Зимние ограничения скорости

Зимой в Финляндии действуют особые ограничения. Максимально допустимая скорость на трассе - 80км/ч, на скоростной магистрали - 100 км/ч.

По оценкам агентства по транспоту Финляндии, зимние ограничения ежегодно спасают 14 жизней.

С финскими правилами дорожного движения можно ознакомиться на русском языке на финской "Организации по просвещению в области безопасности дорожного движения "Лиикеннетурва".

Следите за термометрами

Погода в Финляндии любит «баловать» водителей неприятными сюрпризами. Поэтому национальная дорожная администрация уделяет особое внимание изучению состояния дорог и предупреждению водителей.

На обочинах устанавливают термометры, которые показывают температуру воздуха (ilma) и дорожного покрытия (tie). Если температура дороги ниже нуля, а температура воздуха выше, водители сами снижают скорость: они знают, что в этих условиях возможно образование «черного льда» - тонкой корки, в которую превращается влага, конденсируясь на холодной дороге.

Этот лед практически незаметен, и мокрую дорогу трудно отличить от заледеневшей. Машина, попав на полосу «черного льда», мгновенно теряет управление. «Черный лед» чаще всего бывает в начале оттепели.

О температуре воздуха (ilma) и дороги (tie), а также о трафике можно узнать on-line, на сайте дорожного ведомства alk.tiehallinto.fi (изображения со 146 видеокамер, установленных на дорогах Финляндии).

Другое опасное явление - ледяной дождь. Капли воды, падающие через слой холодного воздуха, остывают до минусовой температуры, но не замерзают. Однако при первом же касании с ветками деревьев, проводами или дорогой они мгновенно превращаются в ледяную корку.

Предупреждает о появлении ледяного дождя резкое понижение температуры, стеклянный блеск в свете фар придорожных кустов и изменившийся стук капель по ветровому стеклу — он становится жестким.

ПАМЯТКА финских властей о Правилах дорожного движения на русском языке

Все дороги Финляндии по качеству их обслуживания делятся на три категории. Дороги высшей категории убирают от снега в первую очередь, затем чистят второстепенные дороги, и только потом - просёлки, которые к середине зимы оказываются под уплотненной снежной коркой. Такие дороги щедро посыпают гранитной крошкой, которая дает лучшее сцепление колес с дорогой, чем речной песок. Также крошкой посыпают самые сложные участки — въезды на мосты, примыкания дорог, перекрестки - в общем, те места, где машины перестраиваются и меняют скорость.

Шипы

По распоряжению дорожной администрации зимой, то есть с 1 декабря по 1 марта, ездить по Финляндии надо на зимних, желательно шипованных, шинах. Шипованные шины эффективны при езде по дорогам, покрытыми слоем уплотненного снега. Применение фрикционной резины ("липучки") или всесезонной допускается, но финны предпочитают использовать зимой именно шипованную резину, так как считают ее самой надежной.

Зимние шины (или шины, предназначенные для круглогодичного пользования, без шипов). Обязательное применение с 1.12. по 29.02. Применение зимних шин без шипов допускается круглый год. Глубина узора не менее 3 мм. Это касается всех зарегистрированных за границей легковых а/машин и пикапов общей массой не более 3500 кг.

Применение шипов допускается только в период времени с 1.11. по 31.03 или до второго понедельника после Пасхи, если этот понедельник не приходится на число более раннее, чем 31 марта. Исключение составляют случаи, когда применение зимней и/или шипованой резины обусловлено погодными условиями. За несоблюдение правила забывчивый водитель может поплатиться штрафом, весьма высоким .

Летние шины
Применение допускается с 01.03. по 30.11. Глубина узора не менее 1,6 мм. Иногда на границе финны меряют протектор, и из-за сезонного несоответствия шин вас могут просто не пустить в страну.

Стиль вождения

Финский стиль вождения удивляет россиян своей размеренностью. И он дает результат: смертность на дорогах Финляндии в три раза ниже, чем в России.

В Финляндии существуют специальные курсы, на которых водители изучают особенности зимнего вождения. Вкратце они сводятся к известным правилам:
всегда старайтесь предусмотреть развитие ситуации;
сбавляйте скорость до въезда в поворот;
не предпринимайте резких движений рулём, газом, тормозом; не совершайте непродуманных обгонов.

Зимой следует особое внимание уделять снегоуборочным работам. Снегоуборочные машины загораживают большую часть проезжей части, и обгон такой машины на обычной дороге часто заканчивается столкновением с встречной машиной. Иногда есть смысл подождать, когда снегоуборщик зайдет в «карман» на автобусной станции и пропустит «хвост» машин.

Помните, что аварийный сигнал в машине установлен не только для того, что бы обозначить остановку в неположенном месте или после столкновения. В случае, если вы чувствуете себя неуверенно, если возможна потеря управления, в любой неопределенной ситуации включайте «аварийку», демонстрируя окружающим, что с вами не все в порядке.

Необходимо следить и за состоянием машины - в частности «дворники» должны быть исправны и очищены от ледяных наростов, в резервуар для поливки ветрового стекла должна быть залита незамерзающая жидкость.

Сайт Финской дорожной администрации www.tiehallinto.fi

Сайт Службы безопасности дорожного движения Финляндии www.liikenneturva.fi (есть страницы на русском языке).

Номер дежурного дорожной службы Финляндии 0200 2100 (английский язык).

В случае ДТП вызывайте службу спасения по телефону 112 (английский язык).

Финские дорожные строители достигли высот в нелегком деле создания качественных дорожных покрытий. С точки зрения водителей многих стран финские дороги почти идеальны. Но все равно – езда по этим дорогам в зимний период требует определенного мастерства.

Финляндия находится в той части суши, где больше полугода происходит столкновение теплых воздушных масс из Атлантики и ледяных ветров Севера. Даже в разгар зимы может неожиданно начаться оттепель, которая сменится так же быстро снегопадом и морозами.

Здесь постоянно встречаются природные явления, потенциально опасные для автомобильного движения. Поэтому финская национальная дорожная администрация уделяет особое внимание изучению состояния дорог, предупреждению водителей об опасности и разрабатывает правила пользования транспортными средствами в тех или иных условиях.

Эта коварная температура

Часто на обочинах финских дорог можно увидеть специальные термометры. Они показывают температуру воздуха (ilma ) и дорожного покрытия (tie ). Финские водители, увидев, что температура дороги ниже нуля, а температура воздуха выше сами снижают скорость - они знают, что в этих условиях возможно образование на дороге «черного льда».

Так называют тонкую ледяную корку на дорожном покрытии, которую образ ует влага, которая конденсируется на холодной дороге. Этот лед практически незаметен на дороге - и дорогу мокрую от заледеневшей отличить очень трудно. Машина, попав на полосу «черного льда» мгновенно теряет управление. «Черный лед» чаще всего бывает в начале оттепели.

Другим опасным явлением зимой следует назвать ледяной дождь. Капли воды, падающие через слой холодного воздуха остывают до температуры ниже нуля, но не замерзают. Однако при первом же касании с ветками деревьев, проводами или дорогой капли мгновенно замерзают, образуя тоненькую ледяную корочку. Предупреждает о появлении ледяного дождя резкое понижение температуры, стеклянный блеск в свете фар придорожных кустов и деревьев и изменившийся стук капель по ветровому стеклу - он становится жестким.

Ради безопасности

Все дороги Финляндии по качеству их обслуживания делятся на три категории. Дороги высшей категории убирают от снега и обрабатывают солью в первую очередь, затем чистят второстепенные дороги, и только потом - просёлки. Дороги высшей категории чаще всего всю зиму стоят без снега, а вот второстепенные и проселочные дороги к середине зимы оказываются под уплотненной снежной коркой.

Такие дороги щедро посыпают гранитной крошкой, которая дает лучшее сцепление колес с дорогой, чем речной песок. Так же крошкой посыпают самые сложные участки - въезды на мосты, примыкания дорог, перекрестки в общем те места, где происходит изменение скорости движения и обязательные перестроения машин.

Следует помнить, что какой бы не была дорога, но все равно за безопастность в Финляндии отвечает водитель. В случае аварии сложные дорожные условия могут быть сопутствующим фактором, но не причиной аварии. Ведь сказано в правилах, что водитель должен выбирать скорость движения соразмерно дорожным условиям. Именно поэтому следует следить и за техническим состоянием своего автомобиля - в частности за его шинами.

Время зимних шин

По распоряжению Финской дорожной администрации зимой, то есть с 1 декабря по 1 марта, в Финляндии необходимо использовать зимние, желательно шипованные, шины. Шипованные шины рекомендуется в этот период использовать всем неопытным водителям. В остальное время применение зимних шин с шипами разрешается с 1 ноября по 31 марта, а при наличии соответствующих погодных условий и дольше.

К тому же шипованные шины наиболее эффективны при езде по дорогам, покрытыми слоем уплотненного снега. А вот на асфальте польза от шипов снижается. Поэтому финские шинники предлагают водителям новое поколение так называемых фрикционных шин. Эти шины не шипуются, а обладают специальным резиновым покрытием, которое может менять свои свойства в зависимости от температурных условий, и обладает повышенным коэффициентом трения, в том числе и по отношению ко льду.

Например, финская Hakkapeliitta R уступает шипованным шинам на голом льду, зато выигрывает на асфальте, покрытом кашей из снега, соли и воды. Большой плюс - ее можно использовать и в Финляндии, где зимой желательно ездить на шипах, и в Германии, где шипы запрещены. Финские шинники гордятся тем, что новая шина имеет сниженное сопротивление качению, при сохранении тормозных характеристик.

Однако фрикционные свойства покрышки ухудшаются по мере ее износа, поэтому покупая покрышки еще раз поинтересуйтесь, какая высота протектора считается для шины критической, что бы ее использовать в качестве зимней резины.

О погоде на дороге, о дорожных работах и о многих важных вещах можно узнать на сайте Финской дорожной Администрации.

На сайте по-фински, по-английски и частично по-русски вы можете получить оперативную сводку погоды и даже самим увидеть дороги Финляндии с помощью сети дорожных видеокамер. А что касается правил Дорожного движения, то рекомендуем посетить сайт Службы безопасности дорожного движения Финляндии.

Если надо оказать в экстренных случаях первую медицинскую помощь вызывайте Службу спасения по телефону 112. Английский - рабочий язык этой службы. Если произошла авария и нет жертв то обращайтесь в местную полицию по телефону 118.

Счастливого вам пути!

Особая благодарность за консультации - Финской дорожной администрации и г-ну Паули Хайми.

Текст: Константин Ранкс

Одной из главных проблем коммунальных служб всегда считается уборка снега и наледи, и несмотря на постоянное внедрение новых способов спасения от гололеда, соль по-прежнему в ходу. The Village собрал 5 технологий очистки улиц в тех странах, где зимой выпадает снег, узнал об их плюсах и минусах и взял комментарии у экологов, обувных мастеров и простых жителей.

СОЛЬ (NaCl)

ПЕТЕРБУРГ, МОСКВА, КИЕВ

Дешевизна

Вред. Соль - это хлорид, очень активное вещество. Например, несколько лет назад она привела к аварии на Южной подстанции (Петербург), разъев провода, проложенные под землей. Соль приводит к коррозии труб, мостов, автомобилей, вызывает аллергию, вредит обуви, одежде, лапам животных и историческим памятникам. Не говоря уже об окружающей среде, так как попадает в подземные воды, почву и реки.


Тротуары посыпают технической солью или соляными смесями на ее основе
Уборка снега в Киеве

МОСКВА

В уборке территорий столица продвинулась дальше остальных регионов. Московские дорожники гордятся своей системой превентивных мер: еще до выпадения снега дороги обрабатывают жидкими реагентами - 28%-м раствором хлористого кальция и хлористого натрия (пищевая соль). Обработку делают на основе данных метеослужбы и системы радаров, способных прогнозировать количество осадков с точностью до 1 мм воды или 1 см снега. Московские коммунальщики любят реагенты - в этом году они впервые решили посыпать ими дворы и резко увеличили объемы закупок твердых химикатов.

270 000 тоннами соли засыпают площадь в 88 млн кв. м. Зимой на уборку московских дорог уходит 2,1 млрд рублей ежемесячно.

КИЕВ

ПЕТЕРБУРГ

Также на улицах можно встретить песок и следы действия специальной смеси «Бионорд», которой очищают тротуары. В нее входят три вида соли: хлористый кальций, хлористый магний и хлористый натрий. На зиму город закупил 92 000 тонн «Бионорда». Для снеговой каши, которая получается в результате действия соли, даже есть специальное название - шуга. Соль способна плавить лед вплоть до температуры минус 21 °С, однако при опускании столбика термометра ниже минус 9–10 °С ее эффективность резко падает. В Финляндии соль перестают использовать, как только температура опускается ниже минус 5 °С. Финские метеорологи утверждают, что дороги становятся менее скользкими при очень низких температурах.

Мнение: Химические реагенты на дорогах


Евгений, мастер ремонта обуви «Vip-мастер»:
«Сильнее всего соль разъедает нитки. Поэтому прошитая обувь страдает больше всего. К тому же за последние годы упало качество обуви: изменилась технология изготовления, участился заводской брак, материалы стали хуже. Поэтому обувь от соли страдает очень сильно. Если же говорить о кожаной обуви высокого качества, то при каждодневном уходе за ней, просушке особенного вреда соль не причиняет. В годы с малым количеством снега, наоборот, обувь сильнее стирается, значительно возрастает ремонт набоек и накатов».


ФРИКЦИОННЫЙ МЕТОД:
ПЕСОК И КАМЕННАЯ КРОШКА

АВСТРИЯ, ФИНЛЯНДИЯ, ГЕРМАНИЯ, ШВЕЦИЯ И ДРУГИЕ

экологичность, возможность повторного использования
задерживается на проезжей части не более чем на полчаса:
ее сносит ветром, колесами автомобилей и ногами пешеходов.


В Хельсинки снег утрамбовывают и посыпают каменной крошкой

После долгих проб, ошибок и научных исследований Европа практически полностью отказалась от использования химических реагентов для плавления снега и льда. В Берлине, например, закон разрешает использовать соль только на опасных участках дорог. Химикаты наносят слишком очевидный вред окружающей среде и городскому хозяйству. Мелкий песок - тоже не лучший вариант. Он пылит, попадает в легкие и не годен к вторичному использованию. Тогда как гравий и каменная крошка - экологичны и экономичны, хотя изначально и обходятся дороже соли.

Весной крошку снова собирают специальными аппаратами, напоминающими пылесос, моют и используют повторно в следующем году.

Метод разбрасывания песка и прочих абразивных (твердых и мелкозернистых) материалов называют фрикционным: гололед этим способом полностью не устранить, но сцепление с дорогой улучшается. Главное условие для использования этой технологии - дороги нужно чистить практически до асфальта сразу после снегопада или во время него. В некоторых городах Европы даже существуют специальные ящики с гравием, расставленные для пешеходов, чтобы жители могли сами разбросать песок, если очень скользко. Кстати, такие ящики иногда можно встретить и в Петербурге, например на Большом Сампсониевском проспекте и возле метро «Старая Деревня».

В 2010 году на содержание дорог зимой в Финляндии было выделено 22 млн евро, однако из-за сильных снегопадов бюджет был превышен на 17 млн.


Аврора Рамо, жительница Хельсинки:
«Когда снег идет ночью, его, как правило, очищают прежде, чем люди просыпаются и едут на работу. Но если снега много, то убирать его не успевают, и тогда останавливается всё! Три дня назад я ждала автобус 45 минут: они просто никуда не едут, хотя обычно ходят раз в 10 минут. Иногда пассажирам даже приходится выталкивать автобус из снега. Насчет льда - не знаю, как часто тротуар посыпают крошкой, но я этой зимой ни разу не поскользнулась, даже очень пьяная. И с обувью всё в порядке. Это касается улиц, а во дворах никто не несет ответственности за разбрасывание гравия, моя бабушка недавно из-за этого упала на льду. А вот в Берлине зимой очень скользко. В прошлом году я чувствовала себя так, как будто пришла на каток без коньков».

МЕТОД ТОРГЕЙРА ВАА

ШВЕЦИЯ

эффективность, экологичность, долговременный результат
нужна специальная дорогостоящая техника


Метод, придуманный Торгейром Ваа, внедряется в Швеции в экспериментальном порядке

В 2004 году в Швеции внедрили новый метод борьбы с гололедом, который придумал шведский ученый Торгейр Ваа. Мелкий песок в пропорции 7 к 3 смешивают с горячей водой 90–95 °С и разбрызгивают на улицах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает на 3–7 дней с ежедневным трафиком около 1 500 автомобилей. Или пока не пройдет новый снегопад.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ХИМИКАТЫ

США, КАНАДА, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ

Хлорид магния

высокая эффективность
дороже, чем техническая соль, и вызывает
еще более сильную коррозию металлов


Великие соляные озера в штате Юта

Американцы и канадцы для очистки улиц и тротуаров используют в основном хлорид магния, который добывают на Великих соляных озерах в штате Юта. MgCl2 cодержит меньше хлора, чем остальные хлориды, а его эффективность при меньшем расходе значительно выше. Зимой 2010 года штат Мэриленд потратил 50 млн долларов на очистку дорог, штат Вирджиния - 79 млн долларов. В Канаде на содержание дорог зимой ежегодно выделяют 1 млрд долларов.


Кальциево-магниевый ацетат
и хлорид кальция


экологичность
высокая стоимость, нельзя применять при низкой температуре

Снегопад в Веллингтоне

Кальциево-магниевый ацетат используют в большинстве городов Новой Зеландии. Для металлов он не вреднее воды, да и на окружающую среду оказывает небольшое влияние за счет отсутствия иона хлора. Однако этот химикат используют только до минус 7 °С. Популярным средством также является хлорид кальция. Кстати, его 10%-й раствор продается в аптеках, а в бытовых условиях CaCl2 применяют для приготовления творога.


Мочевина


полезна для окружающей среды

в 7 раз дороже соли, малоэффективна

Подвесной мост, который очищают от снега с помощью мочевины

Из органических средств чаще всего используют мочевину. Благодаря низкой коррозионной активности, она обычно применяется для удаления льда с висячих мостов. Мочевина нетоксична, но недостаточно эффективна для использования в больших городах.

НИКАКИХ СРЕДСТВ

ЯПОНИЯ И ОСТАЛЬНЫЕ 230 СТРАН


После снегопада в префектуре Аомори

В горах Японии за зиму выпадает до нескольких метров снега, а в городах - по 15–20 см за ночь. В результате к концу зимы тротуары и междугородние дороги превращаются в узкие снежные каньоны со стенами высотой в 2 человеческих роста и выше. Однако дороги в Японии никак не обрабатывают, только счищают снег. Потому в городах гололед не такое уж редкое явление. При этом шипованные шины в стране запрещены. Кстати, уборка снега возле домов и на тротуарах - задача самих жителей.

МНЕНИЕ ЭКОЛОГА


Семен Гордышевский, председатель правления НП «Санкт-Петербургский экологический союз»:
«Лучший способ - всего лишь вовремя и дочиста убирать снег. Финны и шведы с этим легко справляются. В Финляндии принят наиболее безопасный для окружающей среды регламент, утверждающий минимальное использование соли. В Петербурге же ждут, когда снег утопчут до наледи, а затем засыпают ее солью. Мало кто задумывается о том, куда соль девается с улиц. А она либо с тротуаров и снегоплавильных установок попадает в канализационные стоки и затем отфильтровывается на очистных сооружениях, либо стекает с водой в каналы и выносится в залив. Причем, как ни странно, первый вариант хуже. Осадок, образующийся в очистных сооружениях, идет на сжигание. А хлор, содержащийся в соли, при сжигании выделяет очень опасные вещества - диоксиды, полициклические ароматические углеводороды и другие соединения. В Петербурге такой осадок сжигают 3 завода. И вся сгоревшая бытовая химия, моющие средства и соль в виде опасных соединений разносятся от них ветром по городу».

Полноприводной Соболь 4х4 провоцирует отправиться в путешествие, где есть место приключениям и открытиям. Именно с ним была связана идея прокатиться по Финляндии и Норвегии, где Соболь стал бы и транспортом, и домом помогая сэкономить на проживании. Но лето проходило, а планы оставались планами, пока не появилась мысль отправиться в Скандинавию зимой.

В заполярном Ивало планировались тесты новых зимних шин Nokian и это стало стимулом разработать маршрут, чтобы окольными путями выйти в Норвегию, а оттуда заехать на полигон “White Hell” на тесты. К тому же, летом по этим местам путешествует много народа, а зимних отчетов почти нет и это тоже повод узнать самим и рассказать другим, есть ли смысл ехать на Север Европы зимой.

Зимняя Финляндия

Отправляясь путешествовать по северу Финляндии и Норвегии первым делом ставим хорошие шипованные шины. Никаких всесезонок, а если фрикционные «липучки», то с особой осторожностью, так как они предназначены чаще для стран с мягким климатом. Зимние дороги в Финляндии сплошной лед или укатанный снег, а гранитной крошкой посыпают только в городах и никаких реагентов. В таких условиях хорошо работают только шипы, это уже проверено не раз.

Для нас выбор шин не стоял - раз едем тестировать новые шины Nokian Hakkapeliitta 9, значит поедем на предыдущей модели Hakkapeliitta 8 SUV, чтобы сравнить их в одинаковых условиях. Есть ли разница или это всего лишь маркетинг и не более. Впрочем, о выборе шин мы ни разу не пожалели, но об этом ниже.

Чем дальше едем на Север, тем ниже падает температура. В Хельсинки было +5, а в первой точке остановки Оулу уже -6. Впереди по прогнозам до -20. Пейзаж вокруг по-настоящему зимний, но через 300-400 километров начинаешь от него уставать. Красиво, но остановиться с красивым видом негде, съехать с дороги негде. Остановки только на парковках для отдыха, но это не смотровые площадки.

Почти все туристические места по дороге закрыты и заметены снегом. Гостиницы работают не все, так что зимой обязательно планируйте проживание заранее. Найти работающий мотель или кемпинг пролетом почти невозможно. Либо, как вариант, ночевка в автомобиле.

Останавливаться для ночевки можно на тех самых парковках для отдыха. Только на некоторых из них стоят знаки запрета остановки кемперов. Парковки часто находятся в глубине лесополосы и с дороги почти не видны. Для такого случая еще до отъезда установили в Соболь воздушную автономку Eberspaecher, чтобы можно было с комфортом ночевать не заводя двигатель.

Важно учитывать, что чем дальше вы будете забираться на Север, тем меньше будет становиться световой день зимой. Лучше планировать не больше 300-400 километров в день, чтобы иметь возможность где-то остановиться, что-то посмотреть и при этом не вваливать по темноте к месту ночевки.

Топливо и заправки

Подавляющее большинство заправок по дороге будут автоматическими. Наличные они не принимают и только карты. Надо вставить карту, ввести пин-код, указать номер колонки и максимальную сумму заправки. Если заправитесь меньше, то снимется только сумма залитого, а не указанная. При этом на всех заправках компьютеры умеют писать на русском языке. Проблем не возникнет.

Дизельное топливо на многих заправках имеет указание температуры «замерзания». Например, прямо на колонке может быть указано -32-37. Температуры под 40 в Финляндии бывают, но не часто и длятся недолго. За неделю до нашего приезда было -39, но за наше путешествие температура не опускалась ниже -25.

С запуском дизеля Cummins Соболя проблем не возникало, а вот сами финны часто пользуются электрическими подогревателями. На многих парковках есть розетки и машины стоят подключенные к ним. В Россию с такими подогревателями поставлялся Chevrolet TrailBlazer, но даже в официальных центрах не было переходника под розетку и не все знали, что система такая в машине есть с завода.

Располагаются заправки около населенных пунктов вне скоростных магистралей. На скоростных шоссе заправок чаще просто нет и надо съехать на второстепенное шоссе. Это не касается юга Финляндии, где заправки есть везде. Лучше всего закачать карту с POI заправок на вашем пути, это может быть полезным.

Стоимость дизельного топлива колеблется в среднем около 1,4 евро за литр. В Норвегии топливо чуть дороже, но не критично в сравнении с ценой на севере Финляндии. При этом в Норвегии ездят много американских автомобилей с огромными движками. Сказывается довольно высокий уровень жизни.

Расход нашего Соболя за все путешествие составил меньше 11 литров на сотню. Это честный расход отмерянный по тарированному одометру с поправкой 2-3% и залитым топливом. Очень неплохо для трехтонной машины и 2,8-литрового дизеля с гоночной прошивкой в мозгах. При этом часто работала и автономка.

Норвежские фьорды зимой

Чем ближе к фьордам, тем выше горы, а дорога начинает петлять по ущельям. Ехать приходится еще более осторожно, так как на узких разъездах приходится тяжело. Никаких смотровых площадок не предусмотрено, хотя местами хочется остановиться посмотреть или пофотографировать.

Световой день становится еще короче. Короче потому, что низкое солнце не может перепрыгнуть горы и некоторые ущелья или даже все фьорды оказываются в тени. Для осмотра достопримечательностей и фотосъемки остается всего три-четыре часа при хорошей погоде. Остальное время темнота или серая и плоская картинка.

Зимние фьорды прекрасны. Равно так же они прекрасны были с борта ледокола, на котором мы заходили в них. Но вся эта красота теряется серыми днями и недоступна из-за невозможности съехать куда-то с дороги или остановиться на ночевку. Все занесено снегом, а высота сугробов на остановках такая, что даже моря не видно.

В Норвегии есть дороги, которые в плохую погоду закрывают. Проезд от Оулу на городок Альта, например, идет через ущелье, которое в снегопады могут закрыть. Это означает, что в таком случае ваши планы вовремя попасть в Альту, могут потерпеть крах и вы останетесь дожидаться снегоочиститель или уменьшение тумана.

Знаменитый мыс Нордкап находится на острове, но чтобы добраться до него не нужен паром. Для этого норвеги построили подводный тоннель. В Норвегии тоннели вообще отдельная тема и внутри гор могут быть даже круговые движения и развязки. К сожалению, нашего времени не хватало, чтобы рвануть до Нордкапа, но там мы уже были и поэтому было решено просто проскочить перевалом от одного фьорда до другого и вернуться в Финляндию, где нас уже ждали.

Перевал мы не проехали. Дорогу попросту перегородили шлагбаумом из-за надвигающейся метели. Никто шлагбаум не охраняет, но он автоматический и камеры наблюдают. Если попробуешь пролезть - неприятности гарантированы. Потеряв час мы бросили ожидающих у шлагбаума и развернулись туда, откуда приехали.

Отправляясь в Норвегию будьте готовы, что проживание, а главное питание, обойдется в копеечку. Если в Финляндии кажется дорого, то в Норвегии все еще дороже. В нашем отеле, в котором был один из немногих ресторанов города, стоимость одного блюда колебалась в районе 30 евро. Зато для проживающих был бесплатный кофе и горячий шоколад. В холод и с видом на фьорд, это отлично.

Магазины, отели, сувениры

Если придется ехать вдоль границы, смотрите на количество машин с русскими номерами. Если в обычном супермаркете, например, мармелад стоит 4,6-4,9 евро за килограмм, то в тех, куда едут русские затариваться, его цена уже 9 евро. Это не касается всех продуктов, но что-то определенно дороже.

В выходные и поздно вечером многие магазины не работают. Если вы едете в 10 часов вечера и надеетесь закупиться на ужин, то скорее всего вас ждет облом. То же и с алкогольными напитками - хотите крепкое - ищите надпись Alko, чтобы не наслаждаться лишь пивом и сидром. Сидр кстати ОК.

Все отели бронируются через Букинг и любое другое приложение. Однако, даже, если вы написали, что прибудете поздно, это не значит, что вас будут ждать. Следите за звонками и СМС на телефон, вам могут просто оставить код от входа и написать, где вы можете забрать свой ключ. Иногда приходится звонить по местным номерам.

Следуя на машине обращайте внимание на наличие парковки. В больших городах они могут быть общественными и платными. Есть отели со своими паркингами, есть отели использующие общественные парковки, но бесплатно с квитанцией отеля на торпедо.

Сувениры везде будут дорого стоить потому, что это сувениры для туристов. Те же кружки с Муми-троллями... однако, если смотреть их в магазинах недорогих, типа Призмы, то стоимость будет меньше.

Отличные сувениры можно найти в магазинах «Сэконд Хэнд». Люди сдают туда множество интересных вещей: старые тарелки, сувениры, бутылки, ковры... и все это стоит копейки. Например, мы купили почти новый ковер за 3,5 евро и сувенирную тарелочку за 1 евро. А еще коробок спичек смешной за 0,5 евро.

О наших приключениях по дороге в Ивало

Я не понимаю, как они по ним ездят и как вообще до сих пор живы. То ли дело зимние дороги в России - посыпанные солью, реагентами, песком или гранитной крошкой. А здесь?

В Лапландии, сплошь покрытой снегом, никто вообще ничем не посыпает ни трассы, ни улицы в городах. Сплошной снег, что на дороге, что на обочине, никаких грязных отвалов и каши под ногами, все машины чистые, обувь на ногах не разваливается и не имеет белых разводов, когда приходишь домой. И все нормально ездят, никаких аварий, за неделю не увидел ни одной валяющейся в кювете машины как сами знаете где...

Как так получается? И дороги не загадить всеми этими смесями, и безопасно ездить зимой? Загадка... Что вы думаете, как им это удается?

1. Единственное, что здесь делают с дорогами - все время чистят от свежевыпавшего снега. Опасного пухляка, скрывающего истинное состояние дороги и скользкие проплешины, здесь практически не встретить. Гололед - да, встречается, но... аварий то не видно! Может быть причина в том, что, если на трассе знак 80, все едут 80, а не 99 и уже тем более не несутся под 130.



2. Дорога на въезде в один из лапландских городов.

3. Так выглядят дороги внутри поселков и городов в Лапландии.

4. Ниже фото, как выглядит трасса из Рованиеми в Ивало.

6. На спусках, опасных поворотах или пересечениях дорог нередко можно увидеть фонари освещения. Естественно, эти меры снижают вероятность аварий.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png