В прошлом церкви были главной целью большинства посетителей Рима. Верующие со всех концов Европы совершали долгое и трудное путешествие в Рим, чтобы поклониться семи холмам, на которых располагались паломнические церкви. Среди них были четыре патриархальных базилики (Сан Джованни ин Латерано, Собор Святого Петра в Ватикане, Сан Паоло Фуори ле Мура и Санта-Мария Маджиоре), а также три других церкви: Санта Кроче, Сан Лоренцо Фуори ле Мура и Сан Себастиано. Среди сегодняшних туристов все еще есть паломники, но намного больше церквей Рима посещаются в качестве достопримечательностей. Путешественники восхищаются их архитектурой и шедеврами искусства внутри. Здесь Вы найдете работы самых великих живописцев - Микеланджело, Рафаэля, Бернини, Караваджо, Сансовино, Филиппо Липпи и многих мастеров мозаичного искусства, наряду с фресками и каменной кладкой со времен Средневековья и более ранних эр.

Базилика Святого Петра

Самая знаменитая церковь Рима - базилика Святого Петра в Ватикане посвящена Апостолу, который, как полагают, был первым Епископом Рима и первым Папой Римским. Оригинальная церковь Св. Петра была посвящена в 326 и создана под патронажем императора Константина. В 1452 Папа Римский Николай V решил создать совершенно новую церковь, которая строилась до конца 18-го века. Непосредственно у входа в базилику находится известная Пьета Микеланджело, законченная в 1500 и защищенная укрепленной стеклянной панелью. Другие достопримечательности собора Св. Петра - богато украшенная Часовня Причастия с работами Бернини (шатер) и Борромини (бронзовая решетка), большой купол Микеланджело, легендарная бронзовая статуя Восхождения на престол Св. Петра, гробница Св. Петра, Папский алтарь с бронзовым балдахином Бернини. Мастер создал этот навес, когда ему было всего 25 лет, как истинный шедевр барочной скульптуры. В левом проходе находятся могилы известных Пап Римских, созданные ведущими мастерами, включая Бернини. Еще больше гробниц находятся в склепе самой знаменитой церкви Европы.

Сан Джованни ин Латерано

Санта-Мария-ин-Космедин

В южной части площади Бокка делла Верита расположена Санта-Мария ин Космедин - один из самых прекрасных примеров средневековой церковной архитектуры в Риме. Церковь была начата в 772 и закончена в 1124. У этого архитектурного драгоценного камня особая семиэтажная колокольня и широкий двухэтажный подъезд с навесом. Интерьер украшен созданной семьей Романа Космати мраморной инкрустацией, включая пол, мраморные стены святилища, мраморные кафедры проповедника и трон епископа. Проходы украшены фресками, а несколько колонн доставлены от древних достопримечательностей Рима . В склепе находятся ранние христианские могилы и фундамент языческого храма.


Но известность этой римской церкви обеспечена не её великолепной внутренней отделкой, или гармоничной архитектурой. Причиной всему стала большая мраморная плита в подъезде, известная как Бокка делла Верита, или Уста Правды. Туристические автобусы занимают всю прилегающую улицу, а многочисленные посетители выстраиваются в очередь к церкви. Гиды утверждают, что именно в этом месте римляне давали клятвы (по легенде, рот откусывал руку любого, кто говорит неправду). Намного более вероятно, что это был стенной фонтан, или плита, скрывающая оракула. Площадь Бокка делла Верита открывает один из самых прекрасных видов Рима, с её комплексом древних зданий и барочного фонтана.

Санта Мария ин Травестере

Санта-Мария ин Трастевере (плотно населенный район на правом берегу Тибра) является первым местом в Риме, где христиане смогли проводить свои службы на публике. Здание было начато в 221 и достроено в 340, затем восстановлено в 12-м веке и реставрировано в период Барокко. У церкви есть романская колокольня, фасад, украшенный мозаиками и ранние христианские саркофаги. Внутри посетителя ждет множество чудес, включая красивую мраморную инкрустацию на полу, позолоченный деревянный потолок, или мозаики в апсиде - настоящие шедевры средневекового искусства. Они изображают Христа, Деву Марию и многочисленных святых.

Церковь Санта Сабина

Церковь Санта Сабины была создана Петром Иллирием в 425-432 годах. Она сохраняет статус ранней христианской базилики, даже при том, что была украшена в 824. На стене над входом расположена одна из самых старых мозаик в Риме с двумя женскими фигурами, а в центральном дверном проеме установлены старейшие деревянные двери в христианском искусстве, датирующиеся 432 годом. Вырезанный неизвестным мастером из африканского кедра тонкий и выразительный рельеф иллюстрирует сцены Ветхого и Нового Завета. Восемнадцать из оригинальных 28 панелей сохранились до наших дней. Церковный неф расположен между 20 коринфскими колоннами из Паросского мрамора, как и украшенный мрамором хор. К церкви примыкает доминиканский монастырь, в котором Св. Фома Аквинский был монахом, а также красивый романский монастырь. Терраса рядом с церковью открывает великолепный вид на реку Тибр, площадь Венеции и Ватикан.

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура

Оригинальная базилика была создана здесь в 4-5 веках и посвящена Св. Павлу. До восстановления собора Св. Петра это была крупнейшая церковь в мире. Собор был восстановлен, будучи полностью разрушенным пожаром в 1823 и снова завоевал славу одной из четырех патриархальных католических церквей, а также одной из семи паломнических церквей Рима. Часть оригинального внутреннего убранства была сохранена и украшает новую церковь. Мозаики на фасаде были добавлены в 19-м веке, но на внутренней стороне Святой Двери Вы увидите элементы старой бронзовой двери из Константинополя (11 век). Обширный неф размерами 12 на 60 метров разделен на пять проходов с 80 колоннами, которые ведут посетителя к триумфальной арке с мозаиками пятого века, алтарю и апсиде. Высоко на стенах размещены 265 медальонов с портретами всех Пап.

Сант-Андреа-аль-Квиринале

В любом другом городе этот шедевр Бернини был бы заполнен туристами, но в Риме его часто пропускают среди изобилия церквей. Интерьер являет собой обильное выражение стиля барокко, где искусство, архитектура и дизайн беспрепятственно объединяются воедино. Неудивительно, что церковь была фаворитом Бернини среди всех его работ, даже при том, что кардинал никогда не платил ему за работу. Овальный план здания с восемью боковыми часовнями создает ощущение пространства и движения, плавно переходя от эллиптического плана к круглому золотому куполу наверху. Структурный дизайн барокко прослеживается буквально везде - от щедрого художественного оформления пилястров и бордюров к аркам, карнизам и окнам.

Церковь Святой Пракседы

Церковь Святой Пракседы сохранила черты ранней христианской базилики, пройде через множество этапов преобразования. Её высокий неф переходит в пресвитерию, где мозаики девятого века покрывают красивейшую в Риме триумфальную арку и апсиду. Многочисленные мозаики и фрески были созданы не как художественное оформление для прославления библейских событий и святых, а как иллюстрированные книги для просвещения преимущественно неграмотных Средневековых прихожан в доктринах веры. Часовня Сан-Дзено похожа на средневековую иллюстрированную книгу, где каждый уголок покрыт мозаиками с изображением святых и библейских символов.

Сан-Лоренцо-фуори-Мура

Эта раннее-христианская базилика является одной из семи католических паломнических церквей. Она была основана Константином Великим и несмотря на многочисленные разрушения и реконструкции сохранила свою оригинальную форму базилики, с высоким нефом с узкими боковыми проходами, алтарем на более высоком уровне и массивными колоннами. Здесь стоит обратить внимание на прекрасную инкрустацию цветных камней и мрамора на двух кафедрах проповедника, которую считают самым прекрасным образцом в Риме. Мозаики на триумфальной арке изображают Христа в окружении святых. Ниже, на уровне первой базилики, расположена могила Папы Римского Пия IX, который умер в 1878.

Церковь Санта Констанца

Одной из самых красивых церквей Рима считается Санта Костанца, построенная в начале четвертого века как мавзолей для дочери Константина. Этот небольшой архитектурный шедевр составляет лишь 22.5 метра в диаметре и довольно прост в дизайне, с непретенциозной кирпичной внешностью. Но внешний вид крайне обманчив, в чем вы сможете убедиться во внутренней части церкви. Внутреннее убранство Санта Констанца оформлено из редких и дорогостоящих материалов. Тонкие настенные мозаики включают священные христианские и языческие фигуры с детализированными животными и птицами, порхающими среди виноградных лоз. В церкви преобладает римская архитектура с 12 двойными колоннами с капиталами, ранними христианскими символами и мозаичным искусством.


Единственная площадь Рима, на которой нет церкви - это Кампо де’ Фьори. Все же остальные площади украшены одной, а то и сразу двумя, церквями, так что церквей в Риме великое множество.

Базилика Санта-Мария-ин-Виа-Лата

Basilica di Santa Maria in via Lata. Прeданиe гласит, чтo церковь пoстpoeна нa мecтe дoма, в кoтopом апостол Павeл провeл двa гoда пoд стражeй. Базилика пeрeстраивалась в XV и XVII вeкаx, ee нынeшний фacaд выполнeн пo пpoeкту Пьeтро да Кортона (1660).

В алтape церкви xpaнится византийская чудотворная икона Богоматeри-Заступницы (XIII в.), a в криптe соxpaнились фpaгмeнты дрeвнeго xрама c фрeсками.

Церковь Сан-Марчелло-аль-Корсо

Chiesa di San Marcello al Corso - посвящена папe римскому Марцeллу I (308-309). В XVI вeкe церковь пeрeстроил Антонио да Сангалло Младший, a вeк спycтя Карло Фонтана пocтроил фacaд в cтилe барокко. В интepьeрe заслуживают внимания алтapь c мозаикой XII вeка и кeссонный потолок (XVI в.). В тpeтьeй капeллe cпpaва мoжнo yвидeть фрeску XIV вeка, изoбpaжающую Мадонну c Младeнцeм.

Базилика Санти-Амброджо-э-Карло-аль-Корсо

(Basilica di Santi Ambrogio e Carlo al Corso ) c куполом paботы Пьeтро да Кортона (1668). Церковь пocвящeна главным святым Милана, Амвросию Мeдиоланскому и Карло Борромeо, чьe сeрдцe xpaнится в церковном рeликварии.

Церковь Тринита-деи-Монти

Chiesa di Тrinita dei Monti , XVI в.. Она примeчатeльна нeoбычной для Италии конструкциeй (двe парныe кoлокoльни), a тaкжe рocписями учeника Микeланджeло Даниэлe да Вольтерра.

Базилика Сант-Андреа-делле-Фратте

Basilica di Sant Andrea delle Fratte , XII в., пoзднeйшиe рeконструкции. Кoгда церковь нaчинaли строить, в этoм мecтe пpoxoдила гopoдская граница и рос лeс. Отсюда пpoиcxодит нaзвaниe базилики (итал. fratta - «колючий кустарник»). В XVII вeкe крышу, купол и кoлокoльню пeрeстроил Франчeско Борромини.

Церковь Сант-Атанасио-деи-Гречи

Chiesa di Sant Atanasio dei Greci , Джакомо дeлла Порта, 1572-1585. Ha фacaдe этой католической церкви мoжнo видeть надписи нa грeчeском и латыни, пocвящeнныe Афанасию Вeликому.

Церкви Санта-Мария-ди-Монтесанто и Санта-Мария-деи-Мираколи

Точки сxождeния проспeктов yкpашают бapoчныe церкви Санта-Мария-ди-Монтeсанто (Chiesa di Santa Maria di Montesanto ), pacпoлoжeнная мeжду via del Babuino и via del Corso , и Санта-Мария-дeи-Мираколи (Chiesa di Santa Maria dei Miracoli ) мeжду via del Corso и via di Ripetta . Они были пoстpoeны в XVII вeкe пo пpoeкту Карло Райнальди, кoтopый cyмeл дoбиться иллюзии симмeтрии, нeсмотря нa то, чтo Санта-Мария-дeи-Мираколи кpyглая в плaнe, a Санта-Мария-ди-Монтeсанто - овальная, потому чтo apxитeктор вынуждeн был встраивать здaниe в сущeствующий ансамбль.

Церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане

Площадь piazza delle Quattro Fontane yкpашаeт церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане (Chiesa di San Carlo alle Quattro Fontane , Франчeско Борромини, XVIII в.), или, кaк называют ee римлянe, Сан-Карлино.

Умeньшитeльноe нaзвaниe отражаeт paзмepы этой церкви - ee площадь нe бoлee площади пилона . Фacaд церкви отличаeтся плавными линиями и срeзанными углами. Скульптуры нaд вxoдом изoбpaжают св. Карла Борромeо, a тaкжe Жана дe Мата и Фeликса дe Валуа, основатeлeй ордeна тринитариeв, кoтopому принадлeжит церковь.

Церковь Сант-Андрна-аль-Квиринале

Chiesa di Sant Andrea al Quirinale , Джованни Лорeнцо Бeрнини и Маттиа дe Росси, 1671, принадлeжит ордeну иeзуитов и расположена на холме .

Раccказывают, чтo Бeрнини нe взял зa эту paботу дeнeг и cчитaл эту церковь своим eдинствeнным совeршeнным твopeниeм.

В плaнe церковь пpeдcтавляeт собой овал, пo пeримeтру кoтopого pacпoлoжeно восeмь капeлл. Цeнтpальный алтapь yкpашeн фигypой св. Андрeя Пepвозванного, возносящeгося нa нeбecа (Антонио Раджи, 1660).

Великая Римская империя в свое время позаимствовала религиозную модель у цивилизации Древних Греков. Целая плеяда божеств, их помощников и отпрысков перекочевала из античной Греции прямиком на римский Олимп, сменив лишь имена. По прошествии 8 столетий, философы и знать утратила веру в своих богов. К концу I века нашей эры в недрах процветающей империи зародилось христианство.


Представители еврейского народа, преподнесли многонациональному государству новую религию, основанную на вере в Бога единого. Постепенно христианство стало распространяться среди других народов империи. К III веку новая вера, охватившая умы подданных цезаря, была запрещена. Однако уже в 313 году Константин Великий подписал Миланский эдикт, провозглашающий терпимость к христианской вере. Вскоре был заложен первый камень Латеранской базилики – наистарейшего христианского храма, дожившего до наших дней.

Термины

К концу IV столетия язычество было предано забвению, официальной религией стало христианство. Храмы и святилища античных божеств в срочном порядке разрушались или перестраивались для нужд новой веры. Продолжая веками утвердившиеся традиции, служители церкви получили в свое распоряжение базилики (др.греч. βασιλική) – «царские дома». Для такого типа сооружений характерна форма вытянутого прямоугольника, имеющего нечетное количество нефов (обычно – 3, реже — 5). Еще одна отличительная черта базилики – отсутствие явно выраженного купола.

Помимо чисто архитектурного термина, в католической церкви «базилика» — это еще и особый титул. Наиболее старые и значимые для католиков храмы и соборы удостаиваются чести получить от Папы Римского звание базилики одной из пяти степеней (архибазилика, великая, папская, патриархальная и малая).


С момента становления христианства существовало негласное разделение на Западную и Восточную ветви. Первая представляла собой католическую церковь с главенством Римских пап, а вторая – православие с патриархатом в Константинополе. Многовековые разногласия между латинской и православной церквями по ряду церковных догматов, привели к тому, что в 1054 году папа Римский Лев IX и патриарх Михаил Керуларий предали друг друга взаимной анафеме.

Великая схизма, не только навсегда разделила христиан на православных и католиков, но и оказала влияние на все сферы, в том числе и на внешний облик церковных построек. Так, образ базилик в большей степени стала наследовать католическая архитектура. В средние века романский стиль эволюционировал в готику, а позднее — в и рококо. В общем же смысле «храм» (правосл. chormъ) – это дом, в котором существует алтарь и совершаются церковные обряды.


Православная архитектура обрела собственную модель церкви -«собор» (др.слав. сборъ). Произошедшее от старославянского «сбор», то есть, место для сбора, собор представляет собой главную церковь поселения, где происходят служения и обряды. Именно соборы характеризуются византийской купольной манерой построения и ярко выраженной крестообразной формой строений.

Католические церкви Рима

Поскольку в Риме зародилась и окрепла католическая вера (лат. Catholicismus – «всеобщий», «единый»), то большую часть церквей города составляют католические храмы и соборы. Наиболее старые и титулованные церкви Рима расположены на территории столицы и города-государства Ватикан. На их отделку, реставрацию и содержание понтификат не жалел средств, поэтому столичные храмы представляют собой захватывающее зрелище.

Латеранская базилика

Главный собор Рима – (Basilica di San Giovanni in Laterano) была заложена еще в IV веке. Один из первых христианских храмов является «архибазиликой», в которой расположены папский трон и кафедра. Во внешнем и внутреннем оформлении данный кафедральный собор сохранил множество элементов раннехристианской эпохи. Средневековое оформление фасада заботливо скрывает старинные мозаики от осадков и прямых солнечных лучей.

Интерьер Сан-Джованни ин Латерано изобилует росписями на тему Бытия, а также деяний апостолов Павла и Петра. Внутри храма находятся богато убранные часовни, хранящие гробницы понтификов и знаменитых граждан Рима.

Адрес: Piazza di San Giovanni in Laterano, 4

Латеранский дворец (Palazzo del Laterano)

Обитель понтификов, расположенная рядом с Латеранской базиликой, была возведена в IV столетии. До начала XIV палаццо неизменно исполнял свою роль, пока понтификат не был перемещен во французский Авиньон. После нескольких реконструкций имеет типичный для дворцов вид.
В современное время Латеранский дворец вмещает в себя один из музеев Ватикана.

Особый пиетет у посетителей вызывает католическая Святая Святых или же Капелла Санкта-Санкторум (лат. Sancta Sanctorum). Часовня, посвященная Святому Лаврентию, содержит гробницы Римских пап. Многие реликвии были перемещены из Святая Святых в Латеранскую базилику. Из оставшихся в капелле ценностей ценится нерукотворная икона VI века с ликом Иисуса. Также сохранились фрески XIII столетия и священные дары, присланные в VIII веке из Константинополя.

Адрес: Piazza San Giovanni in Laterano

Базилика Святого Климента (Basilica di San Clemente)

В первую очередь интересна как настоящий памятник истории и археологии. Основание здания было заложено еще в I веке н.э. консулом Титом Флавием Климентом, бывшем в родстве с цезарями. Во времена гонения христиан, знатный римлянин тайно укрывал у себя приверженцев веры, в том числе и Святого Петра. В IV столетии имение было превращено в древний христианский храм. Современный фасад церкви – это яркий образчик романской архитектуры, характерной для XII века.

Из реликвий, хранящихся в базилике, особо почитаются: мощи Святого Климента, одного из первых христианских епископов, священномученика Игнатия Богоносца. Старинная католическая церковь расположена неподалеку Латеранской базилики и Колизея (Colosseo).

Адрес: Via Labicana, 95

Санта-Мария-Маджоре (Basilica di Santa Maria Maggiore)

Папская базилика, основанная в V веке н.э. на Эсквилинском холме Рима. Католическая церковь посвящена святой Деве Марии. Внешний стиль – соединение строгого романского и более роскошного рококо. Над церковью возвышается высокая колокольная башня.

В интерьере большое впечатление производят раннехристианские мозаики, богатое украшение нефов, а также роскошные часовни, в которых покоятся понтифики и знаменитые итальянцы.

Адрес: Piazza di S. Maria Maggiore, 42

Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro)

Входит в число четырех патриарших базилик вечного города, обладает солидными размерами и торжественным убранством. Официально заложенный в первой половине XVII века, кафедральный собор находится на том месте, где по старинным преданиям, в I столетии н.э. был захоронен святой Петр. К созданию грандиозного храма приложили руку выдающие средневековые архитекторы: Донато Браманте (Donato Bramante), (Raffaello Santi), (Giovanni Lorenzo Bernini) и (Michelangelo Buonarroti).

Перед роскошным белоснежным фасадом собора раскинулась обширная площадь круглой формы. В дни больших церковных праздников, а также в особенных случаях, в стенах собора происходят церемонии при участии папы Римского. Собор и площадь совместно способны принять до 460 тысяч прихожан.

Адрес: Piazza San Pietro, Città del Vaticano

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (Basilica di San Paolo fuori le Mura)

Великая папская базилика, по меркам императора Аврелиана (III век н.э.) расположена за . Церковь была построена Константином Великим на месте предполагаемого захоронения Святого Павла. Обширное здание украшено античными колоннами. Большой интерес представляет галерея, наполненная портретами понтификов.

За прошедшие века храм неоднократно подвергался разграблениям и пожарам. До наших дней дошли: мозаика V века и некоторые элементы внутреннего декора. Большая часть интерьера была воссоздана в ходе масштабной реконструкции в XIX столетии. Во время раскопок под главным алтарем был обнаружена древняя каменная гробница, в которой якобы покоятся мощи апостола Павла.

Адрес: Piazzale San Paolo, 1

Церковь святого имени Иисуса (Иль-Джезу) (La chiesa del Santissimo Nome di Gesu)

Главный храм ордена Иезуитов посвящен имени сына Божьего, а посему его короткое название звучит как Церковь Джезу (Иисуса). Небольшое белое здание уютно устроилось в историческом центре Рима. Храм был построен в XVI веке знаменитым архитектором Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta), приверженцем вычурного маньеризма.

Особое впечатление на посетителей производят расписные потолки нефа и купола церкви. Персонажи из Библии и святого писания выполнены настолько искусно, что выглядят объемными.

Адрес: Via degli Astalli, 16

Сан-Карло алле Куатро Фонтане (San Carlo alle Quattro Fontane)

Средневековая церковь, построенная архитектором (Francesco Borromini) для канонизации кардинала Карло Борромео (Carlo Borromeo). Силуэт храма, как и его внешняя отделка наполнены изящными линиями и витиеватыми росчерками барочного стиля. Здание увенчано высоким овальным куполом, украшенным изнутри лепниной с геометрическим рисунком. В интерьере преобладает белый цвет и барочная лепнина.

Интересно, что церковь Сан-Карло расположена возле улицы четырех фонтанов (Via delle Quattro Fontane), украшенной 4-я ренессансными фонтанами XVI столетия.

Адрес: Via del Quirinale, 23

Сант-Иво алла Сапиенца (Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza)


Храм был построен в XVII веке для того, чтобы быть освященным в честь Святого Иво Бретонского, заступника ордена Иезуитов. Автором проекта являлся Борромини, который придал зданию пышный барочный дизайн. Церковь имеет необычный для католических храмов вид шестиугольника с закругленными краями. Сант-Иво представляет единый архитектурный ансамбль с арочной аркадой университета Ла Сапиенца (Universita degli studi di Roma La Sapienza).

Внутри церкви царят характерные для Борромини белый цвет и изысканная отделка. Высокий купол храма покрыт затейливой лепниной.

Адрес: Corso del Rinascimento

Сант-Аньезе-ин-Агоне (Basilica Sant’Agnese in Agone)

Церковь, освященная во имя Святой Агнессы Римской была построена в XVII веке Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi). Окончательный вид храму придал Борромео, поэтому фасад здания сочетает в себе маньеризм и барокко. Интерьер храма изобилует мраморными барельефами. Особую атмосферу создает расписной купол. В часовне хранится саркофаг папы Римского Иннокентия X.

Базилика св. Агнессы стоит на площади Навона (Piazza Navona ), богатой другими достопримечательностями Рима.

Адрес: Piazza Navona / Via S. Maria dell’Anima 30/A

Санта-Мария-делла-Кончеционе (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini)


Католическая церковь XVII столетия, принадлежащая ордену Капуцинов, имеет скромные размеры и простой внешний вид. Внутри церкви можно полюбоваться полотнами Караваджо (Michelangelo da Caravaggio), Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona) и Доменикино (Domenichino).

Особый трепет у посетителей вызываю крипты церкви Капуцинов. Шесть подземных помещений содержат украшения, выполненные из останков монахов. Около 4 тысяч служителей Божьих, умерших с XVI по XIX столетие, были перемещены с римского кладбища в крипту. Леденящий душу декор из черепов и костяков, был исполнен служителями ордена.

Адрес: Via Vittorio Veneto, 27

Санти-Апостоли (Santi Apostoli)

Католическая церковь, основанная в VI веке н.э., в которой изначально почитали апостолов Иакова и Филиппа. В течении прошедших веков, название церкви сменилось на Святых Апостолов или же 12 Апостолов. Трехнефная романская базилика существенно обновила свой облик в XVIII веке. Ученик великого Бернини, Карло Фонтана (Carlo Fontana), превратил скромный храм в величественное барочное здание.

Во внутреннем интерьере выделяются гробницы: папы Климента XIV работы Каннова и кардинала Пьетро Риарио. А также фреска Доменико Муратори (Domenico Muratori) «Мученичество св. Филиппа и Якова».

Адрес: Piazza dei Santi Apostoli, 51

Санта-Сусанна (Chiesa di Santa Susanna alle Terme di Diocleziano)

Скромная церковь была возведена в V веке на месте мученической смерти святой Сусанны Римской. Здание храма несколько раз было перестроено. Примечательно, что нынешний фасад церкви считается одним из первых образцов барочного стиля. Изнутри церковь богато украшена декоративными панелями и скульптурами. Главный алтарь, украшен росписями, на которых изображена св. Сусанна.

На данный момент Санта-Сусанна является главным католическим храмом для граждан США.

Адрес: Via 20 Settembre, 14

Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo)

– это древний исторически памятник, обладающий замысловатой судьбой. Приземистый монумент округлой формы возник на берегу Тибра во II веке н.э. Император Адриан задумал использовать строение в качестве семейного мавзолея. В VI столетии усыпальница обрела свое нынешнее имя, по воле папы Григория I, увидевшего ангела, снисходящего к куполу мавзолея.

В средние века понтификат активно использовал мавзолей для своих нужд, в том числе и для тайного перемещения между Ватиканом и Римом. К XVI столетию замок был переоборудован в настоящую крепость, в которой папа Климент VII скрывался от испанских войск. Впоследствии Замок Святого Ангела стал темницей для защитников столицы.


В настоящее время памятник сохранил в себе часть древних строений мавзолея, которые в XV-XVI века были реконструированы Ватиканом. Современные реликвии замка: древние урны с прахом цезарей, дворик Ангела (XV в.), лоджии, залы и апартаменты, принадлежавшие папам средневековой эпохи. Помимо всего прочего, с террасы замка открывается великолепный вид на Вечный город.

Адрес: Lungotevere Castello, 50

Базилика Максенция и Константина (Basilica di Massenzio di Costantino)

Или Новая базилика некогда представляла собой крупнейший христианский храм Рима. Идея строительством базилики в 312 году посетила императора Максенция, который вскоре пал от руки своего приемника – Константина. Здание имело беспрецедентную высоту – около 40 м и внушительную площадь – 4 тысячи м2.

Главным украшением базилики являлась большая статуя императора Константина. В настоящее время церковь является частью полуразрушенных развалин Римского форума (лат. Forum Romanum).

Адрес: Clivo di Venere Felice, Foro Romano

Православные церкви Рима

Храм Святой Великомученицы Екатерины (Chiesa di Santa Caterina Martire)


, расположенная в стенах виллы Абамелек (Villa Abamelek), являющейся посольством РФ в Италии. Этот православный храм был построен в 2009 году, хотя средства на его создания начали собирать еще во времена царской России. Начало строительства было положено в 2001 году, а в мае 2009 состоялось его освещение в честь великомученицы Екатерины.

Внутри храма выделяются фрески и резной иконостас, выполненные представителями Московской духовной семинарии. Православная церковь богата ценными реликвиями: мощи святых, в частности Екатерины, частица Животворящего Креста Господнего. Храм великомученицы Екатерины находится в подчинении Московского патриархата.

Адрес: Via del Lago Terrione, 77

Николаевская церковь (Chiesa Ortodossa Russa di San Nicola Taumaturgo)


Один из наиболее старых православных храмов в Риме, да и во всей Италии. Церковь была запланирована к постройке еще в начале XIX столетия, однако обрела постоянный адрес лиши в 1931 году. Для нужд русских верующих был выделен дворец, ранее принадлежавший Чернышевой, который со временем освятили в честь чудотворца Николая.

Убранство церкви составляет позолоченный иконостас XIX века, украшенный ликами великомученицы Екатерины и святой царицы Елены. Особенно ценные святыни: икона Божьей Матери, написанная монахами со святой горы Афон. Иконы святителя Николая Чудотворца и Александра Невского, лик Спасителя и Богоматери. Крест, с заключенными в него святыми мощами, подаренный королевичем Христофором Гергиевичем.

Адрес: via Palestro, 69/71

Рим действительно чудовищно стар. Древние катакомбы, античные храмы, гроты, сети узеньких улочек, неприметные здания богатейших церквей – всё это создаёт непередаваемую атмосферу. А религиозный мир Рима – отдельная вселенная со своими законами и традициями. Церкви Рима так многообразны и пестры, что поневоле начинаешь сомневаться, какую из них необходимо увидеть в первую очередь.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 октября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

Сан-Джованни ин Латеранно

Латеранская базилика находится на самой высокой ступени среди всех религиозных сооружений Рима, превосходя по статусу такие древние и бесспорно почитаемые памятники, как собор Святого Петра. В архибазилике находится трон понтифика. Некогда именно на этом месте располагалась первая христианская церковь Рима. Позже – уже к девятому веку – на Латеранском холме появился собор Святого Иоанна Крестителя, который ещё некоторое время сохранял за собой статус единственного папского храма.

Настоящий рассвет наступил для Латеранской базилики, когда за её реконструкцию взялся Борромини, придавший архибазилике яркие барочные черты. Тогда же из самого Римского форума были перевезены огромные бронзовые двери для установки у главного портала. Базилика Сан-Джованни поражает богатством фресковой живописи и мозаиками, выполненными в классическом византийском стиле. Резные потолки, украшенные лепниной колонны, скульптуры апостолов, древние религиозные артефакты из серебра и драгоценных камней – базилика оправдывает надпись над главным входом: «мать всех церквей в Риме и мире».

Церковь Санта-Мария-Маджоре

Базилику Святой Марии невозможно не заметить, так как она является самой крупной церковью католической столицы, о чём ненавязчиво напоминает её название: «маджоре» – большой. Да и перед самым входом стоит пятнадцатиметровая статуя Девы Марии, отлитая из бронзы. Сложно случайно пройти мимо. Кроме того, несмотря на то, что дата основания церкви отсылает нас в четвёртый век нашей эры, эта церковь является едва ли не единственной в Риме, практически полностью сохранившей свой аутентичный облик. С её основанием связана легенда о Божьей Матери, которая приказала выстроить храм на том месте, где выпадет снег.

Снег выпал, и церковь начали называть церковью «Божьей Матери в снегах», вот только происходило это действо в августе. Поразительной искусности мозаика тринадцатого века посвящена этому сюжету. Богатейшая роспись потолков, средневековые мозаики и великолепные образцы мозаичного искусства, сохранившиеся ещё со времён возведения церкви, повествуют о жизни Христа, передают ветхозаветные сюжеты. Церковь состоит из трёх капелл, самой известной из которых является Сикстинская, так что и поклонники культурных святынь, и желающие прикоснуться к святым мощам, гарантированно будут удовлетворены визитом сюда.

Сан-Пьетро-ин-Винколи

Базилика также известна как базилика Святого Петра в веригах, то есть в цепях. Примечательно, что данный артефакт, являющийся важной религиозной святыней, хранится в современной базилике. «Честные вериги» оказались здесь благодаря Евдоксии, византийской царице, которая в своё время преподнесла их в дар понтифику. Она же заложила в Риме храм, который сегодня мы называем Сан-Пьетро-ин-Винколи.

Базилика входит в список семи наиболее масштабных сооружений такого типа в Риме и на протяжении многих веков является одним из центров паломничества. Её фасад выглядит совершенно непримечательно, впрочем, это неудивительно. Внешняя скромность отличает большинство построек четвёртого века. Но большинство туристов приезжает сюда отнюдь не ради священных реликвий, а чтобы своими глазами увидеть потрясающую гробницу Юлия II работы Микеланджело со скульптурной композицией из сорока фигур и несомненно гениальную скульптуру «Моисей» того же мастера.

Санта-Мария-сопра-Минерва

Эта постройка, выполненная из светлого камня, является одним из главных храмов ордена доминиканцев. Она был передана ордену в восьмом веке. Тогда на месте современной базилики находилась ротонда, названная именем Минервы по названию одноимённого античного храма, который находился неподалёку. Именно тут в своё время Галилей и граф Калиостро «добровольно» отреклись от своих взглядов. Не узнать Санта-Мария-сопра-Минерва довольно сложно.

Это едва ли не единственный в Риме храм, выполненный в готическом стиле со стрельчатыми арками и небесно-синими сводами, искусно расписанными звёздами. К сожалению, средневековая готика не дошла до нас в своём чистом виде – в облике базилики всё же прогладываются традиционные для флорентийских мастеров и Рима элементы барокко. Главной ценностью храма до сих пор является статуя Христа с крестом, которую относят к работам Микеланджело. Она выдержана в духе Античности и демонстрирует момент воскрешения Христа.

Санта Мария дель Пополо

Довольно большое здание, оформленное в серых и голубых тонах, мало кого заставляет задержать на себе взгляд, вот только за такой ничем непримечательной оболочкой скрываются самые настоящие сокровища. По преданиям некогда на месте базилики находилась могила Нерона, над которой постепенно вырос тополь, быстро облюбованный воронами. Это место и так считалось проклятым, а появление костистого дерева и чёрных птиц сделало картинку ещё менее привлекательной. Всё изменилось в конце одиннадцатого века, когда Папе приснился сон. Дева Мария повелела уничтожить тополь и создать на его месте храм.

Сначала появилась часовня, а затем и сама базилика. Об интерьере этого места можно говорить часами – многие гении своей эпохи оставили здесь свои шедевры. Так, в разное время над оформлением капелл работали Джованни Бернини, который придал зданию барочный облик, Рафаэль Санти, украсивший купол масштабной и в плане размаха, и в плане замысла, мозаикой «Сотворение мира», Караваджо, итальянский мастер, подаривший этому месту целых две свои картины, и Пинтуриккьо, хотя работы последнего туристы не смогут увидеть. Капелла, которую он оформлял, сильно пострадала и была реконструирована уже Бернини.

Церковь Сан-Клементе

К востоку от Колизея находится небольшая церковь, вот только под невысокими сводами кроется настоящий кладезь христианских святынь, начиная со времён императора Нерона. Как ни странно, но в этой базилике можно поклониться даже православным святым, в частности мощам Кирилла, создавшего славянскую азбуку. Гробница Святого Климента – одна из важнейших составляющих базилики – находится на нижнем уровне. Местные мозаики представляют собой интерес. Говоря современным языком, они напоминают скорее комиксы, к тому же многие надписи выполнены в далёком от высокого стиле.

Это позволяет лингвистам говорить о существовании раннего итальянского языка. Под относительно новыми помещениями периода Средневековья в двадцатом веке были обнаружены руины раннехристианского храма. Особый интерес представляет храм Митры, который относят к третьему веку. Сейчас от него сохранился грот, в котором под сводчатым потолком стоят скамьи и алтарь из камня. Но и на этом археологи не остановились – под гротом оказались остатки гражданских помещений, уничтоженных во времена Нерона.

Санта-Мария-ин-Космедин

Церковь имеет лаконичное, строгое оформление, располагается на левом берегу Тибра. Вплоть до четвёртого века на месте церкви находился Бычий форум, а ещё ранее – античный храм, выстроенный в честь Геркулеса. Первое здание служило гражданским нуждам – оно выступало в качестве пункта раздачи пищи неимущим, но постепенно все благотворительные фонды были сосредоточены в руках Папского престола, сам же комплекс к седьмому веку стал собственностью греческой общины, которая бежала в Рим, когда пала Византия.

Даже в совереном названии церкви чувствуется отголосок тех времён: «kosmidion» – от греческого «прекрасный». Подобная характеристика не была случайной – внутреннее убранство храма и правда поражает. Полы работы Космати, аутентичный готический алтарь из красного гранита, пасхальный канделябр, сохранившийся с тринадцатого века, фрагменты мозаики Крещения Господня (остальные части хранятся в соборе Святого Петра и в галерее Уффици в солнечной Флоренции) – всё это можно увидеть в капеллах.

Колокольня же – одна из самых высоких в Риме – выполнена крайне ажурно и украшена разноцветной майоликой. Несколько необычным символом церкви являются «Уста истины» – мраморная плита, достигающая почти двух метров в диаметре. Точное применение этого отголоска Античности всё ещё не вполне понятно, но маска Тритона, его украшающая, однозначно вызывает интерес туристов.

Санта-Мария-ин-Трастевере

Как ни странно, но эта базилика – из-за ряда исторических обстоятельств – стала одной из самых популярный базилик среди православного населения. У её алтаря даже были установлены две православные иконы, но стоит понимать, что история создания самой церкви никоим образом не связана с православием. Важно понимать, что Санта-Мария-ин-Трастевере считается едва ли не первой базиликой христианского толка, официально разрешённой в Риме. Современное здание было в большинстве своём возведено в двенадцатом веке.

Основным строительным материалом были травертиновые блоки, которые взяли из античных терм. В то время подобная практика была обыденной. Фасад украшен изображением Девы Марии с Иисусом на руках. Фреска относится к тринадцатому столетию. Внутреннее пространство – с высокими потолками, лепниной и позолотой – «окаймляется» мозаиками в стиле косматеско.

Церковь Санта-Сабина

Базилика располагается на холме Авентин и является частью монастырского комплекса ордена доминиканцев. Она была возведена на останках матроны Сабины, почитаемой в Риме. К десятому веку местные власти по достоинству оценили все преимущества расположения базилики и превратили её в фортификационное сооружение. Однако и такое положение вещей сохранялось не долго – вскоре здание церкви начало переходить из рук одной знатной римской фамилии в руки другой.

Череда перестроек прервалась только к середине двадцатого века, когда орден доминиканцев пожелал вернуть базилике её аутентичный облик. Так, она смогла сохранить все характерные черты древнеримского сооружения. Если окажетесь в церкви Санта-Сабина, обязательно зайдите во внутренний дворик, где растёт старинное апельсиновое дерево. По преданиям это дерево было первым апельсиновым деревом, выращенным в Италии.

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура

Данная базилика является одной из четырёх так называемых патриарших базилик Рима. Располагается вне городских стен на месте, где по преданиям был похоронен апостол Павел. Впрочем, недавно саркофаг упомянутого апостола действительно был найден. Первый вариант базилики показался Феодосию I недостаточно величественным для столь значимого для всего религиозного мира места.

Началось масштабное строительство, которое и положило начало возведению современной церкви. Здание, которое можно наблюдать сегодня, имеет классический вид. Фасад оформлен довольно строго и украшен фигурой Христа, по обе руки от которого стоят апостолы: Пётр и Павел. В оформлении встречаются отголоски византийского стиля, а также архитектуры готики и барокко. Предметом особой гордости базилики является старинный орган, последняя реконструкция которого происходила в двадцатом веке.

Сант-Андреа-аль-Квиринале

Эта церковь – ещё один выдающийся проект авторства Бернини, созданный по заказу ордена иезуитов на Квиринальском холме. Ордену было необходимо помещение для новициата, то есть периода послушничества, институт которого был введён в шестнадцатом веке. Некогда на месте Сант-Андреа-аль-Квиринале находилась старая церковь, чьё здание слишком обветшало. Остался один фундамент – мощный фундамент, на котором десяток лет возводилась новая барочная базилика.

Сам Бернини считал её одним из лучших своих творений и мог часами сидеть внутри, наслаждаясь осознанием того, что это произведение архитектурной мысли принадлежит его авторству. Внутреннее пространство церкви очень контрастно – тёмные боковые панели выгодно оттеняют прекрасно освещённую центральную часть помещения. Доминантой интерьера выступает полотно «Мученичество святого Андрея» Гийома Куртуа.

Церковь Святой Пракседы

Этот памятник архитектуры девятого века не слишком выделяется на общем фоне римских улиц. Практически голый фасад сильно контрастирует с великолепием и роскошью декорирования внутренних помещений. Именно здесь располагается титулярная церковь, которая известна в большинстве своём красотой старинных фресок и наличием большого количества останков святых и великомучеников. Она названа в честь Святой Пракседы и располагается на месте прежнего баптистерия, посвящённого этой же святой.

Жизнь этой женщины дошла до нас в пересказах и легендах, но прославилась она в основном благодаря тому, что хоронила по канонам христианского обряда мучеников, замурованных в римских катакомбах. Сегодня в крипте находится свыше двух тысяч останков святых. Их имена выгравированы на мраморных плитах.

Сан-Лоренцо-фуори-Мура

Эта необычная с архитектурной и исторической точек зрения церковь находится вне городских стен, так как ранее христианские церкви воздвигались на местах захоронения мучеников, которые – как того требуют каноны – отдавали жизни за веру. А хоронили их по старым римским обычаям вне городских стен. Конструкция церкви является более чем оригинальной: по сути, это ряд самостоятельных церквей, которые просто были соединены.

Вплоть до Второй мировой войны в её облике отчётливо читались церковь Папы Пегалия и церковь Папы Гонория, но один вражеский снаряд уничтожил этот поразительный симбиоз. Большинство ценных фресок погибло, сохранились лишь мраморные фрески и несколько раннехристианских саркофагов. Также фактически не пострадала старая часть церкви, датируемая шестым веком. Прочие помещения пришлось реконструировать.

Церковь Санта Констанца

Первые варианты храма относятся к третьему столетию нашей эры. Его возведение связывают с именем Константина Великого, который решил построить мавзолей для своих дочерей. Строительство было начато незамедлительно, и совсем скоро у Номентарской дороги выросло аккуратное светлое здание с орнаментами, мозаиками с изображениями Иисуса Христа и тонкой росписью купола. Правда, постепенно мавзолей начал превращаться в базилику: сначала появилась купель для проведения обряда крещения, а затем и прочие атрибуты церкви. Такой мы видим её и сегодня.

Сентябрь 29, 2018

Рим – один из древнейших городов мира и уже многие столетия назад он был крупнейшим центром общественной и политической жизни. Особое место в жизни древних римлян занимала религия. Первые храмы, посвященные языческим Богам, начали возводить еще в царский период, примерно в VI веке до н.э. Эти самые древние храмы Рима сохранились до наших дней — их руины и сегодня можно увидеть в Риме. Давайте с ними познакомимся.


Руины античного храма Весты, посвященного римской богине семейного очага, находятся в древнейшей части Вечного Города, на Римском форуме. Предположительно храм появился в VI-V веках до н.э. Круглое в плане строение было окружено с внешней стороны колоннадой. В храме постоянно горел Священный огонь, который поддерживался жрицами богини Весты – весталками, а внутри находился тайник, хранивший священные реликвии.

Современники могут увидеть всего три пятнадцатиметровые колонны, алтарь, а также источник Ютурны, вода которого считалась целебной.


Одним из наиболее древних религиозных строений Древнего Рима, которым посчастливилось сохраниться до наших дней, считается храм Сатурна. Его руины можно увидеть на Римском Форуме. Сатурн — Бог земли и плодородия, в древности особо почитался римлянами, ему воздвигали храмы и его именем называли новые города. По приданию, в античные времена Италию называли Сатурновой землей.

Храм Сатурна был возведен у подножия Капитолийского холма во второй половине V века до нашей эры. За свою историю сооружение не раз горело во время пожаров, однако его восстанавливали. На сегодня уцелело лишь несколько колонн портика и часть фундамента. На фризе можно увидеть надпись на латыни:

SENATUS POPULUSQUE ROMANUS INCENDIO CONSUMPTUM RESTITUIT

Что в переводе звучит как: «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили ».

В республиканский период под храмом располагалось казначейство, где хранилась не только Римская казна, но и важные государственные документы.

Храм Портуна является одним из немногих античных сооружений, которому удалось дожить до наших дней. В древнеримской мифологии Портун считался богом дверей, ключей и скота, охранником входов и выходов. Храм находится на Бычьем форуме. В республиканские времена здесь располагался небольшой порт и рынок, на котором велась оживленная торговля скотом.

Первый храм Портуна появился еще в III веке до н.э., однако то сооружение, которое можно увидеть сегодня, датируется I веком до н.э. От предыдущего сооружения сохранилась лишь часть фундамента, найденная при раскопках.

Храм является старейшим, дожившим до наших дней, мраморным сооружением в Риме. Он был построен приблизительно в 120 году до н.э. на Бычьем форуме, недалеко от храма Портуна. Посвящен герою древнегреческой мифологии, обожествленному Гераклу, культ которого через греческих колонистов распространился и в Италии.

Легендарный древнеримский полководец и государственный деятель Гай Юлий Цезарь был вторым в истории, после основателя Рима Ромула, обожествленным римлянином. Спустя всего два года после жестокого убийства Цезаря, начиная с 42 года до н.э. началось возведение храма в его честь. К сожалению, до наших дней дошла лишь малая его часть, зато руины, которые можно увидеть сегодня на его месте, дают неплохое представление о том, каким внушительным по своим размерам это здание было более двух тысячелетий назад.


Три высоченные колонны и часть подиума – это все, что сохранилось от храма Венеры Прародительницы на форуме Цезаря. Он был возведен еще в 46 году до н.э. по указанию великого Юлия Цезаря в благодарность Венере, плодородия, красоты и любви, за помощь в победе над Помпеем. Культ Венеры имел особое значение в жизни древних римлян, считавших ее своей покровительницей.

Сохранившиеся руины храма расположены на Императорских форумах, или Fori imperiali, в центре форума Августа, построенного по заказу первого римского императора во 2-ом году нашей эры. Это было величественное сооружение, богато украшенное белым мрамором, скульптурами царей и великих римских полководцев, священными статуями богов и мифологических персонажей.


В 79 году нашей эры на Римском форуме был воздвигнут храм в честь двух обожествленных императоров Флавиевых – Веспасиану и его сыну Титу. От величественного храма осталось лишь несколько колонн, а также некоторые барельефы, которые на сегодняшний день хранятся в музеях.

Храм всех богов – Пантеон – раскинулся на Площади Ротонды, или Piazza della Rotonda, в историческом центре Рима. Это сооружение было построено по наказу императора Адриана в 126 году н. э. До наших дней он остается действующим храмом. Пантеон представляет собой уникальный образец древнеримской архитектуры, его конструктивные особенности свидетельствуют о больших достижениях в области античной инженерии.

В Пантеоне похоронено много выдающихся личностей прошлого, среди которых итальянские короли Умберто I и Витторио Эммануэле II, королева Маргарита Савойская, а также известные живописцы и архитекторы эпохи Возрождения Рафаэль Санти, Бальдассарэ Перуцци и др.

По словам историков, самым величественным религиозным строением Древнего Рима был храм, возведенный во славу богинь Венеры и Ромы, покровительницам Вечного города. Его освятили в 135 году н. э., в период правления Адриана. Архитектором этого монументального сооружения выступил сам император.

Руины, которые можно увидеть сегодня вблизи Колизея, дают представление о размерах античного строения. Постамент, на котором был воздвигнут храм, имеет длину 145 метров и ширину 100 метров.

Современный Рим — это не просто город с продолжительной, многовековой историей, это настоящий музей под открытым небом, экспонаты которого удивительным образом находят место среди современных зданий. Одним из таких примеров является храм Адриана, расположенный на Каменной площади (Piazza di Pietra). Часть древнеримского сооружения оказалась встроенной в здание XVII века, построенного по проекту Карло Фонтана.

Храм во славу обожествленного императора Адриана был воздвигнут его приемным сыном и приемником Антонином Пием в 141-145 годах нашей эры.

Храм Антонина и Фаустины – один из немногих хорошо сохранившихся дохристианских храмов Форума. По указу императора Антонина Пия, бывшего по своей сути глубоко религиозным человеком, на Римском Форуме примерно в середине II века был воздвигнут храм в честь его покойной супруги Фаустины. Когда скончался император, на церемонии прощания в небо был выпущен орел, что символизировало обожествление Антонина. На фризе портика можно увидеть латинскую надпись:

DIVO ANTONINO ET DIVAE FAUSTINAE EX S(enatus) C(onsulto)

которая в переводе с латыни звучит как: «Божественному Антонину и божественной Фаустине по решению Сената ».

Одним из самых крупных сооружений, расположенных на Римском форуме является базилика, посвященная императорам Максенцию и Константину. Высота сводов базилики, построенной в 312 году, составила 39 метров, а площадь всего одного нефа превышала четыре тысячи кв.м.

Самые древние храмы Рима, сохранившиеся до наших дней


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png