Поскольку у нас еще было время до начала концерта в Оранже, мы решили воспользоваться паузой и осмотреть еще одну достопримечательность в нашем must visit списке - ("Pont Du Gard" - "Мост через реку Гар" в переводе в французского), благо от Оранжа до него чуть менее сорока километров, причем большая часть - по скоростной дороге (всего около получаса).

Пон-дю-Гар один из самых больших простоявших до наших дней римских акведуков, а точнее самый высокий и наиболее сохранившийся после акведука в Сеговии (Испания). Построенный римлянами в I веке Нашей эры (то есть ему сейчас без малого две тысячи лет), он был частью огромной по меркам того времени водопроводной системы, снабжавшей водой крупные города Ним и Юзес на юге Франции. Вода естественным ходом ("под гору") поступала в фонтаны, бани и частные дома в Ниме из источников, находящихся рядом с Юзесом, при этом общая длина водопроводной линии была около пятидесяти километров, причем она не прямая, а вьется вокруг холмов, подходя к Ниму с удобной с технологической точки зрения стороны. Интересно то, что перепад высот между источником в Юзесе и накопительным бассейном в Ниме составляет всего 17 метров (это на протяжении 50 километров!), чего было достаточно, чтобы обеспечить свежей водой Ним с населением в 50 000 человек, причем оценочный объем поставляемой свободным потоком воды составлял около 200 миллионов(!) литров в день (примерно 200 000 кубометров). Сам акведук через реку Гар имеет уклон 1:18 000, т.е. перепад между его верхней и нижней точками составляет всего 2,5 сантиметра при полной длине акведука на этом участке 456 метров . Можете еще раз взглянуть на фотографию огромного акведука через реку. Поражает, как можно было получить расчетный уклон всего в 2,5 сантиметра при строительстве трехуровневого сооружения из огромных глыб и камней с такой длиной и высотой 49 метров над уровнем реки? Безусловно это еще одно чудо инженерной мысли людей, которые пользовались примитивнейшими инструментами для вычислений и контроля строительства, но при этом уже обладали знанием математики на столь высоком уровне, что могли рассчитать эти значения точно еще до начала строительства, и самое главное, могли выдержать заданные параметры при строительстве, не промахнувшись в третьей слева колонне второго уровня и не обнаружив "завал" уже к концу строительства. Кто пытался построить что-нибудь ровное от земли вверх, понимает, о чем я. Причем ведь не только решена инженерная задача - переправить воду свободным потоком с нужной скоростью и пропускной способностью канала через реку и ущелье, но и построенное в итоге сооружение красиво и эстетично с точки зрения архитектуры (строгая симметрия римских сооружений меня всегда впечатляет). Приятно осознавать, что люди уже две тысячи лет назад понимали, что просто построить - это полдела, надо построить красиво, даже если это техническое сооружение глубоко в лесу. К сожалению в наши дни эстетичное зачастую не функционально и годиться лишь для выставки, а функциональное получается неэстетичным. Место строительства - еще один из интересных и впечатляющих моментов. Ведь этот акведук, являющийся лишь элементом водопроводной системы, был построен огромными усилиями и за огромные деньги вдали от Рима (а по тем временам это было очень и очень далеко), чтобы обеспечить развитие провинций современной южной Франции и растущих колониальных городов. Причем по меркам того времени водопроводная система была весьма необязательным атрибутом градостроения (тем более для колоний), похоже только римская цивилизация понимала значимость притока чистой воды и отвода канализационных стоков для роста городов и предотвращения эпидемий среди населения. Однако строительство шло по всей империи (вспомним про строительство мощенных дорог аж до центра Англии на севере и до Евфрата на востоке), государственное мышление во времена расцвета Римской империи не может не впечатлять и сегодня.


Canon EOS 500D + Canon EF-S 10-22 mm f/3.5-4.5 USM + Schneider B+W CPL
1/50 f/5.0 ISO100 16 mm

Глядя на эту фотографию, стоит обратить внимание на размеры фигурок людей в центральной арке.


Видимая над водой часть акведука имеет высоту 49 метров и длину 142 метра в первом уровне, 242 метра на втором уровне и 275 метров на верхнем, третьем уровне. Ширина его также незначительно меняется с высотой: от 6 метров на первом уровне до 4 и 3 метров на втором и третьем уровнях соотвественно. Высота арок 22 метра, 20 метров и 7 метров. В самом акведуке вода шла по каналу размерами 1,8х1,2 метра, проложенному на третьем уровне. Во времена расцвета Римской империи канал регулярно чистили от известковых отложений, которыми богата вода из источников в Юзесе, не давая ему сужаться и засоряться. Когда Римская империя пала под натиском северных племен в конце 4 века Нашей эры, за системой перестали следить и она пришла в упадок.

Большая часть камней (всего около 50 тыс. тонн материала) при строительстве не скреплялась раствором или скобами, а просто были подогнаны при укладке один к одному так, чтобы составлять плотную, устойчивую конструкцию. Такой тип строительства весьма характерен для того времени, однако вопрос о том, как можно подогнать друг к другу огромные тяжелые каменные блоки до сих пор остается открытым, в современном мире опробованы разные технологии, но не одна из них не признана соответствующей технологиям того времени, поскольку все попытки повторения имеют некоторые современные допущения при реализации. Уровень, отвес и набор мерительных жердей разной длины - вот весь инструмент архитектора того времени, а деревянные стрелы, блоки, лебедки, простейшие вороты - доступные грузоподъемные приспособления рабочего, но тем более потрясает результат в привязке к эпохе - первое столетие Нашей эры.

Акведук Пон-дю-Гар не был первым опытом в строительстве таких сооружений у римлян, но тем не менее относится к ранней стадии развития этой технологии строительства, более поздние акведуки (включая другой известный акведук в Сеговии) уже были построены с большим применением цементных растворов и с меньшим количеством поддерживающих арок, что позволял сэкономить на их стоимости за счет уменьшения сложности работ. В ходе строительства акведуку была придана дополнительная внешняя красота за счет резьбы на отдельных блоках и декоративных элементов, а канал для воды был выложен плиткой, герметизирован смолой и зашлифован так, что обеспечить с одной стороны легкий беспрепятственный проход воды, а с другой - предотвратить разрушение самого канала.

Имя архитектора, построившего это инженерное чудо, утонуло в веках, даже вопрос о года строительства долгое время оставался открытым. Сначала строительство акведука относили примерно с 19 году до Нашей эры, но более поздние исследования и раскопки на месте строительства показали, что строительство скорее всего велось между 40 и 60 годами Нашей эры, при императоре Клавдии. Предположительно понадобилось 15 лет и около 800-1000 рабочих, чтобы построить такое сооружение.

После падения Римской империи из-за недостаточного обслуживания акведук начал приходить в упадок, стройная римская система общественного устройства и финансирования сменилась хаосом темного средневековья. Основной канал для воды постепенно забился известковыми отложениями, тиной и зарос растениями, но тем не менее построенная римлянами система исправно снабжала Ним водой еще на протяжении пятисот лет(!), практически до конца девятого века. Всё это время этот район Франции переходил из рук в руки, и заниматься акведуком было просто некому, а местные ждилети начали постепенно разрушать конструкцию и растаскивать обработанные камни для нужд собственного строительства. К 12-13 веку политическая ситуация стабилизировалась и акведук, служивший тогда мостом, был передан в ведение города Юзес. Городские власти были уполномочены королём взимать плану на проезд и проход по мосту, а в обмен на это должны были содержать мост в хорошем состоянии, что и делалось до начала 17 века. Большой урон конструкции акведука был нанесен в 1620 году, когда во время войны с гугенотами одной из сторон пришлось переправлять через него пушки. Для этого были сужены поддерживающие арки второго уровня акведука на треть от оригинальной толщины, что привело к серьёзному перераспределению нагрузки на несущие элементы. Тем не менее мост продолжал стоять, а в 1702 году были проведены восстановительные работы с целью компенсировать нанесенный ранее ущерб. В 1743-47 гг. для движения повозок был пристроен новый мост на уровне первого яруса арок, который стал основным. Позднее, в середине 19 века, крупные реставрационные работы были проведены при Наполеоне III, который был большим поклонником римской архитектуры. Были полностью восстановлены поврежденные и значительно изношенные каменные элементы моста, в нужных местах скреплены раствором, а с обоих сторон пристроены ступени, чтобы пешеходы могли удобно пересекать реку по второму уровню акведука. С тех пор мост находится под постоянным контролем государства, постепенно превратившись из чисто инфраструктурного объекта в исторический и культурный памятник. В 1985 году он был внесен в перечень Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и теперь входит в пятерку самых посещаемых туристических мест Франции.

Пон дю Гар (Pont du Gard) — это самый высокий из всех римских акведуков, дошедших до наших дней, и один из и во Франции. Название мосту дано в честь реки, которую он пересекает — Gard . Теперь, правда, она переименована в реку Гардон. Мост расположен в окрестностях города в регионе , в департаменте Гар.

Этот мост был частью 50-метрового водопровода, построенного для транспортировки воды из источников Uzes в город . Полагают, что строительство моста началось в середине 1-го века н.э. при правлении Клавдия или Нерона. Над постройкой Pont du Gard работало около тысячи человек в течении 5 лет. Это самый высокий мост, построенный в период античности.

Это грандиозная постройка длиной 275 метров и высотой 47 метров, построенная из камней без использования извести. Мост состоит из трух ярусов: 6 арок в нижнем ярусе, 11 арок в среднем и 35 арок в верхнем ярусе. Чем ближе к берегу, тем уже становятся арки. Это последний из трехъярусных мостов Древнего Рима, сохранившихся до наших дней.

Акведуки строили под углом, так что вода текла в нужное место под действием гравитации. Благодаря буквально наименьшему наклону в среднем всего 25 см на километр, Пон дю Гар обеспечивал Ниму от 30 000 до 40 000 м3 проточной воды в день, снабжая многочисленные термы, фонтаны, водопроводы в богатых домах.

Акведуком перестали пользоваться спустя почти 500 лет после постройки, вскоре после падения Римского империи, хотя еще многие века служил просто мостом через реку Гар. В середине 18-го века рядом был построен современный мост, а движение через постепенно закрыто. Первая реставрация моста проводилась еще по приказу Наполеона III.

В 1985 году внесли в список .

Посещение Pont du Gard

Для доступа открыт только нижний уровень. Верхние закрыты по соображениям безопасности.

Билеты в Пон дю Гар:

Можно посетить не только мост, но и весь Парк Пон-дю-Гар :

Билет включает все достопримечательности комплекса Пон дю Гар: (Pont du Gard, Museum, Ciné, Ludo, the Mémoires de Garrigue path) :

  • Взрослые: 9.50€/чел
  • Льготный тариф* : 7€/чел
  • Бесплатно до 18 лет
  • Экскурсия с гидом: +6€/чел

Вечерний тариф в июле и августе:

  • Взрослые: 5€
  • Льготный тариф*: 3€
  • Бесплатно до 18 лет

Парколвка включена в стоимость билета и предоставляется исключительно для посетителей (то есть купивших билет).
Цены действительны до 31 декабря 2019.

Билет в парк Пон-дю-Гар включает:

  • ознакомление с Пон-дю-Гар и с элементами акведука,
  • посещение музеографических комплексов: музея, кинотеатра, игротеки, экспозиции, маршрута на открытом воздухе «Память Гариги»,
  • бесплатные культурно-развлекательные мероприятия,
  • доступ к 7 километрам размеченных и ухоженных троп для пеших прогулок,
  • места для пикников,
  • охраняемые парковки…

Вечером, после закрытия площадок, действует единый тариф 10 € с автомобиля (до 5 человек) . Можно приехать полюбоваться подсветкой монумента!

Время работы: ежедневно в течении всего года.

В зимний сезон открыты левый берег и его культурные объекты.

Магазины и культурные площадки открываются в 9 утра, а закрываются:

  • в 19.00 в июне и сентябре
  • в 20.00 в июле и августе
  • в 17.00 с ноября по февраль
  • в 18.00 с марта по май и в октябре

На парковке есть сувенирные магазины, туалеты, кафе, ресторан и даже кинотеатр.

Проезд к Pont du Gard

Расположен между Ремулен (RN 100) и Вер-Пон-дю-Гар (D 81) , в окрестностях нескольких крупных городов Прованса :

  • — 26 км, 30 минут на машине
  • — 26 км, 34 минуты
  • — 38 км, 30 минут на машине
  • — 40 км, 42 минуты
  • — 51 км, 50 минут
  • — 72 км, 1:20.
  • — 83 км, 1 час в пути
  • — 135 км, 1:21.
  • — 136 км, 1:22
  • — 152 км, 1,5 часа.
  • — 152 км, 1,5 часа

На машине

Автомагистраль А9 , съезд 23 на Ремулен (gare de Remoulins — Pont-du-Gard) , направление на Uzes, затем следовать по указателям до правого или левого берега.

Возле моста есть охраняемые , открытые с 7 часов утра до 1 часа ночи*, оплата за которые включена во входной билет стоимостью 18 € с автомобиля .

* Так как парковки закрыты для посетителей между часом ночи и семью часами утра, за каждую оставленную на этот период времени машину взимается фиксированная цена 43 €.

У римлян не было водопроводных кранов, так что воду доставляли при помощи гравитации.

Основные факты:

  • ДАТА: около 18 года до н. э.
  • СТИЛЬ: Арочный акведук
  • МАТЕРИАЛ: Камень
  • ПОСТРОЕН: при Марке Агриппе

Гардский мост пересекает реку Гард на территории Южной Франции. Три ряда каменных арок поднимаются на высоту 47,5 метра над своим отражением в воде. Это самая известная сохранившаяся часть каменного римского акведука и самый высокий из построенных римлянами мостов.

Настоящий шедевр инженерии, в котором функциональность, основанная на точном математическом расчете, сочетается с удивительной красотой.

Мост был меньшей, но важной частью 48-километрового акведука, построенного при Марке Веспасиане Агриппе около 18 года до н. э., для снабжения римского города Нимауса (современное название -Ним) чистой водой из рек Айрон и Юр из области Юзес. Акведук проходил через холмы и долины, по трубопроводу, через тоннель, шел по верху стены и пересекал реку.

Вода двигалась по нему благодаря силе тяготения. Высота акведука равномерно понижалась по всей длине, и водный поток непрерывно тек с небольшим уклоном от источника до места назначения.

Вода преодолевала расстояние 48 километров от Юзеса до Нима с перепадом по высоте всего 17 метров! Для всех является загадкой такое техническое совершенство римских акведуков, которые были важной частью системы водоснабжения и канализации, существовавшей по всей Римской империи.

Ступенчатая аркада

Чтобы провести водопровод через реку Гард на нужной высоте, понадобилось построить мост из трех уровней каменных аркад. Первыи ряд состоит из шести арок высотой 20.5 метра, самый большой пролет – 24,4 метра. Одиннадцать арок среднего яруса поднимаются на высоту 19,5 метра.

Верхний уровень образуют 35 арок высотой 7,4 м. По верху шел закрытый трубопровод – глубокий канал с затертыми цементом стенками.

Из опор на разной высоте выдвинуты каменные блоки, то ли это опора для строительных лесов, то ли следы ремонта кладки. На камнях арок до сих пор видны надписи, сделанные строителями, вроде FR S III – from sinistra, что значит «передний ряд, третий слева».

По акведукам, таким как Гардский мост, чистую воду доставляли в города. Во времена правления императора Адриана 17 акведуков снабжали Рим свежей водой.

Гардский мост был сильно поврежден в V веке н. э., но к тому времени акведук уже мог не работать, разрушенный набегами варваров из Центральной Азии. В 1747 году нижний ярус расширили в два раза, чтобы сделать проезжую часть.

Сейчас по Гардскому мосту могут ходить только пешеходы. Полтора миллиона туристов каждый год приезжают посмотреть на останки величественного акведука, и по нижнему или верхнему ярусу переходят мост. Благодаря реставрациям в XVII, XVIII и XX веке его воздушные аркады, построенные также без всякого раствора, прекрасно сохранились.

Отчет сэра Чедвика

После падения Римской империи в Европе перестали использовать специальные системы водоснабжения и канализации. В XIX веке в связи с ростом промышленности проблема гигиены встала очень остро, и британское правительство поручило найти решение сэру Эдвину Чедвику, юристу и общественному деятелю.

Чедвик исследовал то, что осталось от римских систем доставки воды и канализационных стоков. В своем «Отчете о санитарных условиях жизни работающего населения Великобритании», напечатанном в 1842 году, он доказывал, что проблема была бы решена, если бы Британия достигла того уровня гигиены и санитарных условий, которые считались стандартом в Древнем Риме.

Адрес: Франция, река Гардон (ранее Гар), департамент Гар, около города Ремулана
Окончание строительства: 19 год до н.э.
Длина: 275 м.
Высота: 47 м.
Координаты: 43°56′49″N,4°32′9″E
Находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО

Где можно посмотреть величественные памятники архитектуры и истории, построенные во времена процветания великой Римской Империи? На этот вопрос несведущий турист, скорее всего, даст ответ: «Конечно же, в Риме !».

Несомненно, отчасти это действительно так: римские достопримечательности ежегодно привлекают к себе внимание миллионов туристов со всего мира. Однако есть сооружения, построенные древними римлянами, которые находятся не на территории Италии . Одно из них - огромный акведук под названием Пон-дю-Гар, который строители еще 2 тысячелетия (а может, и значительно раньше) «перекинули» через реку Гардон , протекающую неподалеку от Ремулана.

Кстати, в древние времена эту реку называли несколько проще, Гар, отсюда и появилось название самого высокого в мире акведука, занесенного специалистами в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО - Пон-дю-Гар.

Длина французского акведука, построенного римлянами, составляет 275 метров, а высота чуть более 47 метров. Для сравнения, высота Пон-дю-Гар точно такая же, как и высота современного шестнадцатиэтажного дома. Кроме этого, несмотря на неумолимый ход времени, сильнейшие порывы ветра и постоянные весенние разливы реки Гар, акведук сохранился до наших дней в прекрасном состоянии, что не может не привлечь в этот департамент Франции огромное количество путешественников, желающих увидеть старейшую достопримечательность и насладиться окружающими ее живописными пейзажами. К слову, акведук Пон-дю-Гар считается историками, археологами и архитекторами самым высоким сооружением подобного рода когда-либо вообще возводимыми римлянами. А строили акведуков немало: стремление всего населения великой империи к чистоте тела вошло в историю.

Акведук Пон-дю-Гар: особенности архитектуры и его предназначение

Пред тем, как начать говорить о строительстве акведука Пон-дю-Гар, следует уточнить, что точная дата его постройки неизвестна. Многие историки ссылаются на то, что впервые он упоминается в древнеримских летописях, датируемых I веком нашей эры. Однако есть специалисты, которые после ряда проведенных ими исследований, утверждают: акведук через реку Гар появился не позже 19-го года до (!) наступления нашей эры по распоряжению Марка Агриппы. Как бы там ни было, в любом случае современным архитекторам не удается объяснить, каким именно образом на территории современной Франции появилось это чудо. Дело все в том, что если посмотреть на Пон-дю-Гар, то можно сделать определенный вывод: трехъярусный акведук стоит на своем месте уже более 2 000 лет при помощи шести опор. Однако вычисления специалистов показали, что только одна (!) из этих шести опор является несущей, и только от нее зависит устойчивость сооружения, построенного древними римлянами.

Естественно, богатство великой Римской Империи позволяло ее правителям возводить огромные дворцы, форумы и статуи. Строительство акведука так бы и осталось одним из многих, если бы ни несколько «но»… Даже при помощи ультрасовременных технологий и компьютеров не удается объяснить, как построили это гигантское сооружение, и кто был тот гениальный архитектор, сумевший без вычислительной техники произвести все свои расчеты с учетом мельчайших деталей.

Кроме этого, следует учесть и тот факт, что все камни, (вес каждого из них равняется приблизительно 6 тоннам) не скреплены раствором: они идеально подогнаны друг к другу таким образом, что даже сейчас, по прошествии 20-ти веков между ними невозможно вставить лезвие ножа. «Как же так долго устоял мост, построенный без применения цемента?», - может задать вопрос человек, незнакомый с архитектурой. Ответ на этот вопрос кроется в том, что в далекие времена римляне не могли с точностью рассчитать надежность и долговечность построенного ими здания, поэтому и возвели Пон-дю-Гар с двукратным запасом прочности.

Как уже говорилось выше, Пон-дю-Гар состоит из трех ярусов и является частью 50-ти километровой водопроводной системы, которая снабжала чистейшей водой город Нима . Стоит отметить, что вода, может, и была чистейшей, но далеко небезопасной для здоровья человека. Оказывается, что труба, по которой поступала живительная влага к горожанам, была отлита…из свинца. Уже в те далекие времена в Римской Империи знали, что этот металл со временем накапливается в организме и приводит к тяжелейшим отравлениям. Однако этот факт был учтен архитектором, который знал о свойствах воды, протекающей по акведуку. Она была чрезвычайно жесткой, и все трубы за короткий промежуток времени покрылись известковым налетом: контакт со свинцом был минимальным. Благодаря этой древнейшей водопроводной системе и ее части Пон-дю-Гар каждый житель Нима мог использовать в личных целях более 400 литров воды в сутки! Кстати, население этого города в начале нашей эры составляло 50 000 человек. Можно себе представить, сколько кубометров воды ежедневно проходило по свинцовым трубам, покрытым известковым налетом.

Пон-дю-Гар: новая история

Нельзя сказать, что история части длинного акведука всегда была безоблачной: спустя 800 лет после его возведения он перестал выполнять возложенные на него функции, а местные жители решили использовать некоторые части Пон-дю-Гар для строительства своих домов. К огромному счастью такое положение вещей продлилось недолго. Римляне и франки часто переправлялись по этому сооружению с одного берега реки Гар на другой.

Разрушение этой величественной переправы не входило в их планы, поэтому за такое отношение к древнему сооружению были предусмотрены различные наказания. Это и сыграло решающую роль в том, что Пон-дю-Гар сохранился до нашего времени практически в первозданном виде. Еще один немаловажный факт: проезд по мосту в Средние века стал платным: цена за переправу была достаточно высока: обычные крестьяне не могли позволить себе путешествовать по самой интересной части акведука.

Естественно, нельзя и не упомянуть имя Наполеона III, который приказал неподалеку от 275-ти метровой переправы, являющейся одной из главных достопримечательностей департамента Гар, построить еще один мост. После возведения нового моста в 1747-м году движение по Пон-дю-Гар было закрыто и проведена реставрация части знаменитого древнеримского акведука .

Пон-дю-Гар: полезная информация для туристов

Чтобы попасть к величественному Пон-дю-Гар, следует заранее записаться на экскурсию. Чаще всего группы собираются в городе Ним. К слову, в нем и сейчас можно увидеть водосборник диаметром чуть более 6 метров, куда поступала вся вода из 50-ти километрового акведука. У этого «бассейна» есть даже латинское название - «кастеллум дивизориум». Большинство популярных туристических маршрутов проходят вдалеке от архитектурного шедевра, построенного во времена Римской Империи. Поэтому только в составе организованной группы можно насладиться величием этой достопримечательности и таланту архитектора и строителей, благодаря которым она и появилась на свет.

Интересно и то, что совсем рядом с мостом Пон-дю-Гар есть фешенебельный отель. Фешенебельным его можно назвать только из-за непомерно высоких цен. В нем всего 10 комнат: ночь в одной из них обойдется туристу минимум в 80 евро. При этом следует помнить, что в отеле под названием Le Vieux Moulin нет ни телевидения, ни доступа к всемирной паутине. Владельцы этой гостиницы полагают, что путешественники приезжают в этот район, чтобы ознакомиться с акведуком и насладиться красотой нетронутой природы, а не смотреть телевизор или посещать интернет.


Как добраться .
На поезде .
До Нима:
- из Парижа от вокзала Gare de Lyon поезда 7 раз в день, время в пути - 3 часа, цена билета - 70 евро;
- из Арля (Arles) поезда 10 раз в день, время в пути 30 мин, цена билета - 8 евро;
- из Монпелье (Montpellier) поезда 15 раз в день, время в пути 1 ч 15 мин, цена билета 12 евро;
- из Авиньона (Avignon) время в пути - 30 мин, цена билета 13 евро;
- из Марселя (Marseilles) поезда 12 раз в день, время в пути 30 мин, цена билета - 8 евро.

Далее - автобусом, автовокзалы обычно расположены рядом с ж/д вокзалом города.
- из Нима автобусы 6 раз в день, время в пути - 50 мин, цена билета - 7 евро.
- из Авиньона автобусы 6-8 раз в день, время в пути - 1 ч 30 мин, цена билета - 8 евро.
- из Арля автобусы 6-8 раз в день, время в пути - 45 мин, цена билета - 6 евро.

Автобусы останавливаются в 1 км к северу от моста.

На автомобиле :
- от Нима: D6086, D19.
- от Авиньона: N100, D6100, D19.

На что посмотреть : Гарский мост - одно из чудес античности. Величественный акведук - функциональное инженерно-техническое сооружение без каких-либо декоративных элементов, предназначенное для водоснабжения, но выполненное со впечатляющим архитектурным изяществом. Надпись на акведуке свидетельствует, что он сооружен в 19 году до н. э. при полководце и проконсуле Агриппе, друге и зяте императора Августа. Однако некоторые археологи и историки оспаривают эту дату. Они считают, что постройка столь высокого технического уровня могла возникнуть лишь в более поздние времена - в период с 40 по 60 гг. н.э. Он составлял часть системы водоснабжения (общая длина 50 км, от источника возле Юзе по каналам, акведукам и туннелям) города Нима, чтобы подавать ежедневно в него до 20 000 м3 свежей воды. Город Ним образовался и рос благодаря культу местного водного божества, которому приписывалась чудодейственная целебная сила. От этого божества по имени Немаузас происходит и название города. Под властью римлян территория Нима достигла 202 гектаров, а население насчитывало 50 000 человек. Современные подсчеты показали, что благодаря акведуку каждый житель города мог расходовать по 400 литров воды ежедневно.

Трехъярусный акведук высотой 49 м (самый высокий сохранившийся древнеримский акведук) соединяет берега реки Гардон (прежде называемую Гар). Длина его 275 метров, высота 47 метров. Можно представить, какое впечатление производил он на галлов, поражая их мощью и величием римских достижений.

Долгое время считалось, что Пон-дю-Гар был воздвигнут для снабжения водой города Нима по приказу Марка Агриппы, зятя императора Октавиана Августа (ок. 19 г. до н.э.). Новейшие исследования свидетельствуют о том, что строительство велось в середине I в. н. э. На камнях моста до сих пор можно увидеть отметки, сделанные рукой древних строителей, например на передней стороне моста слева под № 3 - "FR S III - frons sinistra".

Интересно, что огромные каменные блоки (некоторые весят более 5 т) сложены без применения раствора. Акведук трёхъярусный: в нижнем ярусе шесть арок, в среднем — одиннадцать, в верхнем — тридцать пять, непосредственно по которому и пролегает водопровод. По мере приближения к берегу, ширина арок уменьшается. Каменные блоки сложены простой кладкой, без облицовки; выпирающие по сторонам необработанные камни использовались в качестве опор для деревянных строительных лесов. Эти торчащие камни выглядят не слишком изящно и придают всему облику сооружения некую архитектурную незавершенность. Но, судя по всему, они были нужны для ухода за акведуком. Поскольку вода в этих местах очень насыщена минеральными солями, отложения их со временем наслаивались на дно водопровода, и их надо было удалять. С верхней аркады в тех ее местах, где выпали камни перекрытия, можно разглядеть дно водопровода. Уклон самого акведука составляет 1: 3000, перепад высот между начальной (источник) и конечной (Ним) точками равен 17 метрам. К изумлению ученых, выяснилось, что лишь одна из шести нижних арок моста является несущей. К тому же Пон-дю-Гар пересекает реку не под прямым углом, а слегка выгнут навстречу течению. Такая конструкция сооружения должна противостоять сезонным паводкам.

Что же происходило с водой в конце акведука? В Ниме и сегодня еще можно осмотреть хорошо сохранившийся водосборник - так называемый "кастеллум дивизориум" (castellum divisorium). Это круглый резервуар диаметром около 6 метров. Вода из акведука стекала в эту емкость, а уходила отсюда в пяти различных направлениях по системе свинцовых спаренных труб водопровода вода распределялась по всему городу. Три отверстия на дне резервуара служили, очевидно, для очистного спуска.

Мост использовался по прямому назначению до IX в., а потом из-за отсутствия ухода и ремонта вышел из строя. Вдоль акведука шла проезжая часть римской дороги. В XVII веке непосредственно нижняя аркада была приспособлена под мост. И еще до недавнего времени по акведуку, "сработанному еще рабами Рима", сохранялось автомобильное движение, хотя в 1747 г. неподалёку был построен современный мост. Сейчас оно запрещено: для пропуска габаритных транспортных средств часть опор была выдолблена, что создавало угрозу обвала всего сооружения. Мост-акведук включен в Список исторического и культурного наследия ЮНЕСКО с 1985 г.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png