Зимние ограничения скорости

Зимой в Финляндии действуют особые ограничения. Максимально допустимая скорость на трассе - 80км/ч, на скоростной магистрали - 100 км/ч.

По оценкам агентства по транспоту Финляндии, зимние ограничения ежегодно спасают 14 жизней.

С финскими правилами дорожного движения можно ознакомиться на русском языке на финской "Организации по просвещению в области безопасности дорожного движения "Лиикеннетурва".

Следите за термометрами

Погода в Финляндии любит «баловать» водителей неприятными сюрпризами. Поэтому национальная дорожная администрация уделяет особое внимание изучению состояния дорог и предупреждению водителей.

На обочинах устанавливают термометры, которые показывают температуру воздуха (ilma) и дорожного покрытия (tie). Если температура дороги ниже нуля, а температура воздуха выше, водители сами снижают скорость: они знают, что в этих условиях возможно образование «черного льда» - тонкой корки, в которую превращается влага, конденсируясь на холодной дороге.

Этот лед практически незаметен, и мокрую дорогу трудно отличить от заледеневшей. Машина, попав на полосу «черного льда», мгновенно теряет управление. «Черный лед» чаще всего бывает в начале оттепели.

О температуре воздуха (ilma) и дороги (tie), а также о трафике можно узнать on-line, на сайте дорожного ведомства alk.tiehallinto.fi (изображения со 146 видеокамер, установленных на дорогах Финляндии).

Другое опасное явление - ледяной дождь. Капли воды, падающие через слой холодного воздуха, остывают до минусовой температуры, но не замерзают. Однако при первом же касании с ветками деревьев, проводами или дорогой они мгновенно превращаются в ледяную корку.

Предупреждает о появлении ледяного дождя резкое понижение температуры, стеклянный блеск в свете фар придорожных кустов и изменившийся стук капель по ветровому стеклу — он становится жестким.

ПАМЯТКА финских властей о Правилах дорожного движения на русском языке

Все дороги Финляндии по качеству их обслуживания делятся на три категории. Дороги высшей категории убирают от снега в первую очередь, затем чистят второстепенные дороги, и только потом - просёлки, которые к середине зимы оказываются под уплотненной снежной коркой. Такие дороги щедро посыпают гранитной крошкой, которая дает лучшее сцепление колес с дорогой, чем речной песок. Также крошкой посыпают самые сложные участки — въезды на мосты, примыкания дорог, перекрестки - в общем, те места, где машины перестраиваются и меняют скорость.

Шипы

По распоряжению дорожной администрации зимой, то есть с 1 декабря по 1 марта, ездить по Финляндии надо на зимних, желательно шипованных, шинах. Шипованные шины эффективны при езде по дорогам, покрытыми слоем уплотненного снега. Применение фрикционной резины ("липучки") или всесезонной допускается, но финны предпочитают использовать зимой именно шипованную резину, так как считают ее самой надежной.

Зимние шины (или шины, предназначенные для круглогодичного пользования, без шипов). Обязательное применение с 1.12. по 29.02. Применение зимних шин без шипов допускается круглый год. Глубина узора не менее 3 мм. Это касается всех зарегистрированных за границей легковых а/машин и пикапов общей массой не более 3500 кг.

Применение шипов допускается только в период времени с 1.11. по 31.03 или до второго понедельника после Пасхи, если этот понедельник не приходится на число более раннее, чем 31 марта. Исключение составляют случаи, когда применение зимней и/или шипованой резины обусловлено погодными условиями. За несоблюдение правила забывчивый водитель может поплатиться штрафом, весьма высоким .

Летние шины
Применение допускается с 01.03. по 30.11. Глубина узора не менее 1,6 мм. Иногда на границе финны меряют протектор, и из-за сезонного несоответствия шин вас могут просто не пустить в страну.

Стиль вождения

Финский стиль вождения удивляет россиян своей размеренностью. И он дает результат: смертность на дорогах Финляндии в три раза ниже, чем в России.

В Финляндии существуют специальные курсы, на которых водители изучают особенности зимнего вождения. Вкратце они сводятся к известным правилам:
всегда старайтесь предусмотреть развитие ситуации;
сбавляйте скорость до въезда в поворот;
не предпринимайте резких движений рулём, газом, тормозом; не совершайте непродуманных обгонов.

Зимой следует особое внимание уделять снегоуборочным работам. Снегоуборочные машины загораживают большую часть проезжей части, и обгон такой машины на обычной дороге часто заканчивается столкновением с встречной машиной. Иногда есть смысл подождать, когда снегоуборщик зайдет в «карман» на автобусной станции и пропустит «хвост» машин.

Помните, что аварийный сигнал в машине установлен не только для того, что бы обозначить остановку в неположенном месте или после столкновения. В случае, если вы чувствуете себя неуверенно, если возможна потеря управления, в любой неопределенной ситуации включайте «аварийку», демонстрируя окружающим, что с вами не все в порядке.

Необходимо следить и за состоянием машины - в частности «дворники» должны быть исправны и очищены от ледяных наростов, в резервуар для поливки ветрового стекла должна быть залита незамерзающая жидкость.

Сайт Финской дорожной администрации www.tiehallinto.fi

Сайт Службы безопасности дорожного движения Финляндии www.liikenneturva.fi (есть страницы на русском языке).

Номер дежурного дорожной службы Финляндии 0200 2100 (английский язык).

В случае ДТП вызывайте службу спасения по телефону 112 (английский язык).

Полноприводной Соболь 4х4 провоцирует отправиться в путешествие, где есть место приключениям и открытиям. Именно с ним была связана идея прокатиться по Финляндии и Норвегии, где Соболь стал бы и транспортом, и домом помогая сэкономить на проживании. Но лето проходило, а планы оставались планами, пока не появилась мысль отправиться в Скандинавию зимой.

В заполярном Ивало планировались тесты новых зимних шин Nokian и это стало стимулом разработать маршрут, чтобы окольными путями выйти в Норвегию, а оттуда заехать на полигон “White Hell” на тесты. К тому же, летом по этим местам путешествует много народа, а зимних отчетов почти нет и это тоже повод узнать самим и рассказать другим, есть ли смысл ехать на Север Европы зимой.

Зимняя Финляндия

Отправляясь путешествовать по северу Финляндии и Норвегии первым делом ставим хорошие шипованные шины. Никаких всесезонок, а если фрикционные «липучки», то с особой осторожностью, так как они предназначены чаще для стран с мягким климатом. Зимние дороги в Финляндии сплошной лед или укатанный снег, а гранитной крошкой посыпают только в городах и никаких реагентов. В таких условиях хорошо работают только шипы, это уже проверено не раз.

Для нас выбор шин не стоял - раз едем тестировать новые шины Nokian Hakkapeliitta 9, значит поедем на предыдущей модели Hakkapeliitta 8 SUV, чтобы сравнить их в одинаковых условиях. Есть ли разница или это всего лишь маркетинг и не более. Впрочем, о выборе шин мы ни разу не пожалели, но об этом ниже.

Чем дальше едем на Север, тем ниже падает температура. В Хельсинки было +5, а в первой точке остановки Оулу уже -6. Впереди по прогнозам до -20. Пейзаж вокруг по-настоящему зимний, но через 300-400 километров начинаешь от него уставать. Красиво, но остановиться с красивым видом негде, съехать с дороги негде. Остановки только на парковках для отдыха, но это не смотровые площадки.

Почти все туристические места по дороге закрыты и заметены снегом. Гостиницы работают не все, так что зимой обязательно планируйте проживание заранее. Найти работающий мотель или кемпинг пролетом почти невозможно. Либо, как вариант, ночевка в автомобиле.

Останавливаться для ночевки можно на тех самых парковках для отдыха. Только на некоторых из них стоят знаки запрета остановки кемперов. Парковки часто находятся в глубине лесополосы и с дороги почти не видны. Для такого случая еще до отъезда установили в Соболь воздушную автономку Eberspaecher, чтобы можно было с комфортом ночевать не заводя двигатель.

Важно учитывать, что чем дальше вы будете забираться на Север, тем меньше будет становиться световой день зимой. Лучше планировать не больше 300-400 километров в день, чтобы иметь возможность где-то остановиться, что-то посмотреть и при этом не вваливать по темноте к месту ночевки.

Топливо и заправки

Подавляющее большинство заправок по дороге будут автоматическими. Наличные они не принимают и только карты. Надо вставить карту, ввести пин-код, указать номер колонки и максимальную сумму заправки. Если заправитесь меньше, то снимется только сумма залитого, а не указанная. При этом на всех заправках компьютеры умеют писать на русском языке. Проблем не возникнет.

Дизельное топливо на многих заправках имеет указание температуры «замерзания». Например, прямо на колонке может быть указано -32-37. Температуры под 40 в Финляндии бывают, но не часто и длятся недолго. За неделю до нашего приезда было -39, но за наше путешествие температура не опускалась ниже -25.

С запуском дизеля Cummins Соболя проблем не возникало, а вот сами финны часто пользуются электрическими подогревателями. На многих парковках есть розетки и машины стоят подключенные к ним. В Россию с такими подогревателями поставлялся Chevrolet TrailBlazer, но даже в официальных центрах не было переходника под розетку и не все знали, что система такая в машине есть с завода.

Располагаются заправки около населенных пунктов вне скоростных магистралей. На скоростных шоссе заправок чаще просто нет и надо съехать на второстепенное шоссе. Это не касается юга Финляндии, где заправки есть везде. Лучше всего закачать карту с POI заправок на вашем пути, это может быть полезным.

Стоимость дизельного топлива колеблется в среднем около 1,4 евро за литр. В Норвегии топливо чуть дороже, но не критично в сравнении с ценой на севере Финляндии. При этом в Норвегии ездят много американских автомобилей с огромными движками. Сказывается довольно высокий уровень жизни.

Расход нашего Соболя за все путешествие составил меньше 11 литров на сотню. Это честный расход отмерянный по тарированному одометру с поправкой 2-3% и залитым топливом. Очень неплохо для трехтонной машины и 2,8-литрового дизеля с гоночной прошивкой в мозгах. При этом часто работала и автономка.

Норвежские фьорды зимой

Чем ближе к фьордам, тем выше горы, а дорога начинает петлять по ущельям. Ехать приходится еще более осторожно, так как на узких разъездах приходится тяжело. Никаких смотровых площадок не предусмотрено, хотя местами хочется остановиться посмотреть или пофотографировать.

Световой день становится еще короче. Короче потому, что низкое солнце не может перепрыгнуть горы и некоторые ущелья или даже все фьорды оказываются в тени. Для осмотра достопримечательностей и фотосъемки остается всего три-четыре часа при хорошей погоде. Остальное время темнота или серая и плоская картинка.

Зимние фьорды прекрасны. Равно так же они прекрасны были с борта ледокола, на котором мы заходили в них. Но вся эта красота теряется серыми днями и недоступна из-за невозможности съехать куда-то с дороги или остановиться на ночевку. Все занесено снегом, а высота сугробов на остановках такая, что даже моря не видно.

В Норвегии есть дороги, которые в плохую погоду закрывают. Проезд от Оулу на городок Альта, например, идет через ущелье, которое в снегопады могут закрыть. Это означает, что в таком случае ваши планы вовремя попасть в Альту, могут потерпеть крах и вы останетесь дожидаться снегоочиститель или уменьшение тумана.

Знаменитый мыс Нордкап находится на острове, но чтобы добраться до него не нужен паром. Для этого норвеги построили подводный тоннель. В Норвегии тоннели вообще отдельная тема и внутри гор могут быть даже круговые движения и развязки. К сожалению, нашего времени не хватало, чтобы рвануть до Нордкапа, но там мы уже были и поэтому было решено просто проскочить перевалом от одного фьорда до другого и вернуться в Финляндию, где нас уже ждали.

Перевал мы не проехали. Дорогу попросту перегородили шлагбаумом из-за надвигающейся метели. Никто шлагбаум не охраняет, но он автоматический и камеры наблюдают. Если попробуешь пролезть - неприятности гарантированы. Потеряв час мы бросили ожидающих у шлагбаума и развернулись туда, откуда приехали.

Отправляясь в Норвегию будьте готовы, что проживание, а главное питание, обойдется в копеечку. Если в Финляндии кажется дорого, то в Норвегии все еще дороже. В нашем отеле, в котором был один из немногих ресторанов города, стоимость одного блюда колебалась в районе 30 евро. Зато для проживающих был бесплатный кофе и горячий шоколад. В холод и с видом на фьорд, это отлично.

Магазины, отели, сувениры

Если придется ехать вдоль границы, смотрите на количество машин с русскими номерами. Если в обычном супермаркете, например, мармелад стоит 4,6-4,9 евро за килограмм, то в тех, куда едут русские затариваться, его цена уже 9 евро. Это не касается всех продуктов, но что-то определенно дороже.

В выходные и поздно вечером многие магазины не работают. Если вы едете в 10 часов вечера и надеетесь закупиться на ужин, то скорее всего вас ждет облом. То же и с алкогольными напитками - хотите крепкое - ищите надпись Alko, чтобы не наслаждаться лишь пивом и сидром. Сидр кстати ОК.

Все отели бронируются через Букинг и любое другое приложение. Однако, даже, если вы написали, что прибудете поздно, это не значит, что вас будут ждать. Следите за звонками и СМС на телефон, вам могут просто оставить код от входа и написать, где вы можете забрать свой ключ. Иногда приходится звонить по местным номерам.

Следуя на машине обращайте внимание на наличие парковки. В больших городах они могут быть общественными и платными. Есть отели со своими паркингами, есть отели использующие общественные парковки, но бесплатно с квитанцией отеля на торпедо.

Сувениры везде будут дорого стоить потому, что это сувениры для туристов. Те же кружки с Муми-троллями... однако, если смотреть их в магазинах недорогих, типа Призмы, то стоимость будет меньше.

Отличные сувениры можно найти в магазинах «Сэконд Хэнд». Люди сдают туда множество интересных вещей: старые тарелки, сувениры, бутылки, ковры... и все это стоит копейки. Например, мы купили почти новый ковер за 3,5 евро и сувенирную тарелочку за 1 евро. А еще коробок спичек смешной за 0,5 евро.

О наших приключениях по дороге в Ивало

«Автостолица» узнала, как братья финно-угры борются со снегом в своих городах

Обычный день в обычном финском городе Лаппеэнранта. На фото хорошо заметно, что роторная насадка трактора отбрасывает снег с проезжей части за тротуар. Ни сама дорога, ни пешеходный путь не расчищены до асфальта

В России зимой традиционно наступает время жалобщиков. Население жалуется на снег и лед на дорогах. Специальные службы борются с гололедом, обильно посыпая транспортные и пешеходные артерии смесью песка и соли. Жалобщики недовольны ни тем ни другим. Соль, по их мнению, разъедает машины и обувь, песок становится главным пачкуном. Жалобщики традиционно кивают на соседнюю Европу и, в частности, Финляндию, климат которой схож с российским. В связи с этим у ДЕНИСА ТЮРКИНА возник интерес к дорожным службам братьев финно-угров: как они борются с гололедом? Посыпают ли песком? Или солью? Или еще чем?

Собеседники

Сложными запутанными схемами, благодаря религиозным деятелям, книгоиздателям и Мировой паутине корр.«С» вышел на двух жителей благословенной Финляндии, которые в этом материале выступают нашими экспертами. Мысленно пожмите им руки. Юкка Репо. Занимается автомобильным бизнесом, у него свое предприятие по производству номеров. Он, кстати, некоторое время жил в России - в Санкт-Петербурге и… Саранске. Сейчас живет в деревушке Муукко близ города Лаппеэнранта. Место это примечательно картодромом, названным в честь великого финского гонщика Кимми Райкконена. Пилот «Формулы-1» в юности тренировался в Лаппеэнранте, поэтому именной картодром там кстати…

Второй эксперт - Матти Химми, что-то вроде главного инженера по дорогам в муниципалитете города Лаппеэнранта. На нем лежат уборка и содержание всех местных транспортных артерий. Лаппеэнранта по количеству жителей - примерно 80 тысяч - уступает Саранску, но по площади значительно его превосходит. Если столица Мордовии занимает 71,6 квадратных километра, то финский город - более 1700 «квадратов»! И даже если вычесть 200 квадратных километров водной поверхности, то и оставшаяся площадь должна впечатлить жителя Саранска. «Улицы в Лаппеэнранте больше, а значит, и работы для специальных служб существенно больше, чем в Саранске», - говорит Юкка Репо.

Экономия

Как объясняет Матти Химми, в Финляндии считаются с тем, насколько затратной будет уборка снега. Можно сказать, что во главу угла ставится экономическая целесообразность. В связи с этим существует три способа. Первый - это уборка проезжей части двумя грузовиками с отвалами. Первый едет посередине дороги, второй подчищает остатки за первым, сгребая снег к обочине. Способ считается самым эффективным и экономичным. Второй - уборка тракторами с роторной насадкой, которая отбрасывает снег на несколько метров. И если грузовики являются собственностью муниципалитета, то тракторы принадлежат частникам. Зимой город заключает договор с владельцами такого транспорта. Летом же с тракторов снимают снегоуборочное оборудование и используют в сельском хозяйстве. Это также считается эффективным, ведь техника используется круглый год, принося пользу и не простаивая в гараже. Третий способ считается самым затратным. Он связан с вывозом снега за пределы города на грузовиках с тех участков, где это необходимо.

Теперь о том, чем посыпают дороги и тротуары в Финляндии. Значимые трассы и крупные улицы обрабатывают чистой солью. Правда, как отмечает Матти Химми, в стране постепенно исключают эту технологию из жизни, поскольку это вредно для экологии: загрязняются артезианские источники, наносится вред грунту… Тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (да-да, жители Суоми не оставляют двухколесный транспорт и зимой!) посыпают только гранитной крошкой и ничем более: солью их не обрабатывают! Что касается песка. Его могут использовать только на маленьких деревенских дорогах, в городах его не применяют.

С шипами и без

На второстепенных сельских дорожках специально оставляют снежный накат, чтобы при уборке не повреждать покрытие. Другие транспортные артерии стараются чистить до асфальта, но без фанатизма, чтобы не повредить покрытие. В городах вообще нет прямого требования к дорожникам, чтобы те чистили дороги до асфальта. Просто в этом нет необходимости, так как подавляющее большинство легковых автомобилей в Финляндии зимой оснащается шипованными шинами. По словам Юкки Репо, такие автолюбители помогают тем, кто ездит на фрикционной резине без шипов. Каким образом? Металл взрыхляет лед, улучшая зацеп! Такое вот мнение. А вот интересная тенденция. В последнее время в северных странах вроде Швеции и Финляндии количество машин на нешипованных шинах стало расти. Местные водители таким образом пытаются минимизировать вред, наносимый шипами дорожному покрытию. А еще чиновники объясняют им, что покупка более дешевых шин, которыми и являются фрикционные, экономически выгодна. Но никаких строгих законодательных ограничений в этом плане пока нет, поэтому большинство ездит по старинке - на шипах.

Главный вывод, который делают наши эксперты, - это не то, как хорошо убираются дороги в Финляндии. А то, какую автомобильную резину используют финны, делая свою поездку безопасной. То есть упор делается на сознательность водителя и его отношение к зимнему вождению. Кстати, в этой стране действует правило, запрещающее эксплуатацию зимней шины с остаточной глубиной протектора менее 6 миллиметров. Не выполнил его - получи большой штраф! Для сравнения, в России только с 1 января 2015 года стал действовать «зимний шинный стандарт», но он гораздо мягче. В нашей стране остаточная глубина протектора может равняться 4 мм.

Скорость

Меняется ли скоростное ограничение на трассах Финляндии зимой? Да. По словам Юкки Репо, на автомагистралях, где летом разрешенный максимум - 100 км/ч, в зимнее время запрещено разгоняться более 80 км/ч. На новых крупных шоссе, построенных в последние пять лет, лимитирование гибкое в зависимости от текущей погоды. Там на некоторых участках есть собственные миниатюрные метеостанции. Согласно их показаниям, дорожники устанавливают скоростные ограничения и предупреждают об этом водителей с помощью интерактивных электронных табло, которые стоят на трассе. Вот, например, во время беседы с финскими экспертами, которая проходила 2 февраля, в предместьях Лаппеэнранты шел ледяной дождь и была плохая видимость. Обстановка была сложная, поэтому дорожники приняли решение установить низкое скоростное ограничение. В городах зимой ничего не меняется, там лимит от 30 до 60 км/ч. «Само собой, если скользко, люди стараются ездить потише, - говорит Юкка Репо. - Когда жил в вашей стране, я поражался некоторым русским, которые и в гололед позволяли себе разгоняться до 100 км/ч и выше. Это неприемлемо».

Кстати

По словам Юкки Репо, в Финляндии есть такой порядок: если ты сломал, к примеру, ногу, когда поскользнулся, то твое лечение оплачивает фирма, ответственная за уборку территории, где тебе не повезло свалиться.

«Люди в Финляндии отвечают за свою работу, - говорит бизнесмен. - Личная ответственность мотивирует. Если я работаю хорошо, значит, на моей территории никто не упадает и мне не нужно будет выплачивать компенсации. А вот если плохо, то у меня не останется денег на жизнь».

В каждой многоэтажке в этой стране есть совет управления дома, куда входят активные жильцы. Они заключают договоры со сторонними фирмами по уборке и принимают решения за соседей.

Финны порой находят довольно удачные решения различных бытовых вопросов. Финляндия – северная страна, поэтому тут, как и в России, зимой бывает много снега. Слишком много снега и льда. Это вносит сложности в обеспечение безопасной езды на автомобиле зимой. Одних только зимних шин нокиан тут недостаточно. К тому же, по мимо автомобилей есть еще пешеходы и велосипеды. Многие считают, что единственный способ бороться со льдом и снегом на дорогах - это поливать проезжую часть и тротуары реагентами, от которых снег и лёд таят, обеспечивая прямой контакт шин автомобиля с дорогой. Однако, есть и другие интересные способы, которые используют в Финляндии и о которых мы вам и расскажем сегодня.

Различные химические реагенты, даже такие как соль, конечно очищают дорогу, но в то же время наносят существенный вред окружающей среде: портят сами автомобили, обувь. Многие весьма недовольны от того, что их машина гниет быстрее, а ботинки зимой постоянно в белых разводах.

Гравий вместо реагентов и песка

Можно посыпать дорогу песком, но песок замусоривает город, который и без того весной переполнен пылью. Финны очень часто вместо песка и реагентов используют мелкий гравий. Размер гравийной крошки, которой посыпают дороги в Финляндии, от нескольких миллиметров до сантиметра, то есть это не песок и не пыль, а мелкие острые камешки.


Так выглядят камешки, которыми финны посыпают дороги зимой

Работают камешки очень эффективно. Камешки острые и врезаются и в лёд и подошву обуви или протектор шины вашего автомобиля или велосипеда, обеспечивая хорошее сцепление с дорогой и на снегу и на льду. Камешки не надо сыпать каждый день, а только когда выпал снег, или из-за погодных условий на дороге гололёд. Посыпал камнями и они лежат до следующего снегопада. Не знаю как часто приходится сыпать камни, но мне кажется в среднем получается не чаще раза в неделю. Камни работают весьма весьма неплохо, обеспечивая хороший контакт с дорогой пешеходам, велосипедам и автомобилям, движущимся на небольших скоростях в городе.

У камней есть еще один существенный плюс. Кроме того, что камни естественны для окружающей среды в отличии от химических реагентов, их можно собрать и использовать по второму разу. Камешки довольно тяжёлые и в отличии от песка остаются до весны на том месте, где их высыпали. Весной, как только прекращаются заморозки, по всей Финляндии камешки очень быстро собирают.


Несколько тракторов за пару часов могут собрать камни на всей улице...

Камешки собирают, во-первых, чтобы использовать следующей зимой, потому что финны очень экономные. А во-вторых, чтобы почистить проезжую часть. Как только снег сходит, камешки на дороге становятся несколько опасными. Куча камешков, рассыпанная по асфальту, ведет себя как куча маленьких шариков. Если резко затормозить на камешках на асфальте без льда и снега, то машина или велосипед покатятся дальше. На небольших скоростях до 40 км/ч это некритично, но на больших скоростях это становится опасно.


По весне камешки могут даже стать опасными, так как ведут себя как шарики на асфальте...

Камешки очень эффективны, особенно в центре города, где много пешеходов, а машины движутся медленно. На больших же трассах камешки не работают, поэтому в Финляндии на скоростных магистралях тоже поливают проезжую часть реагентами.


Весеннее солнце нагрело камешки и они провалились под лёд...


А камешки все подо льдом...


Весной камешки какое то время почти не работают...

Также камешки не работают весной, когда сходит лёд. Весной днем черные камни в отличии от белого снега быстро нагреваются и «проваливаются» сквозь ледяной покров на дороге. К ночи опять заморозки, на дороге уже нет камней, а сплошной гололед. Но такая ситуации длится недолго. В это время надо быть просто чуть более аккуратным. Но зимой вообще надо ездить и ходить пешком более осмотрительно. Поэтому по нашему мнению финские камешки - весьма эффективное экологичное решение проблемы безопасности движения зимой для небольшого города.


По весне все тратуары и проезжая часть в Финляндии заспаны слоем камней...

В Финляндии почти все города совсем маленькие. Подойдут ли камешки для большого города? По нашему мнению вполне, особенно в центре города, в пешеходных зонах. Насколько дорого использовать такой гравий? Нам кажется, что не дороже, чем химические реагенты или песок. В обоих случаях, чтобы разлить реагент и рассыпать песок или камни, нужна машина. Так что стоимость самой процедуры разбрасывания камней такая же. Возможно камни дороже, но зато их можно использовать многократно. Специальная техника собирает камни очень быстро. Несколько финских тракторов за пару часов могут почистить целую улицу. Посмотрите сами нашу видео передачу и убедитесь как это просто:


февраль 2012


Мы с мужем подготовили небольшую заметку о дорогах в Финляндии, так как сами очень любим путешествовать на автомобиле. Даня (мой муж) в Финляндии был около 10 раз. Чаще всего - на машине. В этой нашей совместной записи Даня рассказывает о дорогах Финляндии (кратко и сухо, как настоящий мужчина), дает полезные советы бывшим и будущим путешественникам, говорит о парковках и элементарных правилах... в общем, делится опытом. А я немножко добавляю женских мыслей:)

Использование ближнего света, противотуманок

Ближний свет на автомобиле должен быть включен во время движения всегда.

Противотуманки разрешается использовать только, когда они действительно необходимы (в тумат, снег).

Анти-радары

Запрещены как класс, в случае обнаружения при проходе через границу большой шанс эту самую границу не перейти.

Скоростной режим

Стандартный скоростной режим - населенный пункт 50 км/ч, вне населенного пункта 80 км/ч. Знаки с указанием разрешенной скорости стоят часто, очень часто.

Контроль скорости на дорогах

Во многих местах установлены камеры фиксирующие скорость и делающие фотографию машины в случае нарушения. О них честно предупреждают знаки, висящие за 200-300 метров до места установки камеры. Но так же висят и совершенно незаметные и неафишированные камеры. Если вы увидите вспышку, это почти 100% значит, что вы что-то нарушили.

Меняющиеся знаки скорости в зависимости от условий

В зависимости от дорожных условий скорость может быть автоматически ограничена. На крупных автострадах знаки, ограничивающие скорост,ь - электронные и могут менять свои цифры.

Парковка на трассе

Парковка на обочине не разрешается - специальные паркинги сделаны по всей трассе примерно через десятки километров.

Парковатся вне населенных пунктов на дороге со знаком "главная дорога" - запрещено, для парковки есть специально предназначенные для этого места, обозначенные буквой P. Это может быть просто уширение проезжей части, а может быть отходящая в сторону от главной дороги дорога с площадкой в конце, туалетами, беседками, скамейками, информацией о регионе.

Дороги зимой

Дороги более скольские, но более чистые. По ощущениям дорожное покрытие более скользкое, особенно в городе. Соли на дорогах нет, они посыпаны гранитной крошкой. Зато омывайкой пользовались раза 2 за всю дорогу. После возвращения на территорию России бачок омывателя кончился на 100 километрах.

Пешеходы

Пешеходы - это святое! Могут и не смотреть когда переходят дорогу. В Финляндии нет переходов на дорогах со скоростью движения более 60. Пешеходов то ли очень любят, то ли очень боятся. Нам не встретилось ни одного пешеходного перехода на трассе, где разрешенная скорость движения была больше 60 км/ч. Если все же необходим переход через шоссе, то за несколько сот метров от него ставится знак, ограничивающий скорость до 60. Вне населенных пунктов очень часто встречаются переходы с островком посередине, и, когда темно, этот островок подсвечивается.

Круговое движение

Много перекрестков равнозначных дорог организованы в виде кругового движения. Это довольно удобно. Главный тот, кто уже на круге, а не тот, кто на него въезжает.

Левая полоса

Никто не едет по левой полосе - она только для обгона.

При движении на дорогах с двумя полосами в одну сторону (честно говоря, не встречали дорог с тремя полосами) левая полоса всегда свободна, по ней никто не едет, она только для обгона. Обогнал и назад в правую полосу.

Поворотники придумали трусы?

Все и всегда пользуются поворотником. К сожалению в Росии пользоваться им становится уже почти неприличным. Единственная машина не показавшая сигнал поворота за все наше путешествие имела номер региона 177 rus:)

Быстро меняющиеся сигналы светофора в городе

Сигналы светофора меняются непривычно быстро (особенно в городах). Желтого сигнала почти не видно, а зеленый не мигает.

Сфетофор со стрелкой - это отдельный сфетофор

На нашем пути не было встречено так называемыех светофоров со стрелками. Стрелка - это отдельный полноценный сфетофор со своим красным, желтым и даже зеленым цветом.

О парковке

Нельзя вставать во дворах - штраф 40 евро.

Двор дома считается частной территорией и въезд в него украшают таблички с предупреждением о том что парковка во дворе может закончится штрафом в 40 евро.

За 600 км движения по Финляндии нами была встречена только одна полицейская машина, и та в ночи, правда безбожно нарушавшая скоростные ограничения:)

Нарушают все километров на 10.

Конечно, никто не соблюдает скоростной режим буквально, скорость нарушают почти все километров на 5-10.

Еще из наблюдений - чем страна удаленнее от России, тем меньше на дорогах встречаются условые поршикайены. За мои примерно 10 раз пребывания на территории Финляндии я встретил только 1 кайен и 2 ауди ку7 с финскими номерами. В Эстонии это количество уже на несколько порядков больше. А теперь выглянем в окно...

Вообще сородичи Йелопукки ездят не на новинках авторынка. Старых машин очень много, но все они в очень хорошем состоянии. На одной из парковок рядом с нами стоял Opel Kadett, машина окончательно снята с производства в 1991 году, то есть сейчас ему минимум 21 год. Основная проблема этих машин - ржавеющие задние арки, в этом легко убедится встретив такой экземпляр на наших дорогах - либо в этом месте будет куча следов сварки, либо куча ржавчины. У финского кадета все было родное, по ощущениям по-крайней мере.

А теперь я отняла у Дани компьютер и хочу сказать пару слов, как штурман.

Карты и навигатор

На самом деле настоящим штурманом у нас в машине работает навигатор Том-Том. Он знает все дороги (даже проселочные) в Финляндии и отменно нас везде возит. Поэтому, собираясь в дорогу, советую обзавестись навигатором и забить в него места интереса. Мы зовем наш навигатор Наташей (он с женским голосом), любовно его не слушаемся, если лучше знаем, куда нам надо... и берем с собой на пешеходные прогулки по городу! Очень удобно. Конечно, с нами всегда еще бумажная автомобильная карта Финляндии (купили как-то на Несте) и карты региона и города, куда мы едем. Первым делом попав в новое место, мы идем в tourist information - набираем карт и буклетов по интересным местам. Иногда карты можно найти и на парковке.

Знаки мест интереса

Вся Финляндия полна знаков. Но не знаков дорожного движения, а информационных знаков - где что интересненькое есть.

Белый вензель на коричневом фоне с названием достопримечательности и сколько километров до места. Эх, были бы еще путеводители, где все эти места расписаны.

Удачи на дорогах!

poppismic
24/02/2012 02:57



Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png