев (на снимке). С ним на колокольню собора в канун Нового года и Рождества поднялись корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Часы отрегулированы на века, со времени их капитального ремонта прошло 158 лет, - рассказывает Кудрявцев, уже почти два десятилетия выступающий в качестве хранителя курантов Петропавловского собора. - Однако требуют постоянного ухода: протирки деталей, замены смазки, контроля за точностью хода.

Прежде чем приступить к этой работе, механику надо прошагать 280 ступенек вверх на высоту 47 метров, где установлен массивный шестеренчатый механизм часов. В этот раз вместе с ним поднимаемся и мы. Сама экскурсия по лестницам колокольни тоже очень интересна. На уровне 16 метров располагается чердак собора. Звучит грубовато, но так оно и есть, далее над собором возносится уже шпиль колокольни.

Чердачные помещения собора используются. Именно здесь располагается часть самой большой в Петербурге коллекции колоколов, которой обладает Музей истории города, в ее составе 131 экземпляр. Собиралась коллекция три века - с основания города, строительство которого началось, как известно, с сооружения Петропавловской крепости. Первый карильон - музыкальный механизм для часов с колоколами был завезен в Петропавловку еще во время ее строительства. Позднее отливались колокола для собора и в России, и в других странах. Многие из них до сих пор в коллекции собора.

В самой же колокольне в 2001 году установили подарок бельгийской провинции Фландрии - 51 колокол на четыре октавы. Это в дополнение к другим. И теперь с колокольни Петропавловского собора раздается уникальный трехуровневый звон - как утверждают, такого больше нет нигде в мире. На первых уровнях установлены современные колокола из Фландрии, а выше - русская звонница.

Однако в музыкальном блоке часов задействовано колоколов не так много: 14 имеют привод от большого барабана, который запускает мелодию каждый час, и 9 колоколов - от малого, включающего перезвон в четверти часа.

Механизм часов-курантов со всеми их шестеренками, музыкальными барабанами, валами и тросиками размещен на основании размером 3 на 3 метра и занимает практически все место помещения, отведенного для него в шпиле. Мастеру остается совсем немного пространства для обхода механизма и ухода за часами.

На всех четырех сторонах отлита надпись: «Часы переделаны в 1858 году братьями Бутеноп в Москве». А первые часы-куранты появились еще на деревянной Петропавловской церкви, построенной в 1703 - 1704 годах. Однако, когда архитектор Доменико Трезини стал возводить собор, царь Петр после путешествия по Европе привез из Голландии другой карильон, который и установили в часах на шпиле собора. Но в 1756 году деревянный шпиль сгорел, а вместе с ним и петровские часы. Тогда императрица Елизавета Петровна распорядилась заказать новые, граф Головкин нашел мастера опять же в Голландии. В августе 1760 года часы специальным рейсом были доставлены на судне в Петербург, однако колокольню тогда еще не восстановили. Часы долго пролежали в специально для них построенном домике на территории крепости, установили их на шпиль собора спустя несколько десятилетий. Но именно эти часы, с переделкой братьями Бутеноп, сейчас показывают время и проигрывают мелодии.

Капитальный ремонт часов в 1857 году затеяли в связи с заменой деревянного шпиля Петропавловского собора на металлический. В октябре 1858 года часы установили на свое место. Кстати, только тогда у них появилась минутная стрелка, до этого была только часовая, а четверти часа отбивали колокола.

Тогда люди не спешили и за минутами не следили, - объясняет Андрей Кудрявцев. - А куда спешить? Тик-так, тик-так - вот она, вечность.

Как будто в ответ мастеру в часах закрутился малый музыкальный барабан и над Петропавловской крепостью раздался четвертной перезвон.

В музыкальной шкатулке часов заложено несколько мелодий. Кроме четвертных перезвонов каждый час куранты исполняют церковную мелодию композитора Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе».

Произведение использовали в XVII - XVIII веках в качестве гимна до принятия официального «Боже, царя храни». Но официальный гимн царской России тоже не забыли, его проигрывают каждые шесть часов.

В советское время часы переучили на исполнение Интернационала, а с 1952-го - Гимна Советского Союза. Для этого часть колоколов подвергли механической обработке, чтобы они брали нужную ноту. Правда, те, кто помнит, знают, что часы все равно сильно фальшивили. В 1989 году мелодии отключили, отбивались только часовые интервалы и звучали четвертные перезвоны. В начале 2000-х инструмент настроили на дореволюционные мелодии.

Впрочем, в часовом механизме менялась не только музыкальная программа. В 1947 году четыре круглые старинные гири (самая большая весом полтонны), задающие движение шестеренкам, как в бабушкиных ходиках, заменили на более легкие - «квадратные». Для долговечности механизма: чем больше вес, тем сильнее износ шестеренок. Старые гири хранятся там же, где коллекция колоколов, - на чердаке собора.

А точность хода задает маятник. По сравнению со стрелками на циферблате (минутная, например, полтора метра) маятник гораздо меньше, не более метра. И амплитуда его «тиканья» невелика, всего три десятка сантиметров.

Чем больше амплитуда, тем меньше точность хода часов, - поясняет Кудрявцев.

Точность хода периодически сверяют, если есть необходимость, механизм регулируют с помощью совсем маленького латунного циферблата с диаметром 30 см, установленного на станине часов. Заданный ход от маятника передается с помощью шестеренок на валы, которые в свою очередь передают движение стрелкам на циферблатах, установленных на всех четырех сторонах шпиля. Вот эти циферблаты не маленькие, их диаметр 2,2 метра.

Конечно, уход за старинными часами работа непростая, тем более что производится он без их остановки. Казалось бы, проще установить электронные.

Электронные - они же не живые, - утверждает механик Андрей Кудрявцев. - Одно время на здании Думы были запущены электронные часы. Но потом владельцы здания обратились ко мне с просьбой запустить старинные, гиревые, сказали, что весь механизм сохранен. Я посмотрел и сообщил, что это невозможно, так как шахты для гирь уже заполнены инженерными сетями. С тем и ушел. Через какое-то время новый звонок: мы шахты освободили. И теперь на Думе показывают время тоже настоящие механические часы.

Перед уходом бросаем прощальный взгляд на часовой механизм: маятник тикает, шестеренки перебирают своими зубцами и зубчиками, на несколько метров вниз уходят цепи с гирями, музыкальные барабаны вращаются, готовясь в очередной раз задать мелодию колоколам. Часы действительно живые.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Комментарии

Самое читаемое

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Лондонский Биг-Бен, пражский орлой, Кремлевские куранты и множество не менее известных их собратьев по «часовому цеху» во многих городах мира украшают собой башни, дворцы, вокзалы и площади. И не просто украшают, а помогают вечно спешащим жителям мегаполисов узнавать самое точное (ну или почти точное) время. Безусловно, Северная столица России по праву может гордиться шедеврами мастеров часового искусства – и старинными, и вполне себе современными. Назовем наиболее известные куранты нынешнего Петербурга.

Часы Петропавловского собора

Именно здесь, в Петропавловской крепости, на не существующей ныне деревянной церкви в 1704 году появились первые в России уличные механические часы, механизм для которых выполнил русский мастер Никифор Архипов. Это были «еще те» куранты - их главный колокол ежечасно отбивал время, а весил более двухсот пудов. Но эти часы Петр, предпочитающий все европейское, в 1720-м году заменил на часы, привезенные из Голландии, с 35 колоколами. Но, увы, они погибли в пожаре 1756 года вместе с колокольней, на которую их установили.

Впрочем, Петропавловская крепость без курантов не осталась. В 1760 г. в Голландии у мастера Бернарда Оорта Красе были куплены новые часы, которые и были доставлены в Петербург. Правда, установили их только в 1776 году. И с этого времени жители Петербурга стали слышать (и слышат до сих пор) их знаменитые перезвоны.

Надо сказать, что часы работали исправно, будучи ремонтированными лишь в 1858 и 1906 годах. Но после октябрьского переворота остановились, не подчинившись «революционной воле», пытавшейся навязать им исполнение «Интернационала». Сделать это пришлось в 1937-м году. В 1947-м пострадавшие во время войны куранты отремонтировали, верхолазы произвели работы по автоматизации их «завода», который до того времени осуществлялся вручную раз в сутки. И с 1952 по 1989 годы часы исполняли гимн СССР: в 6,12,18 часов и в полночь. Потом больше десятка лет молчали, отбивая лишь время и четвертные перезвоны.

А в 2002 году над Петропавловской крепостью вновь зазвучали изначально предназначенные для часов мелодии: «Коль славен наш Господь в Сионе» и гимн Российской Империи (1833-1917) «Боже, царя храни, сильный, державный, царствуй на славу…».

Где находятся: Петропавловская крепость, Соборная площадь, 1

Часы на башне Главного Адмиралтейства


В 1711 году появились часы на башне Главного Адмиралтейства, прослужившие городу верой и правдой более столетия. А известные нам сегодня часы, изготовленные известной петербургской фирмой «Фридрих Винтер», были установлены лишь в 1869 году. Тогда механизм в часах соединялся с колоколами, осуществлявшими перезвон. Так что это были в полном смысле слова куранты. Их механизм проработал до 1907 года – времени, когда его остановили, чтобы подключить циферблат к новым электрическим приборам.

Во время блокады часы на башне Главного Адмиралтейства не работали. Но уже в 1944 году их стрелки вновь «побежали». Надо отметить, что эти часы воспринимаются скорее не как средство сообщения жителям города точного времени, а как чудесный элемент декора, равно как и часы на фронтоне Зимнего дворца.

Где находятся: Адмиралтейский пр., 1.

Часы на башне Городской думы


По некоторым сведениям, башня, возведенная Джакомо Феррари, уже изначально имела часы. Какие – неизвестно. Известно лишь то, что когда занимавший в 70-е годы XIX века должность градоначальника Ф. Трепов вдруг задумал организовать ночное освещение этих часов, их обследовали и выяснили, что часы пришли в абсолютную ветхость. А это значит – их срочно потребовалось заменить на новые.

Новые куранты в июне 1883 года и заказали мастеру Фридриху Винтеру. Договор был таков, что если выполненные часовым мастером часы стали бы отставать более чем на две минуты в месяц, он должен был подвергаться штрафу. Сам Винтер и заводил механизм часов – за 50 рублей в год. Бой курантов «отмечал» не только каждый час, но и «четвертные», то есть 15 минут. Часы отличались точным ходом и мелодичным перезвоном колоколов.

Известно, что часы несколько раз ремонтировались, но уже в советское время. С ними было связано и ЧП, которое газеты того времени окрестили «клинической смертью главного ленинградского проспекта». Это когда один нетрезвый товарищ проник в башню с часами и зачем-то отвинтил от часового механизма гайку. Гайку вернули на место.

Но сегодня часы на башне по-прежнему идут, причем с отклонением хода не более 30 секунд в неделю. И это невзирая на то, что действующий механизм в своей основе сохранил старинную конструкцию. Часы по-прежнему приводятся в действие цепной конструкцией с гирями, размещенной в шахте глубиной 20 метров. Одного «завода» часов хватает на неделю. Более того, вы и сегодня можете услышать бой этих курантов. Правда, на очень близком расстоянии. Ведь сегодняшний Невский – далеко не самое тихое место.

Где находятся: Невский проспект, 33/Думская улица, 1-3

Часы на арке Главного штаба


Никак нельзя обойти вниманием и городские часы под аркой здания Главного штаба в силу их истории и уникальности. Установлены они были в 1890 году как механические все той же фирмой «Ф. Винтер». Но с наступлением нового столетия их судьба резко изменилась. В 1900 году Дмитрий Иванович Менделеев, который являлся ученым-хранителем по Главной палате мер и весов, предложил установить в эти часы электрический механизм, синхронизированный с эталонными часами Главной палаты мер и весов. Этот проект и был реализован. Синхронизирующий электрический сигнал передавался по специально проложенному кабелю протяженностью в несколько километров.

Отметим, что современные часы на арке Главного штаба имеют швейцарский механизм, подаренный городу на 300-летие. Два огромных циферблата по 2 метра в диаметре каждый являются сегодня украшением Северной столицы и еще одной возможностью петербуржцев и гостей города «сверить свои часы».

Где находятся: Дворцовая площадь, 6-10.

Часы на башне Московского вокзала


Где еще всегда остро необходимы часы? Совершенно верно – на вокзале. И когда в 1851 году было завершено строительство Николаевского (в будущем Московского) вокзала, возведенного для нужд железной дороги, соединившей Санкт-Петербург и Москву, то стало очевидно, что весьма важным архитектурным акцентом в облике нового здания является четырехугольная башня над входом. Безусловно, с часами на ней. К слову, часовой механизм с колоколом был выполнен все той же небезызвестной фирмой «Ф. Винтер». Всем опаздывающим на поезд башня с часами не только указывала точное время, но и направление главного входа.

Где находятся: Невский проспект, 85.

Часы на башне Витебского вокзала


Когда в 1904 году по проекту академика архитектуры С.А. Бржозовского строилось современное здание Витебского вокзала в стиле «модерн», то также была не забыта и «часовая башня», и, конечно, часы на ней. Она украшает левую часть главного, северного, фасада здания, выходящего на Загородный проспект. В нишах башни уютно «устроились» совы, распластавшие крылья над циферблатами часов.

Где находятся: Загородный проспект, 52.

Электронные часы-барометр на Малой Конюшенной


Данный чудо-механизм появился совсем недавно – лишь в конце 90-х годов прошлого столетия – в то время, когда обустраивали улицу Малую Конюшенную, превращая ее в пешеходную зону. Эти современные часы столь очаровательны, что непременно заслуживают внимания. К тому же они еще и уникальны, так как их изящная тумба вмещает в себя барометр, термометр и часы одновременно.

Где находятся: ул. Малая Конюшенная.

Часы-фонтан «Наводнение»


Собственно говоря, это не городские часы в чистом виде, так как находятся они не на здании, улице или площади, а в атриуме бизнес-центра «Петровский Форт». Но это же уникальные часы нашего города! Поэтому пройти мимо них мы просто не можем.

Итак, часы-фонтан «Наводнение», имеющие диаметр циферблата 6 м, были изготовлены компанией «Хронотрон» к 300-летию Санкт-Петербурга и установлены в 2003 году в открывшемся бизнес-центре «Петровский Форт». Дизайн часов «Наводнение» разработали заслуженный архитектор России В. Струзман, главный художник Санкт-Петербурга И. Уралов, а также архитекторы В. Шприц, А. Михалев, художники С. Репин, В. Сухов, Н. Фомин.

Собственно говоря, перед нами фонтан: сами же часы установлены в его чаше под углом 13 градусов к горизонту таким образом, что часть вращающейся карты Санкт-Петербурга всегда оказывается в воде (намек на удел Северной столицы – мужественно бороться с наводнениями). Считается, что это самые большие часы в мире. До сих пор самыми крупными считались часы в Маруяма-парке (Касаи, Япония).

Где находятся: бизнес-центр «Петровский Форт», пересечение Пироговской набережной и Финляндского проспекта.

Как-то никогда не задавался целью попасть на Колокольню Петропавловского собора. Точнее не знал что туда мож но попасть. Стыдно, конечно. Оказывается попасть туда можно только с экскурсией и в определённое время (Начало экскурсий запланировано на 11.30 МСК, 13.00 МСК, 14.30 МСК, 16.00 МСК) Стоимость билетов для взрослых составляет 130 рублей, учащиеся - 70 рублей, пенсионеры - 60 рублей.Количество продаваемых билетов ограничено.

Старейшим храмом Санкт-Петербурга является Петропавловский собор. Маленькая деревянная церковь во имя Апостолов Петра и Павла была заложена на Заячьем острове через месяц с небольшим после основания города, 12 июля (29 июня) 1703 года и 14 апреля 1704 г. была достроена и освящена во имя Святых Апостолов Петра и Павла. По воспоминаниям современников, она была "видом крестообразная и о трёх шпицах, на которых по воскресеньям и праздничным дням подымали вымпелы, расписана была под каменный вид желтым мрамором". В 1712 году, когда Петербург становится столицей Российской Империи, на ее месте началось возведение
каменного Петропавловского собора по проекту первого архитектора города Доминико Трезини. Петр торопил строителей с возведением колокольни, и уже в августе 1721 года он с приближенными поднялся на колокольню и любовался строящимся городом и панорамой берегов Невы и Финского залива. Камер-юнкер Ф. В. Берхгольц, побывавший в то время в Петербурге, в своем дневнике записал: «Крепостная церковь... при ней колокольня в новом стиле, крытая медными, ярко вызолоченными листами, которые необыкновенно хороши при солнечном освещении. Но внутри этот храм еще не совсем отделан» .

Работы по устройству деревянного шпиля были закончены к концу 1724 года, и тогда же на колокольне были установлены куранты, купленные Петром I в 1720 году в Голландии за огромные по тому времени деньги — 45 000 руб. Об этих часах историк Рубан говорит так: «на сих часах колоколов часовых больших и малых — 35. У всякого колокола по два молотка и по одному языку. Молотами играют часовые куранты, а языками играют полуденные куранты, приводимые в действие человеческими руками».

Вершину шпиля колокольни увенчала фигура ангела-покровителя города.Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Архитектор изготовил чертёж, по которому и была выполнена работа. Тот ангел отличался от существующего ныне. Он был изготовлен в виде флюгера, фигура ангела держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.

подлинный каркас и поворотный механизм ангела-флюгера 1858 года.

Высота Ангела - 3,2 метра, а размах его крыльев составляет 3,8 метра.

Даже ангел на шпиле Петропавловской крепости мог бы выглядеть по-другому (на фото - оригинальный рисунок Трезини), а за саму крепость брались как минимум три раза - и в 1925-м решением Ленсовета чуть было не снесли, как парижскую Бастилию. К счастью, проект стадиона, который собирались построить на ее месте, так и не утвердили.

Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди . Он совместил центр тяжести ангела и креста, теперь фигура не "летела" держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера. Он продолжал вращаться под действием ветра, но усилие для этого надо было приложить гораздо большее. Вращение фигуры теперь было необходимо только для уменьшения её парусности. Строительство самого собора продолжалось до 1733 года (21 год).В 1733 году собор был освящен при императрице Анне Иоанновне. Завершением работ по строительству собора руководил Франческо Бартоломео Растрелли. Торжественное открытие и освящение собора состоялось 29 июня 1733 года.

Высота колокольни 122,5 метра. Волюты как бы служат
продолжением западной стены, повторяя очертания декоратив
ной восточной стены. Они создают плавный переход от объема
собора к первому ярусу колокольни; очертания двух следующих объемов колокольни, поставленных один на другой, плавно переходят через небольшой купол и прорезанный окнами
барабан в легкий, стремительный шпиль. Первоначальная
высота колокольни была 106 метров; в XIX веке деревянная
конструкция шпиля была заменена металлической. Шпиль был удлинен при этом на 16 метров, что подчеркнуло стройность колокольни, не нарушая общих пропорциональных соотношений.

Деревянный шпиль не имел громоотвода, и неоднократно от ударов молнии возникали пожары. Особенно сильный пожар был в ночь с 29 на 30 апреля 1756 года. Загоревшийся шпиль рухнул, погибли и куранты. Огонь охватил чердаки и деревянный купол (иконостас быстро разобрали и вынесли), кладка стен дала трещины, и колокольню были вынуждены разобрать до окон первого яруса.
В 1766 году было решено восстановить колокольню «...делать оную точно так, какова прежняя была, понеже все прочие планы не столь красивы». Работы продолжались 10 лет. При восстановлении были уменьшены размеры купола, упрощена форма крыши.

В 1776 году на колокольне установили часы-куранты

Куранты Петропавловского собора - старейшие наружные часы города Петербурга.
Это почти механический компьютер середины XVIII века.
Каждые четверть они отбивают четвертной перезвон. Четыре разных музыкальных фразы.
Каждый час играют мелодию «Коль славен наш Господь в Сионе», а
каждые шесть часов — «Боже, царя храни».
И все происходит автоматически!»

Императрица Елизавета Петровна повелела Канцелярии о строении придворных домов и садов позаботиться о создании новых часов, подобных сгоревшим. Председатель Канцелярии о строении граф Фермор в письме от 11 мая 1856 года просил посланника в Голландии, тайного советника графа Головкина, найти готовые часы для размещения их в Петропавловской крепости. Если готовых найти не удастся, предполагалось заказать их вновь самым лучшим мастерам. В то время большой известностью пользовался О. Красс. Именно он в 1750 г. создал знаменитые перпендикулярные часы для курфюрста в Кельне. Правительствующий Сенат именно ему поручил создание новых часов, повелев графу Головкину заключить с ним контракт на условиях, которые Красс представил на рассмотрение в Правительствующий Сенат.

Контракт был заключен 7 июля 1757 г., и О. Красс приступил к работе. Уже в ноябре 1759 г. он уведомил графа Головкина, что к апрелю будущего года работа по созданию механизма часов будет полностью завершена и просил о том, чтобы к этому времени в Петербурге все было готово для установки часов на Петропавловской колокольне. Кроме того, Оорт Красс выразил сомнение, что для успешной установки часов на колокольне, ему будет достаточно одного подмастерья, как это было обусловлено в контракте. Поэтому он просил графа Головкина о разрешении взять в Петербург еще четырех подмастерьев и отнести их содержание, а также жалованье на счет российского правительства. Граф Головкин согласился и 11 декабря 1759 г. заключил с Крассом договор, который из-за болезни графа был подписан его сыном, и был скреплен печатью посольства.

В 1760 г., как и обещал мастер Красс, часы были полностью готовы. После прибытия часов в Петербург Красса ожидали великие огорчения. Колокольня, для которой создавались часы, не только не была окончена, но строительство даже не начиналось. Поэтому для размещения часов было решено построить деревянный домик шириной 4 саж. и высотой 6 арш. Оорту Крассу Канцелярией о строении было дано указание в этом маленьком домике собрать и заставить привести в действие весь сложный громадный механизм, который предназначался для башни высотой в 26 саж. Поэтому многие детали, которые были созданы в расчете на высокую колокольную башню, пришлось совершенно переделать.
Вознаграждение же Крассу обещали выплатить только после того, как часы будут установлены. Мастер остался в Петербурге, спустил на поддержание механизма в рабочем состоянии все деньги, из-за серьезных неприятностей в апреле месяце 1764 г. Красс сильно заболел и 27 мая того же года скончался.. Так печально окончил свою жизнь на чужбине выдающийся механик, который был известен во всей Европе.
Смерть его надолго остановила окончательную настройку часов. В 1765 г. в Петербурге был найден вольный часовой мастер Иоганн Ридигер, которому поручили собрать часы и затем установить их на колокольню. После осмотра часов Ридигер объявил, что конструкция часов очень удачная и для приведения их механизма в действие нужно не более 2 месяцев. Однако условия Ридигера были приняты Канцелярией о строении только в 1776 г.

В конце 1776 г. жители столицы снова услышали ту музыку, которой они лишились при пожаре ровно 20 лет тому назад. По свидетельству Рубана, бой часов был следующий:
- полчетверти часы ударяют несколько колоколов немного;
- четверть часа бьют несколько колоколов небольшой курант;
- полчаса играют во многие колокола небольшой курант в половину тона;
- часовой курант играют во все колокола во весь тон;
- в небольшой колокол бьют полчаса;
- по окончании часа ударяют в большой колокол.

До наших дней механизм часов дошел практически без изменений

Правда, в 1856 году его капитально отремонтировали, а на циферблатах колокольни установили минутные стрелки. До этого определить время по курантам можно было только приблизительно: по часовой стрелке и четвертному перезвону. Единственный элемент, которого коснулся технический прогресс, — механизм подъема гирь, они приводят в движение музыкальные барабаны и сами часы. Почти двести лет четыре гири весом 450 килограммов каждая поднимали вручную при помощи лебедки. С сороковых годов прошлого века эту работу выполняет электромотор.

В советское время часы пытались научить новым песням. Допустить, чтобы над Ленинградом звучало «Боже, царя храни», советские идеологи никак не могли. И с 1937-го года куранты стали играть «Интернационал», а с 1952-го по 1989-й — гимн Советского Союза. Правда, не каждый час, а лишь четыре раза в сутки (в 6 часов утра, в 12 часов дня, в 6 часов вечера и в 12 часов ночи). Кроме того, видимо, из идейных соображений механизм курантов тогда подсоединили не к голландской звоннице, как было до революции, а к русской. На русских же колоколах, в отличие от голландских, невозможно играть мелодии по нотам. Они «звучат аккордом» и предназначены исключительно для церковного перезвона. Поэтому, играя «Интернационал» и гимн Советского Союза, куранты отчаянно фальшивили. Потом больше десяти лет куранты вообще не пели — отбивали только время и четвертные перезвоны.

Изначально предназначенные для курантов мелодии вновь зазвучали над Петропавловкой только пять лет назад.

Но в 1830 году нашелся смельчак — кровельщик Петр Телушкин . Проявив находчивость и бесстрашие, он сумел без всяких лесов с помощью веревок подняться на шпиль. У основания креста он закрепил веревочную лестницу и в течение шести недель ежедневно поднимался на шпиль для ремонта фигуры ангела и креста.

В 1829 году во время штормовым ветром от креста оторвало листы, у ангела были повреждены крылья. Предстояла дорогостоящая реставрация с предварительным возведением лесов. В это время кровельный мастер Пётр Телушкин подал письменное заявление о том, что он берётся исправить все повреждения в кресте и ангеле собора без постройки лесов. Телушкин, как бедный мастеровой, не имея залога, необходимого для подрядчиков на строительные работы, "заложил, - как выразились "Санкт-Петербургские ведомости", - жизнь свою в обеспечение принятого им на себя дела". За свой труд определённого вознаграждения он не назначил, предоставляя начальству установить величину его, а просил лишь о выдаче 1471 рубля за материалы, которые потребуются ему при производстве починки. Предложение Телушкина приняли, хотя в благоприятный исход его предприятия никто не верил. Тем не менее, Телушкин выполнил взятое на себя дело, проявив необыкновенную физическую силу, ловкость и сообразительность.

За работу ему было заплачено от одной до пяти тысяч рублей ассигнациями. Президент Академии художеств А.Н. Оленин представил Телушкина государю Николаю I, который наградил смелого кровельщика деньгами и серебряной медалью на Анненской ленте с надписью "За усердие".

Существует легенда, что Телушкину была подарена также грамота, увидев которую были обязаны наливать бесплатно в любом кабаке, но он её потерял; тогда ему было поставлено особое клеймо под правой скулой, по которому Телушкин, приходя в питейное заведение, щёлкал пальцами - отсюда якобы пошёл характерный жест, обозначающий распитие алкоголя. Описываемое в легенде событие, было бы вполне вероятным для времён царствования Петра I, однако оно маловероятно для царствования Николая I, так что вероятнее всего является элементом городского фольклора.

В 1857 - 1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими по проекту видного ученого и инженера Д. И. Журавского. Металлические конструкции были изготовлены на Урале на Воткинском заводе, по частям их перевезли в Петербург, частично смонтировали на площади перед собором, а затем подняли на колокольню.Шпиль изготовлен из металлического каркаса, обшитого медными позолоченными листами. Высота его составила 47 метров, вес - 56 тонн. Внутри находится лестница на 2/3 высоты, далее - выход наружу, к окончанию шпиля ведут скобы. Общая высота шпиля с крестом и фигурой ангела составила 122,5 метра. Это до сих пор самое высокое архитектурное сооружение в Санкт-Петербурге. Конструкция расчитана на колебания в горизонтальной плоскости до 90 сантиметров. Из-за вращения Земли она качается постоянно, однако за всё время шпиль сместился в сторону всего на 3 сантиметра. Заменили фигуру ангела, фигура незначительно изменила свой облик, именно в созданном тогда виде можно видеть ангела по сей день. При замене конструкций шпиля реконструируют и куранты. К часам добавляется минутная стрелка, куранты перенастраиваются на игру двух мелодий ("Коль славен наш Господь" и "Боже царя храни").

Многоярусная колокольня собора увенчана шпилем, обитым медными вызолоченными листами, который завершается флюгером в виде фигуры летящего ангела с крестом. Петропавловский собор - самое высокое здание Санкт-Петербурга, если не считать вышку телепередающего центра. Высота собора 122,5 метра, высота шпиля - 40 метров, высота фигуры ангела 3,2 метра, а размах его крыльев 3,8 метра.

Летом 2001 гоа в Петербурге на колокольне собора Св. Петра и Павла был установлен один из красивейших и мощнейших инструментов в мире: 51 колокол, рассчитанный на четыре октавы. Такой карильон подарила Фландрия нашему городу.

Слово "карильон" мы до сих пор считаем иностранным, хотя первые карильоны из Голландии в Петербург привез еще Петр I - на колокольню Исаакиевского собора и в Петропавловскую крепость (оба не сохранились), - объяснил Сергей Алексеевич Старостенков, вице-президент Ассоциации колокольного искусства России, научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры). - Второй карильон для Петропавловки был отлит в 1760-м и перестал звучать больше 150 лет назад (сейчас его восстанавливают). И в Европе, и в Петербурге одни и те же колокола использовались для игры посредством клавиатуры (карильон) и для механического звона (куранты). Поэтому современники воспринимали карильон как часть часов-курантов и называли по-разному: "игральные часы", "игральная машина", "ручные куранты", "махина, которая управляется руками и ногами", "органные часы" и т.п.

Сооружение нового, фламандского кариольона началось в 1994 г. по инициативе г-на Йо Хаазена, директора Королевской школы карильона имени Жефа Денейна (г. Мехелен, Фландрия, Бельгийское королевство). Он настолько полюбил наш город, что не только женился на петербурженке и выучил русский язык, но и собрал 300 тысяч долларов на изготовление карильона от 353 спонсоров со всего мира - из Фландрии, Бельгии, Нидерландов, России, Англии, Франции, США, Новой Зеландии и даже Японии. На самый большой из колоколов (диаметр 1695 мм, весит больше 3 тонн!) бельгийская королева Фабиола пожертвовала 1 млн. бельгийских франков (на колоколе отлиты имена короля и королевы: "Baldvinus & Fabiola", т.е. "Бодуэн и Фабиола"), а простые фламандцы давали по одному-два франка. Многие колокола отлиты на частные пожертвования, в том числе и самый маленький (диаметр 190 мм, вес 10,3 кг). На колоколе №31 значится имя Йо Хаазена и его жены Наташи - как и других жертвователей. Среди спонсоров - несколько российских, в том числе - Михаил Песков, солист оркестра Мариинского театра. В Королевской колокольной литейне "Пти & Фритцен" (Нидерланды) на колоколах отлили и целые лозунги, например: "Пусть звонит сей колокол во славу России!", "Я звон собирал сорок лет... Звонарям Земли Русской - фамилия Смагины" или "Вечная память россиянам и фламандцам, павшим в Красном Селе в войне 1941-1945" (заметим: воевавшим по разные стороны фронта...).

Больше всего в Петербурге я люблю Петропавловскую крепость. Здесь воздух чище, здесь другая атмосфера, вода другая, люди другие, с другим менталитетом, - экспрессивно объясняет Йо Хаазен. - Мистика какая-то... Может, это все из-за ангела на шпиле. Может, из-за красоты необыкновенной! А может, из-за того, что моя фамилия переводится на русский язык как "Зайцев" - поэтому Заячий остров мне близок особенно...

Карильон - это не католический инструмент, а светский, - пояснил г-н Йо Хаазен. - На карильоне можно исполнять разные мелодии: оригинальную музыку барокко, романтическую музыку XIX века и современные ритмы, музыку ХХ века, даже фольклорные мотивы... Моя любимая музыка - из оперы "Князь Игорь" Бородина, а многим, я знаю, нравятся лирические мелодии. И у карильона настолько широк диапазон звучания, что он позволяет исполнять любую музыку. У нас в Мехелене карильонные концерты проводятся в субботу, воскресенье, понедельник, это давно стало городской традицией. Надеюсь, что в скором времени такая же традиция появится и в Петербурге - карильонные концерты в Петропавловской крепости станут регулярными, я сделаю все для этого.

Теперь на колокольне Петропавловского собора - уникальное сооружение, единственное в мире, три уровня звона: два карильона (новый фламандский и старый голландский, XVIII века, его 18 колоколов вскоре будут "работать" как куранты) и православная звонница, еще 22 колокола, всего около сотни колоколов!

Над карильоном располагается так называемый церковный звон или, как его ошибочно называют, «русская звонница», хотя звонница - это не набор колоколов, а колоколонесущее сооружение, выполненное в виде стены с висящими на ней колоколами.

Колокольный звон Петропавловского Собора включает в себя один из самых тяжелых сохранившихся исторических колоколов Санкт-Петербурга - 5-тонный благовестник. Этот колокол был отлит при Николае II в Гатчине на колокололитейном заводе Лаврова и привезен в собор. И на этом же заводе были отлиты средние и мелкие колокола русского колокольного звона.

В силу каких-то обстоятельств, которые сейчас нам не ясны, церковный колокольный звон Петропавловского собора и до революции пребывал в некотором запустении. Многие колокола были разбиты, многие висели без толку. Да и сам звон был достаточно «разношерстный». Интересна история, самого большого колокола. Он был отлит из старого колокола, отлитого при царях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче около 80-х годов XVII века. Волею царя Петра Великого он был откуда-то перенесен в новую столицу, Санкт-Петербург.


Колокола русского звона, приспособленные для исполнения
мелодии гимна Советского Союза



Большой благовестный колокол с
прикрепленным к нему часовым молотком

Колокольный набор Петропавловского Собора - это один из немногих, которые после революции сохранились, а ведь большая часть колоколов были переплавлены в конце 20-начале 30-х годов. «Вторая волна» гибели колоколов - годы так называемой «оттепели», они же - период обострения гонения на Церковь.

Почему сохранились колокола в Соборе Петра и Павла, сказать трудно. Возможно, они слишком высоко висели. А может быть, не представляли особой ценности для переплавки: их общий вес - всего 8 или 9 тонн, это немного.

Над русским церковным звоном в восьмигранной надстройке под шпилем располагается еще один совершенно уникальный набор колоколов - голландские настроенные колокола-куранты середины - конца XVIII века, времени правления Екатерины II.

При советской власти было принято решение о том, что часы Петропавловского собора должны играть гимн Советского союза - «Союз нерушимый республик свободных». Но местные партийные органы запретили исполнять гимн на верхних, специально настроенных для исполнения часовых мелодий колоколах, потому что сочли вопиющим безобразием исполнять гимн СССР на колоколах иностранного производства.

И было принято неслыханное решение: для исполнения мелодии гимна Советского Союза приспособить колокола русского церковного звона. Их добавили по количеству, перевесили, подточили, соединили со специально для этого сделанным часовым механизмом… К большому 5-тонному благовестнику приделали молоток - и он отбивал часы. Впервые гимн СССР был исполнен на этих колоколах в 1952 году.


Петербург считается часовой столицей России. Первые городские часы в Санкт-Петербурге появились в 1704 году. Это были механические часы, которые установили под шпилем Петропавловской церкви, которая тогда была деревянной. Первые городские куранты появились в 1710 году на колокольне Исаакиевской церкви. На каменной колокольне Петропавловского собора были смонтированы точно такие же в 1720 году. В 1852 году на здании Московского вокзала были установлены часы фирмы «Фридрих Винтер», которая занималась и их установкой. Эта же фирма поставила часовые механизмы, которые расположили в 1869 году на Главном Адмиралтействе и на башне Городской думы в 1884 году. Позже такие же часы установили и на здании Училищного дома в 1911 году.

Первые электрические часы появились в Санкт-Петербурге в 1880 году, когда их установкой занялась фирма «Сименс и Гальске». Новые электрические часы установили на зданиях Главного Адмиралтейства, Императорской публичной библиотеки. На башне Главной палаты мер и весов, расположенной на Московском проспекте, в 1905 году поставили астрономические часы фирмы «Нейгер и сыновья» с тремя циферблатами. К 1910 году в городе были расположены около 70 городских часов и курантов, а петербургское время стало эталонным. Массовая установка часов на улицах Санкт-Петербурга началась с 30-ых годов.

К 300-летию Санкт-Петербурга Швейцарская Конфедерация сделала официальный подарок – «100 часов для Санкт-Петербурга». Представители швейцарской фирмы Moser-Baer AG совместно с ООО «Матис» выполнили работы по реконструкции и восстановлению исторических часов. Их оснастили новыми швейцарскими механизмами с радиокоррекцией и датчиком положения стрелок. Управление стрелками часов осуществляется через спутник связи. Сегодня на улицах северной столицы действуют около 800 часов. Их сверка производится по астрономическим часам точного времени. Но часовщики говорят, что некоторые из них время от времени останавливаются, замирая на каком-то своем собственном историческом времени.

Куранты Петропавловской крепости

История башенных часов в Петербурге началась в 1704 году, когда первые часы были установлены под шпицем деревянной колокольни Петропавловской церкви. История сохранила имя мастера Никифора Архипова. К сожалению, созданный им механизм вскоре был утрачен и мелодию, извещавшую о наступлении нового часа, исполняли на колоколах вручную. С возведением каменного собора по проекту Доменико Трезини снова встал вопрос об изготовлении часов. На этот раз куранты были выписаны Петром I из Голландии. По воспоминаниям Берхгольца, камер-юнкера герцога Голштинского, на Петропавловской колокольне петровского времени каждый день в 12 часов особый органист играл пьесы. А Большие часы играли сами собой каждые четверть часа. Просуществовав более трех десятилетий, часы погибли во время пожара 1756 года. Поиски мастера были поручены графу Ивану Головкину, представлявшему в то время интересы России в Гааге. Выбор пал опять на голландского часовщика Оорта Красса. Созданные им куранты были доставлены на невские берега в августе 1761 года, но еще 15 лет томились, ожидая своего часа из-за ремонта колокольни. Но все-таки заняли свое законное место. На звоннице было установлено 38 голландских колоколов, на которых музыканты играли разнообразные мелодии. Ударявшие по ним молоточки соединялись специальными тросами с клавиатурой. После модернизации курантов Петропавловского собора, проведенной московскими мастерскими братьев Бутеноп в 1858 году, музыкантов, играющих мелодии на клавиатуре, с успехом заменили четыре хитроумных механизма. Тогда же после усовершенствования «музыкального узла» с колокольни зазвучали мелодии «Коль славен наш Господь в Сионе» и гимн Российской Империи «Боже, царя храни, сильный, державный, царствуй на славу…». Политические перемены в стране, наступившие после 1917 года, затронули и куранты Петропавловского собора, «перенастроенные» сначала на «Интернационал», а с 1952 по 1989 годы на гимн Советского Союза. И только в 2002 году над Петропавловской крепостью вновь зазвучали изначально предназначенные для них мелодии. К настоящему времени на четырех ярусах колокольни Петропавловского собора находятся 103 колокола. В том числе подаренный Фландрией в 2001 году карильон, состоящий из 51 колокола разной величины. Их голоса можно услышать во время концертов в Петропавловской крепости.

Часы на башне Главного Адмиралтейства

В 1711 году на башне Главного Адмиралтейства появились часы, прослужившие городу верой и правдой более столетия.

А современные часы были установлены лишь в 1869 году. Тогда механизм в часах соединялся с колоколами, осуществлявшими перезвон.

Их механизм проработал до 1907 года – времени, когда его остановили, чтобы подключить циферблат к новым электрическим приборам.

Известно, что во время блокады часы на башне Главного Адмиралтейства не работали. Но уже в 1944 году их стрелки вновь «побежали».

Часы на башне городской Думы

Думская башня с часами имеет свою особую биографию. Построенная на исходе XVIII века по проекту итальянца Джакомо Феррари она стала и башней ратуши, и сигнальной на случай пожара, а в дальнейшем одним из звеньев самой длинной в мире (1200 км) линии оптического телеграфа Петербург-Варшава. Часы на башне Думы были установлены сразу, о чем можно судить по акварели Б.Петерсена, но какие неизвестно. Они прослужили около 80 лет. В 70-е годы XIX века градоначальник Петербурга Ф. Трепов задумал амбициозный проект – ночное освещение часов на башне Городской думы. В 1882 году после обследования механизма часов специалисты пришли к выводу, что они давно испортились «вследствие совершенной их ветхости». Городская управа постановила выделить 3570 рублей на устройство нового механизма, с двумя металлическими и двумя стеклянными матовыми циферблатами, освещаемыми ночью. В июне 1883 года с часовых дел мастером Ф. Винтером было заключено соглашение об установке этих часов. Причем плату он мог получить только после всех работ. Если бы часы стали отставать более чем на две минуты в месяц, мастер должен был подвергаться штрафу. Заводить механизм мастер обязался за 50 рублей в год. Часы били четыре раза в час. Александр Блок писал: «Не слышно шуму городского, над невской башней тишина…» А тишина над невской башней при Блоке могла быть только в перерывах между четвертным боем часов. Известно, что часы несколько раз ремонтировались, но уже в советское время. С ними был связан случай, который газеты того времени окрестили «клинической смертью главного ленинградского проспекта». Впервые за много лет тишина над невской башней воцарилась летом 1986 года, когда в нее проник непрошенный гость, который отвинтил от огромного механизма гайку. Полупудовую железку вскоре вернули на место. Но через два года из механизма были украдены несколько шестерен и счетное колесо. «Голос Невского» вновь замолчал. Думские часы ремонтировались в 1989-м, потом в1994 году. Старинные часы шли, причем с отклонением не более 30 секунд в неделю. Шли, несмотря на то, что зимой в механизм надувало снега, циферблаты часов треснули и мастер по ремонту старинных крупногабаритных часов Владимир Репин перекручивал треснувшие циферблаты бинтами и вручную заводил механизм – 760 оборотов, поднимая три гири на бой и на ход часов. После недавнего ремонта и обновления курантов голос Невского проспекта зазвучал, наконец, по-новому.

Часы на башне Института Метрологии

Почти в самом центре города, рядом с Технологическим университетом, в тени деревьев прячется старинное здание с часовой башней. Высоко, под самой полукруглой крышей, на этой башне находятся три огромных циферблата. Один из них необычный: на нем не двенадцать привычных цифр, а двадцать четыре – по количеству часов в сутках. Часы на башне Института Метрологии – самые точные петербургские часы. Они были установлены по инициативе Дмитрия Менделеева. Все часы в НИИ метрологии связаны в единый механизм. Это не просто набор различных приборов для измерения времени, а целая слаженная электромеханическая система, внедренная еще Менделеевым. Во главе этой системы стоят образцовые часы, на которые «ориентируются» все остальные, в первую очередь башенные. Образцовые часы находятся в специальном помещении. Перевод времени на башенных часах осуществляется так: механизм останавливают на сутки, а на следующий день запускают систему уже по «новому» времени и стрелки опять начинают свой привычный ход. Эти башенные часы не останавливались даже в блокаду и были символом жизни для жителей Ленинграда. Во время войны в институте работало 12 лабораторий, в том числе лаборатория времени. Ее работа не прекращалась даже зимой 1941-1942 года, так как разрешено было использовать часть электроэнергии, предназначенной для радиопередатчика «Ольга», который был установлен во НИИ и осуществлял связь города с Большой землей. Часовой механизм, которому уже больше ста лет, заключен в стеклянный шкаф высотой в человеческий рост. За прозрачной стенкой – многочисленные шестеренки. Каждую минуту здесь происходит движение – бесконечное вращение. Работа часов похожа на жизнедеятельность сложного организма. Первоначально ход часов обеспечивался так: в шахту опускалась огромная гиря – ведро, наполненное свинцовыми гирьками, «чушками». Количество «чушек» было строго регламентировано: стоило убрать хотя бы одну, как менялись общий вес, период колебания маятника, а значит, и точность хода часов. В 1960-е годы маятник встал навеки – часы были переведены на электрический привод через редуктор.

Часы-куранты Александро-Невской Лавры

Первые куранты на одной из башен Свято-Троицкого собора лавры были установлены в 1782 году. На соседней башне водрузился 13-тонный колокол. Через четыре года собор, построенный по проекту Ивана Старова, был освящен и в него перенесли мощи Александра Невского. Часы проработали больше века, но не пережили первые годы советской власти. Лавра долго ждала возвращения курантов, и лишь в 2013 году, когда отмечалось 300-летие монастыря, была установлена копия старых часов. Их бой, как звон новых отлитых колоколов, снова зазвучал над Петербургом. Приход электроники на помощь часовщикам упростил контролирование курантов. Куранты бьют каждые 15 минут. Первую четверть – два колокола, 30 минут – четыре, три четверти – шесть, полный час играют все колокола, а потом 600 килограммовый колокол отбивает нужное число ударов.

Часы на фасаде здания Нахимовского военно-морского училища

Возведение здания с часами стало возможным благодаря победе на конкурсе архитектурных проектов, посвященного 200-летию Санкт-Петербурга, архитекторв А.И. Дмитриева. В 1909-1910 гг. был возведен Училищный дом имени Петра Великого. С 1944 г. в здании находится Нахимовское училище.

Часы на Кузнечном рынке

Эти часы – одни из самых загадочных часов Петербурга.

Кузнечный рынок был построен в конце 1920-х годов. Советскую идеологию воспевали изображения, серпа и молота, колосьев, фигуры рабочих и крестьян.

И только башенные часы смотрятся на этом фоне более чем странно: циферблат с пятиконечной звездой обрамляют знаки Зодиака.

До наших дней не дошло никаких сведений об их авторе и изготовителе. В 50-е годы часы исчезли, на их месте темнело пустое чердачное окно. И только в 90-е во время реконструкции всего рынка часы решили вернуть на место.

По единственной существующей фотографии более полугода мастера восстанавливали первоначальный облик часов.

Часы на Спасо-Преображенском соборе

Раньше на месте Спасо-Преображенского собора стоял другой храм, сгоревший в 1825 году. Уже через 4 года собор отстроили заново, но только северо-западная звонница осталась без циферблата. Часы вернули на историческое место спустя четверть века в 1853 году. Они были изготовлены в Лондоне часовой фирмой «Джон Мур и сыновья». При реставрации на часах обнаружили 32 отверстия от пуль времен гражданской войны: по храму стреляли со стороны Литейного проспекта. Существует предание, что главный часовой колокол – колокол боя, отбивающий каждый час днем и ночью, изготовлен из элементов декор, украшавших катафалк матери Николая I, Марии Федоровны.

Часы на Мраморном дворце

Часы на здании Мраморного дворца были установлены в 1781 году. Но часы, расположенные на здании сегодня – новые, выполненные в середине 1990-х. Часы удалось восстановить по некоторым деталям, совершенно случайно сохранившихся среди мусора на дне часовой шахты.

Каждые три дня часы требуют ручного завода. Семиметровые цепи поднимают гири весом более 150 кг.

Как и былые царские времена колокола дворца отбивают каждые 15 минут.

Часы на Эрмитаже

Проект Зимнего Дворца, автором которого был известный архитектор Бартоломео Франческо Растрелли, не предусматривал каких-либо часов на фасаде здания. Но в 1796 году по распоряжению государя русским изобретателем Иваном Кулибиным из Чесменского дворца на периферии Санкт-Петербурга сюда были перенесены часы. Однако век их был не так долог, на новом месте они едва успели отсчитать свое сорокалетие. Часы были непоправимо испорчены огнем во время пожара 1837 года. Восстановление императорской резиденции было начато незамедлительно, но до часов добрались лишь спустя два года. С заданием по созданию новых часов обратились к почтенному механику А.Гельферу, ранее уже сконструировавшего башенные часы для лютеранской церкви имени св.Петра и Павла. Мастер любезно согласился, попросив у его Императорского величества восемь месяцев срока и средства на реализацию. В результате новые часы появились на фронтоне Зимнего дворца в 1839 г. Циферблат часов изготовлен из стали в форме круга и покрыт черным лаком. Цифры и стрелки часов позолочены. Диаметр циферблата – 160 см. Высота цифр составляет 20 см, а расстояние между минутными делениями – 8 см. Длина минутной стрелки – 100 см, а часовой – 78 см. Циферблат находится на высоте 22 м и крепится непосредственно к стене Зимнего дворца. Поскольку это часы с четвертным колокольным звоном, то часовая звонница установлена за коньком фронтона на крыше дворца. Сегодня, как и в 1839 г., часы заводятся вручную. Одного завода хватает на три дня. Когда-то глубина шахты, по которым ходили гири, составляла 16,5 м, или примерно половину высоты Зимнего дворца. При этом часы имели лишь суточный завод. Сегодня современные технологии позволили укоротить шахту для гирь до 4,6 м. Последний раз часы реставрировались в 1994–1995 гг. С двух сторон циферблат украшают фигуры. Нигде больше они не повторяются. Аид и Персефона – властелины земных и подземных сокровищ. На центральном фронтоне Северного фасада – Геракл и Нептун.

Часы на доме Веге

Здание в форме шестигранника, которое называют доходным домом Веге расположено между Мариинским театром и Никольским Морским. Во время возведения дома главный фасад был украшен часами, с римскими цифрами на циферблате.

Когда хронометр встал, его прикрыли листом фанеры. Часовой механизм пытались реконструировать, однако все попытки оказались неудачными. Около 50 лет хронометр стоял.

Осенью 2015 года его заменили полной копией механизма, который был установлен здесь более века назад.

Часы на Московском вокзале

Московский вокзал был построен в 1847 году и, до того времени, как приобрести свое нынешнее название, он носил имя Николаевского, а затем и Октябрьского.

Архитектор возводил вокзал, который по внешнему виду напоминает европейскую ратушу.

Одной из основных архитектурных деталей во внешнем виде здания является 4-хугольная часовая башня, расположенная сверху центрального входа.

Через некоторое время после окончания строительных работ на башне было размещено уникальное часовое устройство с колоколом.

Часы на башне Финляндского вокзала

Первое здание вокзала было построено на Финляндской железной дороге в 1870 году по проекту архитектора Петра Купинского.

Над фасадом Финляндского вокзала на металлической конструкции башни установлены городские белые металлические часы пятиметрового диаметра.

Часы Гатчинского дворца

Гатчинский дворец был построен в 1781 году и уже тогда был украшен башенными часами. В Советское время часы были утрачены, на месте циферблата зияла пустота. Инженер-оптик Юрий Платонов восстановил часы по фотографии часов Мраморного дворца, построенного в тот же период тем же мастером – Антонио Ринальди. От часов Мраморного дворца к тому времени осталось лишь несколько деталей. По ним рассчитали размеры часового механизма. На его создание ушло более года. В 1993 году был установлен часовой механизм в Гатчинской башне, а в 1994 году циферблаты показывали время, отбивая каждую четверть часа. Часы проработали 15 лет, 2 года они не ходили. Но в 2012 году их отреставрировали, башню утеплили. Теперь часы работают.

Часовая башня Выборга

Кафедральный собор Выборга пережил шесть веков, однако был разрушен в ХХ веке, во время немецкой бомбежки в период Второй мировой войны.

Несмотря на практически полное разрушение собора, его колокольня не пострадала. Некоторые горожане видят в этом «промысел Божий», однако случай хранил звонницу не всегда. Первый сильный пожар случился в 1678 году, огонь перекидывался с одного строения на другое и постепенно дошел до часовой башни собора. Жар от пламени расплавил как часовой механизм, так и медные колокола.

Жители довольно быстро восстановили башню, усилив ее камнем. Через 60 лет пожар повторился, а в 1793 году колокольня, как и весь город, горела уже в третий раз.

В момент очередного восстановления часы перенесли в верхнюю часть колокольни. Новый механизм заказывался у часовщика из Хельсинки. Новые часы стали показывать время по всем сторонам света, и жители по сей день могут узнать который час из любой части города.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png