Гёте назвал его «возвышенным деревом Бога», а Виктор Гюго - «гигантским изящным чудом». Все эти поэтические эпитеты описывают кафедральный собор в Страсбурге - приграничном с Германией городе Франции. Два столетия эта постройка была самой высокой в мире. Шпиль собора виднеется далеко за пределами Страсбурга. Его силуэт на фоне алеющего предзакатного неба является визитной карточкой города. Шпиль виден даже с другого берега Рейна, по которому проходит современная граница. Поэтому Страсбургский собор в Германии считают почти своим (принимая во внимание историю Эльзаса и Лотарингии). Эта церковь одновременно величественна и изящна. Даже в двадцать первом веке, эпохе небоскребов, Нотр-Дам Страсбурга занимает шестое место в мире по высоте среди храмов. А еще она держит лидерство как самое большое строение из такого недолговечного камня, как песчаник. Давайте совершим виртуальную экскурсию по этому уникальному готическому храму.

Как добраться до Страсбургского собора

Найти это сооружение нетрудно - 142-метровая башня видна издалека. Но центр Страсбурга возведен на острове, окруженном рекой Иль. Плотная фахверковая застройка с нависающими балкончиками вдоль узких средневековых улочек закрывает обзор. Вокруг столько интересных достопримечательностей, что впору и вовсе позабыть, куда намеревались придти. Страсбургский собор внезапно предстает во всей красе в узком проеме улицы Мерсье. На нее можно попасть, перейдя мост по Вье Марш Окс Пуассон (возле Исторического музея). С этой позиции его и фотографируйте. Если подойти ближе, можно запечатлеть лишь фрагменты фасадов, но не великана-красавца целиком. Кстати, на правой стороне улочки Мерсье расположен старинный фахверковый дом Каммерцеля (XV ст.), украшенный деревянными скульптурами - сейчас там большой магазин сувениров.

Собор в Страсбурге: история

Современный Эльзас некогда входил в состав необъятной Римской империи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в самом центре галльского поселения Аргенторатум стоял языческий храм. Намного позже Страсбург получил современное название от двух немецких слов: «штрассе» - дорога и «бург» - замок или укрепленный город. Когда христианство стало господствующей религией, языческий храм был разрушен, а на его месте стали возводить церковь. Около тысячного года население «Города на дорогах» так возросло, что возникла надобность в кафедральном соборе. Первый камень в постройку заложил епископ Вернер Габсбургский в 1015 году. Естественно, по планировке это был типичный романский собор. Пожар 1176 года уничтожил деревянную крышу и верхние этажи. Поэтому решено было возвести собор из камня. Его привозили из ближайших гор - Вогезов. Песчаник этот имеет удивительное свойство отсвечивать розовым на закате или восходе солнца.

Страсбургский собор (Франция) и епископское тщеславие

В тринадцатом столетии в моде была готика. Города Западной Европы соревновались между собой, кто построит самый высокий, большой и красивый Дом Божий. Епископу Страсбурга не давали покоя лавры его базельского, ульмского и кёльнского коллег. Поэтому он не пожалел денег, чтобы выписать самых модных (и высокооплачиваемых) зодчих для постройки своего собора. Конечно, он не дождался конца работ и не увидел величественное творение. После смерти епископа строительство оплачивал муниципалитет - консулы и простые горожане. Так и получилось, что восточный и южный порталы, а также хор выполнены в романском стиле, а западная часть с северной башней - в готическом. Кстати, планом предусматривалось строительство его одного, южного, шпиля. Но на него у города просто не хватило времени. Ассиметричность конструкции также делает ее уникальной. А 142-метровая северная башня была завершена лишь в 1439 году.

Западный фасад

Не спешим заходить внутрь. Неизменным ритуалом всех туристов является неспешный и вдумчивый обход величественного здания. Страсбургский собор во Франции знаменит своим западным фасадом. Это настоящий шедевр высокой готики. Одним из зодчих был Эрвин фон Штайнбах. Он в 1284 году и разработал западный фасад, с тысячей скульптур и изящным окном-розеттой. Когда денег на строительство не хватало, архитектор продал своего коня и пожертвовал необходимую сумму. В четырнадцатом веке главным зодчим стал Ульрих фон Энсинген, создатель собора в Ульме. А знаменитая Северная башня была завершена Иоганном Хультцем - мастером из Кёльна. Тысячи каменных скульптур и орнаментов, украшающие западный фасад Страсбургского собора, вошли во все учебники о средневековой готике. Чудесные витражи лучше смотреть изнутри. Их во время последней Мировой войны увезли нацисты, но позже правительство Германии вернуло их вместе с украденными гобеленами и картинами.

Фасад южного траверса

Страсбургский собор стоит обойти целиком. Привлекает внимание не только высоченный шпиль и богато изукрашенный скульптурами западный фасад. Южный траверс со входом также очень интересен. Его украшает не менее знаменитая скульптурная группа «Церковь и Синагога». Во времена крестового похода против альбигойцев этот сюжет переосмысливался как борьба Римского Папства с диссидентскими христианскими верованиями. Горгульи, служащие дождевыми водостоками, словно говорят: «Вне католической Церкви нет Спасения». В готическом фасаде на тройном портале главного входа мы видим сцену поклонения волхвов. Здесь есть скульптуры пророков Ветхого Завета и мучеников Нового. Аллегорические фигуры изображают Грехи и Добродетели.

Достопримечательности интерьера

А теперь пройдем внутрь собора, тем более что вход в него свободный. Страсбургский кафедральный собор продолжает исполнять свои функции действующего храма, поэтому во время служб вход в него туристам ограничен. Внутри церковь украшена не менее роскошно, чем снаружи. Хорошо придти сюда в солнечный день - тогда витражи выглядят особенно эффектно. Что нужно не пропустить в Страсбургском соборе? Это купель для крещения, созданная в середине пятнадцатого столетия скульптором Дотцингером. Обращают на себе внимание гобелены, картины на религиозные сюжеты, старинный орган. Очень красив амвон, декорированный многочисленными статуями, принадлежащими резцу Ганса Хаммера. Еще нужно заглянуть в предел и увидеть картину Николя Редера (в северном трансепте).

Башня

Обязательно нужно подняться на шпиль, который венчает Страсбургский собор. Страсбург с обзорной площадки - как на ладони. К тому же можно рассмотреть некоторые скульптуры и горгулий вблизи. Если будет тяжело подниматься узкой винтовой лестницей, вспомните: эти ступени преодолевали Стендаль и Гёте. А последний делал это ежедневно, пока учился в Страсбургском университете. Так он и излечился от фобии высоты. Этот шпиль вплоть до восемнадцатого века (пока не достроили Кёльнский собор) оставался самой высокой конструкцией. Примечательно, что во время Французской революции колокольню хотели разрушить. Дескать, она нивелировала принцип равенства. Но местные жители украсили ее (символом свободы), и идеологический накал революционеров был снят. Вход на башню платный: 4,5 евро для взрослого и 2,5 - для детей и студентов.

Астрономические часы

Если вы купите билет на Северную башню, то сможете побывать и на хорах, идущих по верхнему ярусу всего собора. Это даст вам уникальную возможность рассмотреть поближе витражи и прекрасные готические розетты. Но в храме есть еще одна платная аттракция для туристов. Это Страсбургского собора. Третий по счету хронометр был усовершенствован и установлен в 1832 году. До него часы с астрономическими функциями верно служили городу с 1574 года. Первый хронометр упоминается с 1353 г. Что же интересного в часах Страсбургского собора? Сложный механизм показывает орбиты Земли и Луны, а также всех известных на то время планет. Кроме того, в Новогоднюю ночь часы делают полный оборот и показывают даты, на которые припадают «плавающие» католические праздники (Пасха, Вознесение, Пятидесятница). Шестеренка механизма, которая вращается наиболее медленно, отвечает за определение Полный оборот она сделает (если, конечно, хронометр доживет) за двадцать пять тысяч восемьсот лет.

События

Страсбургский собор всегда играл ключевую роль в жизни города. Здесь не только проходят литургии. По воскресеньям, в утренние часы, в соборе можно послушать Грегорианскую капеллу. Очень часто здесь устраиваются органные концерты, в которых задействован старинный, богато украшенный инструмент. Особенно хорошо приезжать в Страсбург летом. Во-первых, погода способствует прогулкам и плаванию по каналам на корабликах. В холодный сезон они также курсируют, но верх их застеклен. В качестве бонуса летним туристам предоставляется возможность увидеть красивое зрелище. Каждый вечер на площади перед собором устраиваются различные концерты. Множество прожекторов подсвечивают стены величественного здания в такт музыке, отчего кажется, что статуи на фасадах оживают.

Город и его достопримечательности

Страсбургский собор является своего рода доминантой. Но на нем туристические достопримечательности города не исчерпываются. Конечно, начать знакомство со Страсбургом необходимо с его собора. Особенно рекомендуют отзывы туристов не полениться и подняться на башню. Это даст вам наглядное представление о расположении города, а значит, можно будет составить маршрут дальнейших экскурсий. Необходимо посетить дворец епископа, квартал «Маленькая Франция», Музей Эльзаса. Не забываем, что в Страсбурге расположен и Это новейшее здание находится не в центре города, и до него лучше всего добираться на трамвае. Отзывы туристов настоятельно рекомендуют, невзирая на сезон, прокатиться экскурсионным катером по каналам речки Иль с их многочисленными шлюзами.

Адрес: Франция, город Страсбург, Соборная площадь
Начало строительства: 1015 год
Окончание строительства: 1439 год
Высота: 142
Основные достопримечательности: астрономические часы, колонна Ангелов, купель XV века, изображение Масличной горы, портал Святого Лаврентия, соборная кафедра, витражы XII-XIV веков, гобелены XVII века
Координаты: 48°34"54.7"N7°45"03.3"E

Если попытаться выделить наиболее красивые католические храмы, построенные в разные времена в готическом стиле, то в их число, безусловно, войдет Страсбургский собор во Франции .

Забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что ранее этот храм был не только католическим: на службы, проходящие в этом величественном здании, проходили и протестанты. Великолепие этого собора довольно трудно описать словами, хотя он, как и Кёльнский собор до настоящего момента считается незаконченным. Чего только стоит тот факт, что на протяжении более двух веков это здание считалось самым высоким на всей нашей планете!

Северный фасад собора

Если внимательно изучить письменные работы историков и архитекторов, можно без труда сделать определенный вывод: Страсбургский собор, посвященный Святой Деве Марии, по праву считается одним из самых красивых и самых больших в мире католических храмов Старого Света . Ежедневно к нему приходят тысячи гостей французского города, чтобы воочию увидеть чудо, которое появилось в мире благодаря совместной работе немецких и французских архитекторов. Кстати, сам Страсбург, хотя и входит в состав Франции, можно назвать городом, где удивительным образом переплелись две культуры: германская и французская. Говоря об этом храме, построенном из песчаника, следует сделать акцент на том, что он является католической церковью епископа: в наши дни в его огромных залах не встретишь протестантов.

Страсбургский собор: история строительства и особенности архитектуры

Самые первые упоминания о недостроенном храме в романском стиле, датируются еще 1015-м годом. Однако благодаря археологическим раскопкам ученым удалось доказать, что на этом месте еще задолго до этого отрезка времени возвышалось римское святилище.

Вид на западный фасад собора с улицы Мерсьер

Первоначально в 1015-м году Страсбургский собор предполагалось, как уже говорилось немного выше, построить в романском стиле. Более того, работы уже были начаты: распоряжение о строительстве отдал епископ Вернер Габсбургский. По непонятным причинам незаконченное здание практически полностью сгорело. Восстановить храм, ценой невероятных усилий и огромных капиталовложений удалось лишь к концу XII века, а в те времена в Европе уже вошел в моду готический стиль. По этой причине большинство частей здания приобрели более строгие «воздушные» формы, а отделка была выполнена из красноватых камней, которые специально привозили к месту строительства из соседних горных районов.

Епископ, оплачивавший все расходы по восстановлению и перестройке здания, умер, и возведение величественного собора, который в будущем должен будет стать самым высоким зданием в мире, на время прекратилось. Пожертвований буржуа не хватало, поэтому свою посильную лепту в возведение Страсбургского собора начали вносить все без исключения жители уютного города.

Вид на северную (142 м.) и южную башни собора

Храм в Страсбурге, посвященный Святой Деве Марии, может чем-то даже напомнить неискушенному путешественнику Кёльнский собор. Действительно, что-то общее у них, все же, есть. Однако в архитектуре церкви епископа в Страсбурге, можно проследить и влияние романского стиля.

Точнее говоря, из-за многочисленных перестроек здание, возведенное из вогезского песчаника, разительно отличается от подобных строений, что и делает его уникальным и неповторимым. Восточную часть собора, южный вход и хор строители выполнили в романском стиле, а вот знаменитый неф, на котором можно увидеть бесчисленное число фигурок, и западный фасад построили в готическом стиле.

Интересно то, что западная часть строилась под руководством немца по фамилии Штайнбах. В некоторых документах даже упоминается тот факт, что архитектор и строитель не пожалел отдать все свое имущество на возведение величественного храма. Правда, все его имущество на тот период времени состояло только из одной лошади.

Портал Страсбургского собора

Самой узнаваемой частью здания, за исключением астрономических часов, на которых следует обязательно остановиться более подробно чуть ниже, стал шпиль, построенный Йоганном Хультцем из… Кёльна. Наверное, именно по этой причине у двух красивейших католических храмов многие туристы находят сходство. Северная Башня, высота которой достигает 142 (!) метра, была закончена в 1439-м году. Правда, самой высокой в мире она стала только в 1652-м году. Этот рекорд был побит лишь в конце 19-го века. Про Южную Башню строители, наверное, «забыли»: ее так никогда и не начинали строить. По этой причине Страсбургский собор можно назвать образцом асимметрии в архитектуре (если, конечно же, не брать во внимание шедевры Антонио Гауди).

Сокровища Страсбургского собора

В Страсбургском соборе каждая скульптура, каждый витраж и предмет представляют собой настоящее произведение искусства , которое невозможно оценить в денежном эквиваленте. Описать их все в одном материале, увы, не удастся. Лучше всего увидеть их своими глазами или посмотреть на фото.

Обязательно стоит выделить скульптуры, на которые путешественник может полюбоваться над тройным порталом: это реалистично выполненные статуи великих Пророков, Волхвов, несших вести от высших сил народу, и символичные изображения мирских пороков и добродетели.

Внутри Страсбургского собора можно увидеть великолепную купель, которая была выполнена знаменитым Дотцингером в середине 15-го века. Гобелены, алтарь Святого Панкратия, потрясающие своей неземной красотой витражные окна и, конечно же, астрономические часы - лишь малая часть того, что можно увидеть в одном из самых красивых католических храмов в мире.

К слову, астрономические часы Страсбургского собора заслуживают отдельного внимания. Удивительный и точный механизм был разработан часовщиком Швильге, а украшенный корпус к ним в XVII веке выполнил Тобиас Штиммер.

Фрагмент фасада Страсбургского собора

Механизм уникальных часов несколько раз изменялся: до нашего времени дошел тот, который с точностью вычисляет дни католических праздников, и имеющий возможность показывать прецессию земной оси. Удивительно, но самый медленный оборот в этих часах продолжается ровно 25 800 лет. Каким образом удалось воссоздать такой точный механизм в то время, когда еще не было вычислительной техники, объяснить невозможно. Астрономические часы Страсбургского собора приковывают внимание и, порой, не дают сосредоточиться на чем-либо еще. А внутренне убранство храма поражает своим великолепием: орган, самая старая часть которого была выполнена мастером еще в 14-м веке, статуя священника, на речь которого обращает внимание движущаяся фигура торговца сладостями…

Страсбургский собор: современная история и памятка туристу

К огромному сожалению Французская революция не пощадила этот храм: многие фрески и скульптуры были разрушены. Справедливости ради стоит отметить, что наибольший урон Страсбургскому собору нанесли бомбардировки фашистской авиации и силы антигитлеровской коалиции.

Вид на западный фасад собора

Храм, который был построен французами совместно с немцами, был частично ими же и разрушен…. Уцелела легендарная башня, уцелела благодаря одному талантливому и находчивому кузнецу, сделавшему для нее после разрушительной революции защитный колпак из прочнейшего металла.

Прошло время, войны и невзгоды остались позади: после тщательной реконструкции, проведенной самыми лучшими специалистами, Страсбургский собор предстал перед верующими и гостями города в своем первоначальном виде. В наши дни это ассиметричное здание посещают тысячи туристов, желающих увидеть не только астрономические часы, скульптуры и другие сокровища, но и удивительное сочетание французской и немецкой культур.

Страсбургский собор Нотр-Дам (Собор Страсбургской Богоматери, кафедральный собор Страсбурга ) (Cathédrale Notre-Dame de Strasbourg ) - один из крупнейших готических соборов в истории европейской архитектуры. С 1647 по 1874 год Страсбургский собор был самым высоким зданием в мире (потом его обогнала церковь Св. Николая в Гамбурге, а также соборы в Ульме и ). Высота башни собора со шпилем составляет 142 м (на сегодняшний день это самый высокий собор Франции после 151-метрового Руанского). Масштабы собора изумляют, но не подавляют из-за готической легкости конструкции и тысяч скульптур на фасаде. Собор как будто взлетает. Неслучайно храм называют парящим розовым ангелом. Снаружи здание кажется отделанным кружевом, сплетенным из красновато-коричневого песчаника.

1. История строительства Страсбургского собора

1.1 История Страсбургского собора до XV века

На месте, где сегодня находится собор, уже в древности, во времена римского владычества, возводились культовые сооружения. Первый христианский храм здесь был построен в конце VII века страсбургским епископом св. Арбогастом (saint Arbogast ). В VIII веке, при Карле Великом, его заменило более внушительное сооружение (покровитель этой церкви епископ Страсбургский Ремигий (765–783) в своем завещании 778 года даже выразил желание быть погребенным в крипте этого строящегося храма). Именном в этом богато украшенном здании были, как считается, произнесены знаменитые Страсбурские клятвы (договор от 14 февраля 842 года, который является древнейшим памятником старофранцузского языка). Этот собор неоднократно страдал от пожаров: в 873-м, 1002-м и 1007-м годах.

В 1015 году страсбургский епископ Вернер (Вецелин) из рода Габсбургов (Werner von Habsburg ) (1001-1028) и император Священной Римской империи Генрих II Святой вместе закладывают первый камень в строительство нового собора на руинах каролингской постройки. Однако собор, строившийся в 1015-1028 гг. в оттоновском стиле (период правления династии Оттонов охватывает X – первую половину XI в.), был уничтожен во время пожара в 1176 году (в то время использовались несущие конструкции из дерева). Вид собора в оттоновскую эпоху, реконструкция (источник: ):

Нынешнее здание Страсбургского собора строилось в период 1176-1439 гг . После несчастья, постигшего базилику епископа Вернера, новый епископ Страсбурга Генрих I фон Газенбург (Heinrich I von Hasenburg ) (1181-1190) решил построить на этом месте новый собор, который, согласно его замыслу, должен был превзойти базельский мюнстер . Строительство велось на фундаменте прежнего храма, заложенного епископом Вернером. Первой возникла восточная сторона собора, в частности хор и крипта. Если от первого христианского храма VII века до нашего времени не дошло совсем ничего, то от собора, строившегося при епископе Вернере, нам досталась крипта и трансепт. Западная часть крипты, капеллы Св. Андрея и Св. Иоанна, хор и купол, а также рукава трансепта (поперечного нефа) относятся к романскому и переходному (от романского к готическому) периоду (1176-1245). Если три первых столба трансепта относятся еще к романскому стилю, то четвертый (Столб Ангелов ) уже демонстрирует готические формы.

Страсбургский собор, романская крипта (источник: ):

В начале 20-х годов XIII века в Страсбург пригласили скульпторов из Шартра , которые были носителями совершенно нового, готического, стиля. Так что собор, как, собственно, и весь Эльзас, стал сплавом немецкого и французского стилей . Это проявилось, в частности, в том, что в витражах использовались как красный и синий (типично французские), так и зелёный (характерный для немецких соборов) цвета.

Сразу же после завершения хора и трансепта в позднероманском стиле началось строительство нового готического центрального нефа . Это свидетельствует о пристальном внимании к последним достижениям французской архитектуры. От старого романского нефа на тот момент остался только фундамент. Центральный неф, строившийся в эва этапа (1235-1245 и 1253–1275 гг.), представляет собой чистый образец французской готики . Стилистически переход между различными частями собора был оформлен довольно тонко. Неф воздвигнут на фундаменте прежнего здания, выстроенного в XI веке. Планируя высоту центрального нефа, архитектор учел сооруженное ранее средокрестие (место пересечения главного нефа и трансепта), превысить размеры которого было невозможно. В итоге центральный неф приобрел пропорции, совершенно необычные для готического собора: ширина центрального нефа в Реймсе - 30 м, а в Страсбурге - 36 м; высота же центрального нефа в Реймсе - 38 м, а в Страсбурге - 32 м. Однако при этом страсбургскому архитектору удалось создать самую современную для Германии той эпохи постройку. Причем он не просто заимствовал формы французской готики, но и развивал их.

Строительство фасада собора в Страсбурге началось вскоре после завершения центрального нефа, в 1275 году. Фасад заметно превосходит по своим масштабам более ранние части здания, из-за чего представляется наблюдателю главным элементом всей конструкции собора. Не случайно сооружение его началось в тот период, когда Страсбург добился экономического процветания, а жители города освободились из-под власти епископа (работами стал руководить магистрат). В хрониках того времени строящийся собор воспевался как примета наступающего золотого века.

Оригинальный план фасада , разработанный Эрвином фон Штейнбахом (Эрвином из Штейнбаха) (Erwin von Steinbach ) (так называемый «План B», Projet B ), предполагал два яруса (второй - с очень сложной центральной розеткой), три портала и две башни. Искусствоведы признают этот проект как весьма неординарный, отдельно стоящий и очень талантливый. По мере того как строительство продвигалось вперед, Эрвин вносил коррективы и добавлял новые детали, разработав сначала План C, а затем и План D. Однако в 1298 году, из-за пожара, работы были приостановлены и продолжены только в 1318 году, уже после смерти мастера Эрвина. К этому моменту второй ярус был уже частично завершен. До 1339 году работами руководил сын мастера Эрвина Иоганн. Затем строительство продолжил мастер Герлах (Gerlach ). В 1355-1365 гг. он возводит третий ярус.

Но в это время волна энтузиазма, связанного с финальной, как казалось, стадией работ, сходит на нет. Страх землетрясения (в 1365 году из-за подземных толчков очень сильно пострадал ), финансовые трудности, а также людские потери, вызванные эпидемией чумы 1349 года, - все эти факторы привели к отказу от строительства шпилей. Разрабатывается новый проект, который предусматривает создание галереи апостолов над центральной розеткой и башни-беффруа со стрельчатым навершием. В 1365 году обе башни достигают уровня нынешней смотровой площадки (платформы на высоте 66 м), в результате чего фасад приобретает облик, схожий с силуэтом . Но затем пространство между башнями было заполнено центральной башней-беффруа, после чего на северной башне была возведена колокольня (34м+66м=100м), а на колокольне - шпиль (42м+34м+66м=142м).

На следующем рисунке поэтапно показано изменение архитектурного облика собора по мере его строительства (по ):

Вопрос о том, какую роль сыграл в проектировании фасада Эрвин из Штейнбаха (Erwin von Steinbach ), впервые упомянутый в письменных источниках в 1284 году, до сих пор остается спорным. Однако всеми признано, что фасад этот, кто бы ни был его автором, - работа очень талантливого мастера, причем в высшей степени оригинальная. Фасад Страсбургского собора производится настолько потрясающее впечатление, что с первого взгляда может показаться символом истинного средоточия всего христианского мира.

В 1371 году руководство работами берет на себя преемник Герлаха мастер Конрад (Conrad ), который и создает галерею апостолов над центральным окном-розой. После смерти мастера Конрада строительством руководит Михаэль из Фрайбурга (Мишель де Фрейбург) (Michael von Freiburg ) (1383-1388). Он и возводит центральную башню-беффруа - среднюю часть, заполнившую пустое пространство между двумя боковыми башнями. После него работу заканчивал Клаус фон Лор (Claus von Lohre ) (1388-1399). Однако полученный фасад не удовлетворил членов магистрата, и в 1399 году они обратились к Ульриху фон Энзинген у (Ulrich von Ensingen ) (1399-1419), который начинает возводить шпиль. После смерти мастера Ульриха работы по возведению шпиля закончил Иоганн Хюльц (Johann(es) Hültz ). Подробнее описание башни и истории ее строительства см. ниже, в разделе « ». Этапы возведения башни собора в Страсбурге наглядно видны на следующей схеме (источник: ):

Вид Страсбургского собора в XV веке, гравюра Микаэля Вольгемута (Wohlgemuth ) в Нюрнбергской хронике (Liber Chronicarum ) Гартмана Шеделя, напечатанной в 1493 году ; вероятно, наиболее древнее из всех известных изображений собора (источник: ):

1.2 История Страсбургского собора в Новое время

В 1518 году в Страсбург приходит Реформация . Лютеранство быстро распространяется в регионе благодаря изобретению книгопечатания и активному развитию издательского дела. В 1524 году город окончательно принимает новое учение и церкви переходят в руки протестантов (кафедральный собор Страсбурга становится протестантским в 1529 году). Однако в 1549 году распоряжением Карла V в Страсбургском соборе было восстановлено католическое богослужение сроком примерно на десять лет, до 1561 года. Затем собор снова стал протестантским. А в 1681 году Страсбург отходит к Франции и кафедральный собор, а заодно и еще сорок церквей, возвращаются католикам. В течение бурного периода Реформации и религиозных войн собор лишился своего обычного мецената (католической церкви), что привело к обеднению его убранства.

Во время Революции собор понес новые потери. Пострадало 230 статуй (к счастью, 67 из них коллегии управляющих удалось спрятать и спасти). А в 1793 году революционеры потребовали разрушения соборного шпиля, который своей необычайной высотой противоречил настроениям всеобщего равенства. Один житель Страсбурга, кузнец по фамилии Зюльтцер (Sultzer ), нашел увёртку: он убедил революционеров в том, что столь заметная вершина, как шпиль Страсбургского собора, видная на многие километры в долине Рейна, может использоваться как символ, оповещая всех вокруг, что в этом крае теперь страна свободы. Чтобы это продемонстрировать, кузнец предложил надеть на вершину башни огромный фригийский колпак. Так и было сделано. Шпиль был спасен.

В 1870 году, во время Франко-прусской войны, пострадали крыша и шпиль собора. В 1944 году, во время американских бомбардировок, была сильно повреждена центральная башня и северный боковой неф. Но после проведения реставрационных работ оригинальный облик собора удалось восстановить.

План собора Нотр-Дам в Страсбурге , на котором обозначены все основные элементы строения готического собора (нартекс, центральные и боковые нефы, средокрестие, трансепт, а также порталы фасадов) (по ):

На следующем рисунке показана хронология этапов строительства, которые отмечены на плане собора различными цветами (также по ):

2 Наружное убранство Страсбургского собора: описание. Башни

2.1 Башня со шпилем: навеки одна

Из всех элементов наружного убранства храма особенно выделяется башня со шпилем . Из двух задуманных башен возвести, как известно, удалось только первую. От закладки первого камня до момента, когда башня со шпилем ознаменовала собой окончание строительства, прошло более четырех веков: единственная (северная) башня собора относится к 1419–1439 гг.

Строительство фасада и башен (которых тогда планировалось построить две), как мы уже знаем, было начато Эрвином фон Штейнбахом (Erwin von Steinbach ): легендарный мастер руководил работами с 1284 по 1318 год. Мастер Иоганн Герлах (Gerlach ) (1341-1371 гг.) возвел башни до уровня платформы (смотровой площадки, 66 м). Михаэль фон Фрейбург (Michael von Freiburg ) продолжил работу, и в 1380-х годах центральная башня-беффруа уже возвышалась над окном-розой. Мастер Ульрих фон Энзинген (Ulrich von Ensingen ) (строивший также башню Ульмского собора) к 1419 году дошел до основания восьмигранного шпиля. Затем, после смерти Энзингена, работы взял на себя Иоганн Хюльц (Johann(es) Hültz ) (1419-1449), мастер из Кёльна. Он полностью пересмотрел проект и вместо постройки довольно простого шпиля, проектировавшегося Эрвином фон Штейнбахом, соорудил весьма сложную конструкцию, в которой каждая из восьми граней несет на себе по шесть маленьких винтовых лестниц, продолжаемых четырьмя другими лестницами и, наконец, венчаемых навершием с крестом. У основания шпиля находятся скульптуры медведя и быка, рассматривающих небо. Также здесь расположены статуи Богоматери и простого смертного, архитектора Ульриха фон Энзингена.

Именно Хюльтц увенчал постройку ажурным пирамидальным шпилем. Возведение шпиля, поднявшегося на 142 м, было завершено Хюльцем в 1439 году . Магистрат остался очень доволен работой Хюльца. Он увидел в гигантской башне не просто венчающую часть собора, но еще и символ могущества и величия Страсбурга. Отметим, что в 1261 году город Страсбург выступил против князя-епископа и, изгнав его, стал республикой, так что, начиная с этого времени, контроль за строительством собора взял на себя городской совет. Таким образом, в отличие от большинства других церковных башен и шпилей, которые обычно прославляют могущество местного духовенства, шпиль Страсбургского собора всегда являлся выражением мощи установившейся в городе республики.

Итак, северная башня была увенчана шпилем в 1439 году . Вторая башня так и не была построена (несмотря на обилие соответствующих проектов) - вероятнее всего, из-за отсутствия средств (хотя, помимо финансовой причины, иногда говорят о том, что к XV веку, когда началась уже эпоха Возрождения, готический стиль и, соответственно, высокие башни со шпилями, просто вышел из моды; кроме того, была и более прозаичная причина, связанная с зыбкостью почвы и риском наклона или даже обрушения всего сооружения в случае возведения второй башни; в 1530 году была предпринята попытка построить небольшую пробную башенку, но во время бури 1533 года она обвалилась, и эта неудача укрепила всех в мысли, что собор следует оставить без изменений). Старсбургский собор. Гравюра Исаака Брунна (Isaac Brunn ), 1615 (источник: ):

В хорошую погоду имеет смысл подняться на башню (сегодня смотровая площадка находится на высоте 66 метров, а до конца ХIХ века разрешалось подниматься на самый верх шпиля). Для этого вам понадобится преодолеть 328 ступеней , зато вы будете вознаграждены великолепным видом на достопримечательности и окрестности Страсбурга, Вогезы и Шварцвальд. На башню поднимались многие известные люди, в том числе Гёте (в свою бытность страсбургским студентом он регулярно поднимался сюда, чтобы преодолеть страх высоты) и Стендаль, а также знаменитые русские. Вот, например, какие воспоминания оставил на этот счет Кюхельбекер: «Страсбург лежит невысоко; но вкруг него весь небосклон обставлен горами: со стороны Германии Шварцвальд, со стороны Франции хребет Вогезский. Восхитительное зрелище представляют сии горы с высоты кафедрального собора Мюнстера: я видел их при солнце; далекие белые Вогезы сияли; темно-синий лесистый Шварцвальд чем ближе, тем более подходил к цвету лиловому, и наконец весь амфитеатр городов, сел и виноградников, покрывающих его, являлся моему взору подернут флером красноватого дыма» [см. Кюхельбекер В. К. Путешествия. Дневник. Статьи. Л., 1979. С. 36-37].

Виктор Гюго так описал свои впечатления от посещения смотровой площадки: «Весь Страсбург расстилается под ногами, старый город с большими крышами, слуховыми окнами церквей и башен, чем-то напоминающий живописный город Фландрии».

2.2 Башня над средокрестием: недавнее добавление

Башня в неороманском стиле, возвышающаяся над пересечением центрального нефа и трансепта, была добавлена относительно недавно, в 1874 году. Вплоть до XVIII века здесь было навершие в готическом стиле, впоследствии разрушенное молнией. Разрушенную башенку заменили плоской крышей, на которой установили оптический телеграф. А в XIX веке французский архитектор Гюстав Клотц (Gustave Klotz ) соорудил башню, которую мы видим сегодня.

Гюстав Клотц был главным архитектором всего департамента Нижний Рейн. С 1837 по 1880 год он активно занимался строительной и реставрационной деятельностью в этом регионе. В частности, ему принадлежит план реставрации церкви Св. Георгия в Селесте .

На следующем рисунке представлены различные стадии строительства Страсбургского собора (схема на основе ):

3 Наружное убранство Страсбургского собора: описание. Порталы.

3.1 Южный фасад Страсбургского собора. Его портал

4.1 Хор, алтарная часть

Позднероманский хор, в котором находится алтарь , находится на возвышении, поскольку расположен над старинной криптой. Он украшен фресками XIX века. По стилю свод хора напоминает византийский; его даже сравнивают с тронным залом в .

В центре алтаря установлен современный витраж , изображающий Богоматерь, в честь которой освящен Страсбургский собор. Этот витраж, работа художника Макса Энграна (Max Ingrand ), был передан Европейским советом в дар собору в 1956 году. На витраже (источник: ) можно заметить двенадцать звезд европейского флага на синем фоне (синий - цвет Богоматери). Младенец Иисус держит в руке цветок лилии - символ города Страсбурга.

В хоре установлены пятнадцать высоких дубовых кресел , относящихся к 1692 году. Скамьи были созданы столярными мастерами Клодом Бурди (Claude Bourdy ) и Клодом Бергера (Claude Bergerat ) и скульптором Петером Петри (Peter Petri ) и отнесены к числу исторических памятников Франции.

В 2004 году хор начали переоборудовать для приведения в большее соответствие с реформами, утвержденными на Втором Ватиканском соборе, и в ноябре состоялось торжественное освещение нового хора. Дело в том, что в последнее время католики стремятся сделать церковь более открытой, ориентируются на более активное участие народа в богослужении и более тесное общение священников с прихожанами. В связи с этим в Страсбургском соборе постарались устранить все элементы убранства, которые препятствовали визуальному контакту священников с паствой: в частности, была убрана громоздкая лестница, а также построен ведущий из глубины хора пандус с небольшим уклоном и установлены новые предметы обстановки для совершения богослужения.

4.2 Северный рукав трансепта

4.2.1 Купель

В левой части, с восточной стороны рукава сохранилась древняя романская ниша Св. Лаврентия. Капители колонн украшены фигурами фантастических животных.

В нише сегодня находится старинная купель 1453 года , выполненная мастером Жодоком Дотцингером (Jodoque (Jost/Jodocus ) Dotzinger ). Купель отличается изящной проработкой и представляет собой настоящий шедевр пламенеющей готики. По неизвестной причине купель имеет не восьми- (как было принято), а семиугольную форму. К сожалению, во время нашего посещения собора купель была плохо видна из-за решетки.

4.2.2 Гефсиманский сад

Напротив купели, с западной стороны рукава (через стену от капеллы Св. Лаврентия), находится монументальная скульптура, изображающая молитву Иисуса Христа в Гефсиманском саду и сцену взятия Христа под стражу. Эта скульптурная композиция первоначально предназначалась для кладбища при церкви Св. Фомы , а в 1667 году была перенесена в собор.

Фигуры Христа и трех апостолов вырезаны из песчаника, остальные - из гипса. Автор композиции, созданной в 1498 году, - Файт Вагнер (Veit Wagner ).

Над сценой в Гефсиманском саду возвышается миссионерский крест (la Croix de Mission ). История его такова: в 1825 году тогдашний страсбургский епископ Тарен решил устроить так называемую «миссию», а именно организовать целую неделю богослужений, молитв, проповедей и т.п., что преследовало двойную цель: во-первых, искупить грехи и ошибки, совершенные в предшествующий революционный период, а во-вторых, поднять уровень «евангелизации населения». На заключительной церемонии в конце этой церковной недели на Соборной площади Страсбурга был воздвигнут монументальный крест в память о миссионерах, проповедовавших в нехристианских странах в XVI веке (крест был установлен на том самом месте, где в 1793 году революционеры сжигали литургические книги и церковную утварь).

После революции 1830 года, когда на трон взошел Луи-Филипп I, новые власти потребовали сноса Распятия, поскольку его присутствие на общественной площади являлось «посягательством на свободу совести граждан». Но роялисты, сторонники отрекшегося от престола Карла X, выражали протест. Развернулись бурные дебаты. Протоирей собора предложил компромисс: пусть крест будет перенесен внутрь собора, и тогда верующие смогут свободно поклоняться ему. Так миссионерский крест был перенесен в северную часть трансепта, где находится и по сей день.

В этой же части церкви находится два старинных алтаря . Первый, полихромный, вырезанный из дерева алтарь Св. Панкратия (Retable de saint Pancrace ) датируется 1522 годом и был перенесен в собор Страсбурга из церкви эльзасского городка Дангольсхейм (Dangolsheim ). Алтарь украшают скульптуры св. Панкратия, св. Екатерины и св. Николая. На боковых створках представлены сцены Рождества и поклонения волхвов. Пределлу (т.е. нижнюю часть) алтаря украшают рельефы с бюстами Христа и апостолов.

Второй старинный полихромный деревянный алтарь изображает св. Роха, св. Маврикия и св. Николая:

4.3 Южный рукав трансепта

4.3.1 Колонна Ангелов

В интерьере южного рукава трансепта находится Столб (Колонна) Ангелов (Pilier des Anges ), созданный ок. 1230 года мастерами парижского региона (Иль-де-Франс). Восьмигранный ствол со связанными колоннами украшен двенадцатью статуями , в совокупности составляющими систему персонажей Страшного суда , отсюда другое название столба - Колонна Страшного суда (Pilier du Jugement Dernier ).

В нижней зоне колонны помещены четыре евангелиста со свитками в руках. Они стоят под балдахинами, опираясь на постаменты, оформленные как капители с декором в виде почек и молодых листьев.

В средней зоне трубят в трубы четыре ангела Страшного суда :

В верхней зоне восседает Христос в окружении трех ангелов , держащих орудия Страстей: терновый венец, копье (не сохранилось), гвозди и крест. Фото с сайта :


Демонстрируя рану на боку, Христос поднимает левую руку; здесь это не является жестом благословения. Под капителью, на которой стоит его трон, помещены фигурки воскресших людей; они обращаются с молитвой к самому Христу, ибо заступники (Мария и Иоанн) в эту композицию не включены. Фото с сайта :

Существует прямая иконографическая связь между декором и Колонной ангелов . Если на портале вот-вот состоится примирение Церкви и Синагоги в конце времен, но в интерьере момент второго пришествия Христа и Судного дня уже наступил. Эти два ансамбля связаны и стилистически. Все статуи, как снаружи собора, так и в интерьере, высоки и изящны. Одеяния с множеством тонко прорисованных складок выглядят легкими и почти прозрачными.

Напоследок несколько деталей Колонны ангелов : более крупные изображения ангела с крестом и Христа (

Предшественником собора Нотр-Дам в Страсбурге было римское святилище, просуществовавшее на этом месте до начала VIII века. Первый камень в основание собора был заложен епископом Вернером фон Габсбургом в начале XI столетия. Неф и купола собора в то время были выполнены из дерева. Вспыхнувший в 1015 году пожар снова уничтожил храм, и горожане решили отстроить его заново, но на этот раз полностью из камня. Из расположенного неподалеку карьера Вогезы привезли песчаник, благодаря оттенку которого стены собора получили уникальный розовый цвет, неоднократно вдохновлявший поэтов на создание ярких стихотворных образов.

Самой красивой частью считается западный фасад, на котором находятся тысячи живописных скульптур и декоративных узоров из камня, особенно прекрасно он выглядит на закате. Очень хороши витражи собора, которые во время Второй мировой войны были сняты и увезены в Германию, но вернулись обратно после окончания войны.

Туристам также нравятся астрономические часы, построенные в 1832 году. Их уникальный механизм показывает орбиты Земли, Луны и еще нескольких планет, известных в то время (от Меркурия до Сатурна). Медленнее всего вращается та окружность часов, которая показывает прецессию земной оси - один оборот составляет 25.800 лет.

Кафедральный собор Нотр-Дам в Страсбурге – красивое и величественное сооружение, которое долгое время считалось самым высоким зданием в Европе. Высочайшей частью собора является Северная башня высотой 142 метра, строительство которой было завершено в 1439 году. Звание самой высокой постройки она сохраняла до конца XIX века. Южная башня собора так и не была построена, поэтому еще одной отличительной особенностью и без того выдающегося здания называют его асимметрию.

Собор начали строить в 1015 году. Ученым удалось установить, что ранее на этом месте находилось древнеримское святилище. Возведение началось в эпоху романской архитектуры, поэтому более ранней части собора присущ этот стиль, а для остальных частей характерен стиль готический и обилие рельефного декора. Строительство собора велось в течение нескольких веков, в процессе возникали перерывы, вызванные пожаром и смертью финансировавшего работы епископа (XI-XII столетия). В качестве основного материала использовался красный песчаник из Вогезов. К слову, собор признан еще одним из самых крупных мировых сооружений из этого камня.

Среди архитекторов собора был Ульрих фон Энсинген, участвовавший в строительстве Ульмского собора. А шпиль Северной башни был построен кельнским мастером Иоганном Хультцем – возможно, именно поэтому в чертах Страсбургского собора находятся сходство с обликом собора в Кельне.

Из украшений Страсбургского собора отметим скульптуры тройного портала, изображающие христианских пророков и волхвов. В самом соборе хранятся купель XV столетия, старинный орган, гобелены, окна собора украшены изысканными витражами. Одной из главных достопримечательностей собора называют астрономические часы. Самый первый механизм был сконструирован еще в середине XIV века. В первой половине XIX столетия часы были дополнены механизмом, который показывал орбиты Земли и других известных на тот момент планет.

Кафедральный собор расположен на Соборной площади, летом он становится участником цветомузыкальных шоу.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png