Скорость перелета

Едва ли по какому-нибудь вопросу, связанному с перелетами птиц, распространены столь ошибочные взгляды, как по вопросу о скорости перелета. Мнения большинства людей о скорости, с которой пролетают птицы, основаны на случайных кратковременных наблюдениях, и поэтому она обычно сильно преувеличена. Другие сравнивают скорость пролета птиц со скоростью автомобиля, поезда или самолета. Однако таких скоростей они не найдут даже у наиболее быстрых из известных нам летунов. Так, например, стрижи пролетают со скоростью 40-50 м/сек (независимо от ветра), что соответствует приблизительно 150-160 км/час. (Сравните: максимальная скорость экспресса - 39 м/сек, или 140 км/час.) Это, конечно, не означает, что птицы вообще не умеют летать быстрее. Гоняющиеся друг за другом стрижи развивают скорость до 200 км/час, а сокол бросается на жертву со скоростью 70 м/сек, т. е. 250 км/час. Но эти предельные скорости в течение очень короткого времени являются исключениями: они в лучшем случае характеризуют способность к полету некоторых видов, но их нельзя использовать для оценки скорости полета при миграциях, когда необходимо длительное напряжение.

При длительных миграциях имеют значение не только способность к полету, но также и ветер. В зависимости от его направления и силы скорость птиц может значительно уменьшаться или увеличиваться. Особенно большие скорости в полете можно объяснить только при учете поддержки со стороны ветра. Так, в приведенном выше примере скорость английских чибисов при полете через Атлантический океан, равная приблизительно 70 км/час, увеличилась до 150 км/час благодаря попутному ветру, скорость которого достигала 90 км/час. Учитывая задерживающее или ускоряющее влияние ветра, можно точно измерить собственную скорость птиц на коротких расстояниях и в соответствии с этим вычислить истинную скорость пролета. Впервые такие расчеты произвел Тинеман на Курской косе. Впоследствии они были сделаны Мейнертцхагеном, Гаррисоном и др

Таблица 8. Скорость полета птиц во время перелета, км/час
Вид По Тинеману По Мейнертцхагену
Ястреб-перепелятник 41,4 *
Серебристая чайка 49,7 *
Большая морская чайка 50 *
Ворона 50-52,2 51-59
Вьюрки 52,5 32-59
Сокол-сапсан 59,2 *
Галка 61,5 *
Скворец 74,1 63-81
Сокол * 66-79
Кулики * 66-85
Гуси * 69-91
Утки * 72-97
Ласточки * 100-120

Цифры, приведенные в таблице, дают ясное представление о предельных скоростях перелета птиц. В общем она, очевидно, равна 40-80 км/час, причем скорость мелких певчих птиц приближается к низшим цифрам. Птицы, совершающие перелет ночью, летят, по-видимому, быстрее, чем мигрирующие днем. Бросается в глаза малая скорость миграции хищных и других крупных птиц. Одни и те же виды птиц летают в области гнездования обычно значительно медленнее, чем на пролете, если вообще эти скорости можно сравнивать.

Как ни мала обычно скорость перелета птиц, вернее какой малой она нам ни кажется, она вполне достаточна для того, чтобы некоторые виды за несколько дней и ночей достигли мест зимовок. Больше того, с такой скоростью при условии попутного ветра (как, например, при перелете чибисами океана) многие перелетные птицы в течение нескольких дней или ночей могли бы долететь в тропики. Однако птицы не могут сохранить указанную скорость пролета дольше, чем на несколько часов; они почти никогда не летят несколько дней или ночей подряд; как правило, их полет прерывается для короткого отдыха или для более длительных остановок; последние придают перелету в целом характер неторопливой "прогулки". Так возникают длительные миграции.

При рассмотрении точно установленных кольцеванием средних скоростей дневного или ночного перелета отдельных видов всегда нужно иметь в виду, что они не характеризуют способность к полету и развиваемую на пролете скорость, а указывают лишь на длительность пролета и расстояние между местами кольцевания и находок окольцованных птиц в пересчете на один день. Многочисленные находки окольцованных птиц доказывают, что птицы быстро пролетают большую часть пути, а остальное время используют для отдыха в богатых кормом местах. Этот вид пролета встречается наиболее часто. Значительно реже наблюдается равномерное распределение нагрузки и отдыха.

У птиц, летящих на большое расстояние, средний дневной путь равен примерно 150-200 км, в то время как летящие не так далеко не покрывают за это же время и 100 км. С этими данными согласуется продолжительность перелета в 2-3 или 3-4 мес. многих видов, которые зимуют в Тропической и Южной Африке. Так, например, аист, обычно отлетающий из Германии в конце августа, достигает зимовок в Южной Африке только в конце ноября или в декабре. Эти же сроки относятся и к жулану. Ласточки мигрируют быстрее - с сентября до начала ноября. Сколь, однако, велики в данном случае индивидуальные различия, можно видеть на примере 3 окольцованных горихвосток-лысушек, одна из которых покрывала ежедневно 167 км, другая - 61 км и третья - лишь 44 км, причем эти числа уменьшаются по мере увеличения отрезка времени, для которого их вычисляют (6, 30 и 47 дней). Основываясь на этих результатах, можно сделать вывод, что дневная скорость более всего соответствует истинной скорости перелета в том случае, когда она вычисляется на основе общих показателей за короткий срок. Этот вывод лучше всего доказывают следующие примеры скорости пролетов отдельных птиц: аист покрыл за 2 дня 610 км, славка-черноголовка за 10 дней - 2200 км, лысуха за 7 дней - 1300 км, другая лысуха за 2 дня - 525 км, кряква за 5 дней - 1600 км. Этим данным можно противопоставить дневную скорость певчего дрозда - 40 км (вычислена за 56 дней перелета), зяблика - 17,4 км (вычислена за 23 дня перелета) и ястреба-перепелятника - 12,5 км (вычислена за 30 дней перелета). Эти данные сравнимы с приведенными выше сведениями о горихвостках, на средние скорости которых при увеличении продолжительности пролета сильно влияют длительные остановки для отдыха.

При оценке дневного пути и скорости пролета нельзя упускать из виду и другой важный фактор: любые цифровые данные можно вычислить только для идеального пути перелета, т. е. для прямой линии, соединяющей места кольцевания и находки окольцованной птицы. В действительности пролетный путь всегда больше, отклонения от прямой часто весьма значительны и выполненная работа и скорость значительно выше вычисленных. Эти ошибки практически невозможно исключить, и поэтому их необходимо учитывать, особенно при очень длительных перелетах.

Кроме того, следует обращать внимание и на то, когда были получены эти данные. Дело в том, что при весеннем перелете показатели во многих случаях значительно выше, чем при осеннем. В единичных случаях можно было бы с уверенностью доказать, что весенний перелет проходит вдвое быстрее осеннего, например у аиста, американского веретенника и жулана.

Штреземан (1944) точно установил, что весной пролет жулана длится приблизительно 60 дней, а осенью - около 100 дней. В среднем эти птицы пролетают около 200 км в сутки. Однако они летят только ночью в течение 10 час. со скоростью 50 км/час. После такого пролета они всегда отдыхают, так что расстояние 1000 км покрывается ими за 5 суток: миграция - 2 ночи, сон - 3 ночи, кормежка - 5 дней.

Еще несколько слов о максимальных скоростях и длительности пролета, характеризующих возможности перелетных птиц: камнешарка, небольшая прибрежная птица, окольцованная на Гельголанде, была найдена через 25 час. в Северной Франции, на 820 км южнее. Многочисленные мелкие певчие птицы регулярно перелетают за 12-15 час. Мексиканский залив шириной 750-1000 км. Согласно Моро (1938), некоторые небольшие сокола (Falco concolor и F. amurensis), а также азиатские щурки (Merops persicus и М. apiaster), зимующие на побережье Южной Африки, также пролетают не меньше 3000 км над морем. Гавайские острова служат местом, зимовки для ряда северных куликов, которые, мигрируя от Алеутских островов и Аляски, где расположены их гнездовья, вынуждены пролетать 3300 км над открытым. морем. Золотистой ржанке, особенно сильному летуну, для покрытия этого расстояния при скорости около 90 км/час потребовалось бы приблизительно 35 час. Более высокие скорости отмечены у другого вида ржанок, пролетающих от Новой Шотландии до северной оконечности Южной Америки 3600 км над морем. Почти невероятным кажется пролет одного из гнездящихся в Японии бекасов, который зимует в Восточной Австралии и должен покрыть почти 5000 км, чтобы достигнуть зимовок. В пути он, вероятно, совсем не отдыхает, так как в других местах его никогда не отмечали.

К пролету над водными пространствами можно приравнять пролет над большими пустынями. Такой пролег также, несомненно, проходит без перерыва, например пролет над Западной Сахарой мелких певчих птиц, трясогузок и коньков, требующий 30-40 час. непрерывной работы, если скорость их пролета считать равной приблизительно 50 км/час.

При обзоре направлений пролета уже указывалось, что перелеты над высокими горными хребтами встречаются не так редко, как можно было бы ожидать на основании от­клонений в перелете многочисленных видов на границах больших возвышенностей. Кольцеванием и наблюдениями удалось во многих случаях точно доказать наличие регу­лярного, хотя и не очень интенсивного пролета над Аль­пами, Кавказом и даже над мощными горными цепями Гималаев. Следует особенно подчеркнуть, что птицы дале­ко не всегда предпочитают долины и перевалы, а пролетают и над горными хребтами (например, в Тянь-Шане), на высоте 6000 м . В сравнении с ними высоты, преодоле­ваемые в Альпах, кажутся незначительными (Наибольшей высоты 9500 м , на которую когда-либо поднима­лись птицы, достигла стая гусей над Эверестом. Высоту удалось точно определить, стая гусей была сфотографирована с самолета (Гаррисон, 1931).).

Гейр впервые указал на необходимость различать от­носительную и абсолютную высоту пролета. Поэтому очень важно, из какой точки наблюдатель ее регистрирует. В дальнейшем речь будет идти большей частью об относи­тельной высоте, т. е. о расстоянии от поверхности земли, независимо от того, будет ли это берег моря, холмистая -или гористая местности. Во всяком случае, абсолютная высота сама по себе как будто не оказывает на высоту пролета птиц существенного влияния. Одни и те же виды птиц ле­тят на равнине на такой же высоте, как и в горах, если условия ветра и погоды существенно не различаются.

Долгое время считали, что перелеты птиц проходят преимущественно на большой высоте и поэтому мало до­ступны человеческому глазу. Предполагали, что на боль­шом расстоянии от поверхности земли полет облегчают воздушные течения, а также лучшая ориентация. По дан­ным Гэтке для Гельголанда, пролет обычно проходит на высоте приблизительно 2000 м , а у некоторых видов - даже 3000 м и выше (у грачей на высоте приблизительно 4500 м !). Против этих взглядов в начале XX в. выступил Луканус. Он поставил опыты о пределах видимости для человека различных птиц, поднимая на аэростатах наби­тые чучела с распростертыми крыльями. Оказалось, что на высоте 800 м грачи имели вид точек, а на высоте 1000 м они исчезали. Для перепелятников эти высоты составляли соответственно 640 и 850 м , а такие крупные птицы, как канюк и бородач, на высоте 1500-2000 м были еле заметны.

Предположительная оценка высоты пролета обычно ошибочна и дает преувеличенные результаты, так как для сравнения нет никаких вспомогательных средств, анало­гичных тем, которые мы имеем на земле. Основной источ­ник ошибок заключается в различной прозрачности возду­ха при безоблачном небе, небольшой и сплошной облач­ности. В настоящее время точные данные о высоте пролета птиц можно получить при помощи совершенных приборов, созданных техникой для военных целей. В тех случаях, когда необходимо доказать наличие пролетных птиц на больших высотах, могут оказаться полезными наблюдения летчиков и воздухоплавателей. Такие наблю­дения собирали Вейгольд и Луканус. В последние годы к ним прибавился еще ряд наблюдений, проведенных во время полетов на планерах, и некоторые другие данные (до сих пор не опубликованные, но уже общеизвестные «тайны»). При помощи современных авиационных изме­рительных приборов во время второй мировой войны ча­сто удавалось установить перелеты птиц на больших вы­сотах, например вяхиря на высоте 2500 м . Подводя итог, можно, однако, утверждать, что пролеты птиц на высоте более 1000 м сравнительно редки. В норме пролеты прохо­дят на высоте нескольких сот метров, а часто, особенно у мелких птиц, ниже 100 м . При благоприятной погоде и хо­рошей видимости и не слишком сильном ветре птицы летят значительно выше, чем при низкой облачности, дожде, ту­мане или более сильном встречном ветре. Чем сильнее ве­тер, тем ниже летят птицы, используя каждую возвышен­ность, опушки лесов и долины рек, где сила ветра несколь­ко слабее. Над морем птицы также летят большей частью над поверхностью воды. Они по возможности избегают ту­манов и полетов в облаках. Над сплошным слоем облаков редко можно встретить пролетных птиц, но иногда над густой облачностью летят крупные птицы, например гуси и журавли. Необходимо, однако, упомянуть о недавнем сообщении Липпенса (1943), который у побережья Бель­гии над двумя слоями облаков на высоте 150 и 500 м , где было чистое небо, наблюдал оживленный перелет ржанок, цапель, бакланов, гусей, скворцов, ворон, дроздов и вьюр­ков. Но вообще птицы, безусловно, стремятся при проле­те не терять из вида землю.

Предположения о том, что высота облегчает птицам ориентацию, не подтвердились. Воздух редко бывает на­столько прозрачен, чтобы птицы, находящиеся на высоте более 1000 м , могли воспользоваться расширением поля зрения; их зрительные возможности далеко не безгранич­ны. В этой области наши знания еще недостаточны, и можно только предположить, что зрению птиц благодаря особенностям строения их глаза и, в частности, сетчатки туманы мешают меньше, чем зрению человека. В этой свя­зи имеют значение сравнительные данные Триба (1939), который обратил внимание на включенные в сетчатку птиц желтые и красные маслянистые шарики, функция которых до сих пор еще недостаточно выяснена. Триб указывал на улучшение видимости на дальние расстояния при закате солнца, а также на хорошую види­мость красных сигнальных огней в туманную погоду. Это явление объясняется тем, что длинноволновые желтые и красные лучи лучше проникают через туманную атмосфе­ру, чем коротковолновые зеленые, синие и фиолетовые. При этом безразлично, рассматривается ли местность при красноватом свете или же так, чтобы желтые и красные лу­чи оказывались особенно действенными. Так, например, поступает фотограф, который при съемке ландшафта с за­туманенной далью экспонирует светочувствительную пла­стинку через оранжевый светофильтр. Если исключить все лучи, кроме наиболее длинных в инфракрасной части спектра, то можно фотографировать даже на расстоянии сотен километров. Подобное действие оказывают и крас­но-желтые шарики в глазах птиц. Таким образом, перелет­ные птицы могут даже при туманной погоде из Сицилии видеть берега Африки. Тем не менее создается впечатле­ние, что птицы ориентируются главным образом по осо­бым признакам ландшафта, а не по общим очертаниям по­верхности земли. Если бы это было иначе, то некоторые острова не играли бы роли направляющих линий и направ­ляющих пунктов, исчезли бы массовые пролетные пути, а многочисленные обходные пути сократились бы. Однако все указанные условия существуют и оказывают влияние на перелеты птиц, являясь доказательством того, что пе­релеты проходят в среднем на небольшой высоте. Часто птицам достаточно подняться лишь немного выше, чтобы найти ориентиры, которые, казалось бы, делают излишним следование по направляющим линиям. Дункер (1905) со­ставил сводку дальности видимости (вне зависимости от атмосферных условий) с различных высот. На основании формулы r = КОРЕНЬ 2Rk = 113 КОРЕНЬ h получены следующие цифры.

С детства нам интересна одна простая загадка: кто же на самом деле самый быстрый из птиц? Эти удивительные существа имеют такой запас сил, что многие могут им позавидовать. Результат исследований на подобную тему может многих удивить.

Самая быстрая птица в мире

Первое место в подобном списке самых быстрых птиц занимает сапсан. Именно эта неприметная птичка может перемещаться со скоростью приблизительно 389 километров в час, что (для сравнения) значительно превышает скорость свободного падения парашютистов.

Именно эта самая быстрая птица в мире может дать фору многим животным, при этом сапсана можно встретить абсолютно на всех континентах, кроме Антарктиды разве что. Главной его особенностью является то, что он может развивать такую огромную скорость, только пикируя с высоты.

Размеры сапсана

На вид эта самая быстрая птица в мире не больше вороны, к тому же она имеет серое оперение, которое на брюшке становится светло-серым, а голова всегда черного цвета.

Выживает сапсан благодаря своеобразной технике охоты, которая заключается в том, что он пикирует с высоты на свою жертву и сбивает ее с ног ударом поджатых лапок. Скорость, с которой сапсан это делает, может запросто привести к тому, что он собьет голову бедной добыче.

Второй по скорости

На самом деле, птица, о которой пойдет речь дальше, может спокойно занять и первое место этого своеобразного рейтинга скорости.

Главной причиной этого является то, что сапсан развивает огромную скорость, когда «падает» с небес, а вот скорость полета стрижа огромна в горизонтальной плоскости.

Он может развивать скорость более 170 километров в час. Встретиться с таким чудом можно только в Северной или же Средней Азии, а также в Средней Европе. Свое зимовье птица проводит в Африке или же в Индии. Теперь уже естественным ареалом ее обитания являются города, и намного реже это касается лесов.

Внешний вид стрижа

Стриж имеет размер еще меньше, чем сапсан, и весит всего лишь 50-150 грамм.

Черный стриж является самым быстрым. Он имеет оперение темно-бурого оттенка с еле заметным металлическим отливом. Его легко можно спутать с ласточкой, ведь эти виды птиц достаточно похожи, особенно если смотреть сверху.

Особенности птицы

Особенность стрижа именно в том, что буквально несколько веков назад его могли употреблять в пищу, аргументируя тем, что мясо достаточно вкусное.

Если не учитывать этой его гастрономической особенности, есть и другой любопытный факт: практически все свое время стриж проводит в воздухе. В самом буквальном смысле этого слова. Вылетая через восемь недель после рождения из гнезда, он приземляется приблизительно только через 3 года. С условием того, что у него лапки очень короткие и пальцы направлены только вперед, самостоятельно взлететь с земли достаточно трудно, но можно. Необходимо лишь несколько очень сильных взмахов крыльями и хотя бы небольшая возвышенность для того, чтобы легче было взлететь. Крылья сами по себе непропорционально большие, если все-таки их сравнивать с размерами самого тела.

Длинные, изогнутой формы крылья и идеально обтекаемое тело, плоская голова, а также короткая шея - все эти аэродинамические особенности позволяют стрижу даже спать в воздухе. Находясь на высоте до 3 тысяч метров в стайке, он просто летает по кругу и засыпает, при этом просыпается каждые 5 секунд для того, чтобы в очередной раз взмахнуть крыльями и не упасть.

Эта самая быстрая птица на земле может за всю свою жизнь пролететь приблизительно 500 тысяч километров, при этом приземлившись всего лишь несколько раз в жизни только для того, чтобы вывести потомство.

Ласточка и стриж: отличия

Ранее говорилось о том, что стриж может быть очень сильно похож на ласточку своим внешним видом. Но все-таки самым важным их отличием является скорость полета - стриж развивает скорость около 170 километров в час, а ласточка всего лишь 60 километров в час. Но тем не менее, стриж не может быть лучше по маневренности полета, чем ласточка. Птица этого вида также отличается от стрижа строением лапок - у стрижа четыре пальца повернуты вперед, а у ласточек - три вперед и один назад. Именно поэтому они могут садиться на телеграфные провода и там легко удерживаться, а вот у стрижа подобное точно не получится.

У стрижей темное брюшко, а у ласточек оно белое. При этом в полете первый вид птичек отличается своей излишней крикливостью и никогда не складывает крылья. Кроме того, стриж больше по размерам, чем ласточка.

Скорость полета птиц

Третьим по скорости в этом рейтинге является сероголовый альбатрос. Он больше по размерам, чем его предшественники, ведь имеет размах крыльев в 3,5 метра. Из-за того что альбатрос не может совершать такого стремительного пикирования либо же постоянно жить в воздухе, он отличается своей выносливостью.

Именно он может летать со скоростью в 130 километров в час на протяжении восьми часов. Он хоть и не самая быстрая птица в мире, но состоит в Книге рекордов Гиннеса в связи со своими удивительными особенностями.

Гага - это птица из семейства утиных, которая способна развивать скорость приблизительно до ста километров в час. При этом она выдерживает длительные перелеты, хотя и не поднимается высоко в небо, ведь ее основная пища находится в воде - моллюски, черви, мелкие рыбешки. Именно поэтому гага - не только быстрая птица, но еще и отличный ныряльщик.

Следующим в рейтинге самых быстрых птиц мира будет почтовый голубь. Этот вид отлично себя зарекомендовал в различных условиях - и в мирное время, и во время военных действий. Именно поэтому голубю нужно отдать должное уважение.

Скорость его полета составляет от 90 и до 100 километров в час. Голуби намного выносливее, чем альбатросы, - отдельные особи могут находиться в воздухе более 16 часов.

Скворец - это незаметная птичка с приятным певчим голосом, она также зарекомендовала себя в качестве отличного летуна. Скворцы могут развивать скорость приблизительно в 70 километров в час, и встречаются они на каждом континенте нашей планеты.

Также скорость в 70 километров в час может развивать и дрозд-рябинник. Он распространен на всей территории Европы и Азии, а его голос и необычное оперение всегда привлекают достаточно много внимания.

Ежедневно в разных уголках нашей планеты в небо поднимаются сотни тысяч, а то и миллионы птиц. Крылья этих существ позволяют им не только преодолевать огромные расстояния, но и подниматься вверх на большие высоты. Их уникальные способности в навигации до сих пор поражают многих ученых, а порой остаются для них все такой же загадкой.

Мы уже привыкли наблюдать за высоко парящими в небе птицами. Но как высоко они могут подниматься в небо, и какие именно птицы поднимаются выше остальных пернатых? В большинстве случаев они летят на высоте около 150 метров, но вовремя ежегодных миграций, некоторые представители способны подняться на высоту и до 3 тысяч метров. Но как оказалось и это не предел…

Белый аист

Белый аист (лат. Ciconia ciconia ) – одна из самых красивых и грациозных птиц планеты. Этот длинношеий и длинноногий представитель пернатого мира во время дальних перелетов к местам зимовки преодолевает огромнейшие расстояния на высоте от 2 до 3 тысяч метров. Сразу хочется отметить, что размах крыльев белого аиста составляет 150-200 см.

Андский кондор

(лат. Vultur gryphus ) – одна из самых крупных летающих хищных птиц Западного полушария. Кроме этого андский кондор является национальным символом таких латиноамериканских государств как Аргентина, Боливия, Чили, Колумбия, Эквадор и Перу, играя важнейшую роль в культуре всех этих стран. Эта уникальная птица, живя в более чем суровых местах Анд, ежедневно в поисках пищи совершает перелеты по несколько километров, подымаясь на высоту около 3-5 тысяч метров.

Черный стриж

Черные стрижи (лат. Apus apus ) – эту небольшую птицу еще называют «бешеным стрижем» и это не удивительно, поскольку черный стриж считается рекордсменом среди пернатых по длительности пребывания в воздухе и вторым по скорости полета (более 120 км/час). Кроме того черный стриж – одна из самых высоко летающих птиц. Он поднимается в высоту до 3000 метров.

Беркут

Беркут (лат. Aquila chrysaetos ) – еще одна крупная и наиболее известная хищная птица, с способная подниматься на большие высоты. Размах крыльев беркута может достигать двух метров. У этого хищника прекрасное зрение, поэтому ему не составляет труда подняться на высоту 4500 метров над землей и оттуда высматривать свою добычу.

Ржанки

Ржанки (лат. Pluvialis ) – небольшая, но симпатичная птица из семейства ржанковых (лат. Charadriidae ). Может летать как на совершенно низком расстоянии (едва не касаясь поверхности воды), так и на высоте более 6 тысяч метров. Представители этого семейства хорошо известны на ваттовых побережьях (Ваттовом море).

Кряква

Кряква (лат. Anas platyrhynchos ) – птица принадлежащая семейству утиных (лат. Anatidae) и самая узнаваемая и распространенная дикая утка. Однако мало кто знает, что эта водоплавающая птица также является прекрасным летуном. Во время ежегодных перелетов на места зимовки эти птицы поднимаются в высоту до 6900 метров. Бывали случаи, когда утки на такой высоте сталкивались с летящим самолетом.

Серые гуси

Серые гуси (лат. Anser anser ) – представитель из числа водоплавающих птиц. Селятся эти гуси по берегам озер, болт, прудов и других водоемов. Это очень умные, сильные и осторожные птицы. Они легко могут дать отпор даже хищнику, особенно если тот угрожает их потомству. Во время миграций серые гуси, собравшись в стаи, летят клином, врассыпную или шеренгой. Во время такого перелета птицы поднимаются на высоту до 8 тысяч метров.

Лебедь-кликун

Лебедь-кликун (лат. Cygnus cygnus ) – крупная (от 7 до 10 кг) водоплавающая птица. В декабре 1967 года была замечена небольшая стая лебедей, пролетавшая на высоте 8230 метров над Ирландией. Высоту полета птиц зафиксировали радары. Стоит отметить, что это был не единственный зафиксированный полет лебедей-крикунов, и их способность летать на высоте более 8 тысяч метров была подтверждена не раз.

Горный гусь

Горный гусь (лат. Eulabeia indica ) – водоплавающая птица, гнездящаяся в горах Центральной Азии (на высоте от 1000 до 5000 м). По словам ученых, эта птица способна пролететь над Гималаями всего за 8 часов, поднимаясь на высоту 10175 (!) метров. В то же время, они не способны преодолевать очень большие расстояния.

Гриф Рюппеля, или африканский сип

Гриф Рюппеля, или африканский сип (лат. Gyps rueppellii ) – самые-самые высоко летающие птицы планеты. По утверждению ученых, именно грифы Рюппеля чаще всего сталкиваются с летящими самолетами. Самые большие зафиксированные высоты полета этого грифа – 11277 метров и 12150 метров. Обитает африканский сип в северных и восточных частях Африканского континента.

Такие полеты поистине вызывают восторг. Но как птицам, летящим на таких высотах, удается справляться с разряженным воздухом, солнечным излучением и низкими температурами пока неизвестно.

Даже не смотря на огромные достижения авиации за последние 60 лет, высота, которой достигают птицы во время перелетов, все еще производит внушительное впечатление, хотя бы только потому, что птицы держатся на ней в течение многих часов или даже дней исключительно благодаря работе мышц. Уже прежние наблюдения с земли показали, что птицы могут успешно летать на высотах, где в воздухе содержится значительно меньше кислорода, чем в привычных для нас нижних слоях атмосферы. Грачей, например, наблюдали на высоте 3300 метров, где содержание кислорода в воздухе составляет только 66% его концентрации на уровне моря, а уток и ржанок - на высоте 2200-2400 метров, причем летели они с обычной для них скоростью. Некоторые кулики, например кроншнепы, а также журавли были замечены альпинистами у Джомолунгмы на высоте более 6000 метров. Гусей видели во время их перелета над Гималаями на высоте 8850 метров. Воздух здесь содержит всего лишь 30% того количества кислорода, которое отмечается на уровне моря.

При наблюдении за ночными мигрантами в телескоп невозможно с достаточной точностью определить высоту их полета. В то же время некоторые радиолокационные системы с исключительной точностью определяют высоту, которой достигают птичьи стаи. Разносторонний анализ радиоэхо от птиц, сфотографированных с экрана ИКО мощной радиолокационной установки на полуострове Кейп-Код включал и анализ записей радиовысотомера. В этом специализированном варианте индикаторный луч движется вверх и вниз в вертикальной плоскости, а воспринимаемое эхо автоматически фиксируется на экране в виде светового пятна, расстояние которого от горизонтальной линии соответствует в определенном масштабе высоте до цели. Наведение на цель в горизонтальной плоскости может осуществляться по желанию оператора. Один из недостатков этой системы заключается в том, что отражение импульсов от поверхности земли или воды сильно искажает запись сигналов на небольших высотах, так что только сравнительно высоко летящие птицы достоверно учитываются радиолокационными системами этого типа. Самый тщательный анализ современных данных, полученных при непрерывной работе радиолокатора в течение 45 ночей в период массового пролета, показал, что наиболее обычная высота полета над океаном почти для всех видов птиц составляет от 450 до 750 метров. Только в 10% случаев эхо птиц приходит с высота более 1500 метров и менее 1% — с высоты более 3000 метров, причем разница между средними значениями высоты полета над морем и материком совершенно незначительна. Результаты других наблюдений, проведенных с помощью радиолокатора, а также случайные встречи самолетов со стаями мигрирующих птиц полностью согласуются с данными, полученными на полуострове Кейп-Код. По наблюдениям, проведенным в Англии с помощью радиолокационной установки несколько иного типа, высота полета для большинства видов птиц составляет 1500 метров, а для некоторых, особенно в ясные ночи‚--до 3900 метров. Хотя так высоко летит лишь относительно небольшое число мигрирующих птиц, они тем не менее представляют значительный интерес, так как успешно разрешают серьезную физиологическую проблему сохранения работоспособности мышц в условиях разреженного воздуха больших высот. Наблюдения на полуострове Кейп-Код показали, что некоторые отраженные сигналы поступают иногда с высоты 6000 метров и более. По форме некоторых из них, а также по скорости их перемещения можно установить, что они отражаются от стай мелких певчих птиц. Но все-таки большинство истинно высотных летунов представлено куликами, особенно песочниками и ржанками.

В горных районах пока еще не удалось с помощью радиолокатора получить аналогичные сведения. Однако непосредственное наблюдение, подобное упомянутому выше, показывает, что массовые миграции происходят и над вершинами высочайших горных хребтов. Наибольшее впечатление производят птицы, которые дважды в год летят над Гималаями из центральных областей Европейской части СССР в Индию и обратно. Иногда перелет идет по ущельям, но в Гималаях даже эти проходы находятся на высоте около 3000 метров. Более того, в хорошую погоду видно, как многие пролетные стаи пренебрегают долинами и забираются на такую высоту‚ что могли бы пролететь над самыми высокими пиками.

На высоте около 5400 метров воздух содержит лишь половину того количества кислорода, которое находится на уровне моря. Альпинисты в зависимости от степени акклиматизации и физической выносливости начинают испытывать затруднения на высотах между 3000 и 6000 метров. Как известно каждому, восхождение на высочайшие вершины мира, в особенности на Джомолунгму, доступно лишь первоклассным альпинистам, снабженным сложным экспедиционным снаряжением, в том числе кислородными баллонами, которыми приходится пользоваться через короткие промежутки времени. Достаточно подсчитать подробные описания тех болезненных и мучительных, причиняющих боль усилий, которые требуются только для того, чтобы выползти из спального мешка и надеть ботинки, чтобы в полной мере оценить, например, путешествие гусей на собственных крыльях над Гималаями на высоте около 8850 метров. Сообщение о перелете гусей над вершиной Джомолунгмы единично, но многие гималайские экспедиции сообщали о пролетных и местных птицах, которые без видимых усилий летают на высотах. где даже хорошо подготовленный альпинист должен отдыхать через каждые несколько сот шагов. Никому не известно, каков уровень обмена веществ у гусей во время их перелета через Гималаи, но ясно, что такой перелет требует огромного напряжения. Альпинисты должны постепенно акклиматизироваться в течение нескольких недель, прежде чем они смогут (да и то с большим трудом) подняться выше 6000 метров. Мигрирующие же вероятно, в течение одного дня, взлетев с сибирских равнин, набирают максимальную высоту и спускаются на реки и озера Индии.

Этот биологический феномен еще недостаточно изучен‚ чтобы можно было хоть как-то объяснить, каким образом птицам удается избегать высотной болезни и сохранять достаточное количество мускул ной энергии для полета в воздухе, содержащем лишь 1/4 часть количества кислорода, отмечаемого на уровне моря. Объяснение этого удивительного совершенства ждет своего исследователя, который предложит специальные методы изучения энергетики полета птиц на больших высотах.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png