Особое место в семействе МиГ-29 занимает самолет корабельного базирования, предназначавшийся для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания превосходства в воздухе, поражения надводных и наземных целей высокоточным оружием в любое время суток и в самых неблагоприятных метеоусловиях. Постановление правительства о постройке тяжелого авианесущего крейсера проекта 1145.5 было подписано 7 мая 1982 года. Этим же документом ММЗ имени А.И. Микояна и П.О. Сухого поручили разработку технических предложений по самолетам укороченного взлета и посадки для базирования на крейсере.

Летом 1982 года в Крыму построили экспериментальный комплекс «Нитка» с трамплином Т-1 высотой 5 м, длиной 60 м и шириной 30 м (угол схода 8,5 градусов). Для проведения летных исследований на нем помимо самолета Су-27 (ТЮ-З) привлекли и седьмой летный экземпляр МиГ-29 (№ 918).

Первый взлет с трамплина на МиГ-29 осуществил летчик-испытатель ОКБ А.Г. Фастовец 21 августа 1982 года.

Первые посадки с использованием аэрофинишера «Светлана-2» выполнили в 1983 году на МиГ-27 № 603 летчики-испытатели ЛИИ А.В. Кругов и С.Н. Тресвятский. Летом того же года тормозным гаком оснастили и МиГ-29 №918.

Разработка палубного самолета на основе МиГ-29М началась в соответствии с постановлением правительства, подписанным 30 января 1984 года. Главной задачей, стоявшей перед самолетом, была оборона кораблей ВМФ от воздушного противника в ближней зоне, а второстепенными - борьба с надводными кораблями водоизмещением до 5000 тонн и обеспечение высадки десанта.

Палубный МиГ-29К отличался от своих сухопутных собратьев, в частности, складывающимися консолями крыла, усиленными опорами шасси, отсутствием верхнего входа ВЗУ и тормозным гаком в хвостовой части корпуса. Поскольку машина заметно потяжелела по сравнению с предшественником, а взлет с палубы авианосца происходил с использованием трамплина, то пришлось форсировать двигатели путем введения режима чрезвычайной тяги - 9400 кгс. В этом случае его тяговооруженность в зависимости от взлетного веса менялась от 1,05 до 0,8. Для повышения безопасности в случае катапультирования летчика с палубы авианосца, на которой, как известно, расположен «остров» (надстройка для командного состава), траектория полета кресла (К-36Д-3,5) с летчиком проходит влево с наклоном на угол 30 градусов к вертикали.

В состав вооружения машины, кроме пушки и неуправляемых снарядов, подвешиваемых на девяти узлах, входили ракеты Р-73, К-27Т и К-27Р, а также Х-31А/П и корректируемые авиабомбы.

Первый полет МиГ-29К (изделие «9-31», бортовой № 311) состоялся 23 июля 1988 года, а второго (№ 912) - в октябре 1990 года. В 1988 году летчик-испытатель Т.О. Аубаки-ров начал полеты на летающей лаборатории МиГ-29ЛЛ на наземном тренажере «Нитка». Затем к испытаниям подключились летчики НИИ ВВС В. Кондауров и А. Лавриков.

Спустя полтора года, 1 ноября 1989-го, летчик-испытатель ОКБ Т.О. Аубакиров на МиГ-29 № 311 вслед за Су-27К совершил первую посадку и спустя полтора часа взлетел (разбег 180 м) с палубы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Эксплуатация МиГ-29К (выполнено 13 посадок) с палубы авианесущего крейсера имела свои особенности. Взлет осуществлялся после короткого разбега с трамплина, а посадка - с использованием оптической системы (ОСП) «Луна-3», напоминающей светофор, но в отличие от него с огнями, расположенными горизонтально.

Взлет с трамплина имел свои ограничения по скорости схода с него - не менее 160 км/ч, из-за просадки вниз, и не более 180 км/ч - по обжатию передней стойки шасси, когда приемник воздушного давления (ПВД), расположенный на обтекателе РЛС, мог задеть горку.

До конца лета 1992 года два экземпляра МиГ-29К совершили свыше 80 посадок на палубу крейсера.

МиГ-29К выдержал испытания и рекомендовался для серийного производства, но обстоятельства сложились так, что приоритет отдали самолету Су-27К, первым совершившему посадку на палубу корабля. После этого самолет некоторое время развлекал публику на различных авиашоу и демонстрировался на стоянках. По этой же причине не удалось реализовать проект двухместного учебно-тренировочного варианта МиГ-29КУ.

Для улучшения обзора инструктору на МиГ-29КУ кабины спроектировали раздельными (по аналогии с учебными машинами МиГ-25ПУ/РУ), а кресло в задней кабине должно было устанавливаться с превышением относительно переднего. Поэтому пришлось изменить обводы носовой части и конструкцию несущего корпуса машины. Однако из-за прекращения работ по МиГ-29К рабочее проектирование спарки не проводилось.

Казалось, двум построенным машинам уготована участь музейных экспонатов, но неожиданно на горизонте появился индийский заказ на переделку бывшего авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в авианосец «Викрамадитья» с трамплином, рассчитанный на 24 самолета. Кстати, с трамплина взлетал не только МиГ-29К, но и обычный сухопутный истребитель. Правда, эти исследования проводились с целью сокращения его разбега в случае повреждения ВПП.

Комплексный контракт на поставку ВМС Индии многофункциональных истребителей корабельного базирования был подписан РСК «МиГ» 20 января 2004 года. Контракт предусматривает поставку 12 одноместных МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ, обучение летчиков и технического персонала, поставку тренажеров, запасных частей и организацию сервисного обслуживания самолетов. Контрактом предусмотрен и опцион еще на 30 машин со сроком поставки до 2015 года.

Спустя семь лет после прекращения полетов МиГ-29К с авианесущего крейсера самолеты № 311 и № 312 расконсервировали и использовали для работы по индийской программе. Главным конструктором обновленной машины назначили Н.Н. Бунтина.

Задачи, стоящие перед палубным самолетом, остались прежние. Хотя название самолета (в ОКБ он получил обозначение изделие «9-41») сохранилось прежнее, стал он совершенно другим. Прежде всего существенные изменения претерпели его авионика и радиооборудование, включая PJ1C «Жук-МЭ», в значительной степени заимствованные с МиГ-29СМТ. Бортовое радиоэлектронное оборудование МиГ-29К/КУБ построено по принципу открытой архитектуры на основе стандарта MIL-STD-1553B. При этом часть оборудования использована индийского и французского производства.

Применена цифровая электродистанционная система управления самолетом с четырехкратным резервированием.

Одновременно усовершенствовали планер, доведя долю композиционных материалов до 15%, и существенно снизили замет-ность в радиолокационном диапазоне.

По левому борту самолета перед кабиной пилота сохранили модуль системы дозаправки топливом в полете. При этом самолет, используя съемный топливный агрегат дозаправки ПАЗ-1МК, может применяться для дозаправки горючим в полете других МиГ-29К.

В качестве силовой установки использовали двигатель РД-ЗЗМК, созданный на базе РД-33 3-й серии, но тягой на максимале, увеличенной до 5400 кгс, а на режиме полного форсажа - до 9000 кгс. Благодаря накладному баку, а также емкостям в наплыве

центроплана возрос более чем на 16% и запас топлива. Кроме этого объем подфюзе-ляжного бака увеличили до 2150 литров, а под крылом теперь допускается подвеска не двух, а четырех ПТБ.

И еще новшеством, направленным на повышение надежности, стала новая коробка самолетных агрегатов. Теперь в случае отказа одного из генераторов или гидронасосов его функции будет выполнять другой.

Вооружение же исключительно российского производства. Это прежде всего управляемые ракеты класса «воздух - воздух» РВВ-АЕ и Р-73Э, противокорабельные Х-31А и противорадиолокационные Х-31П. В арсенал самолета включены также неуправляемые ракеты и авиабомбы как баллистические, так и корректируемые.

Для обучения пилотов ВМС построен двухместный корабельный учебно-боевой самолет МиГ-29КУБ (изделие «9-62»), МиГ-29К/КУБ оснашаются современной многоканальной оптико-локационной станцией и системой целеуказания пассивным головкам самонаведения противорадиоло-кационных ракет. Предусмотрена возможность установки на самолете контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой для подсветки наземных целей. Открытая архитектура БРЭО позволяет устанавливать на самолете новое оборудование и вооружение российского и иностранного производства.

Летные испытания отдельных систем и узлов МиГ-29К/КУБ ведутся с 2002 года. Для этого задействовано девять МиГ-29 разных модификаций, на которых в 2002-2006 годы выполнено свыше 700 полетов. В ходе летных испытаний подтвердились расчетные летно-технические данные самолетов. В частности, значительное улучшились взлетно-посадочные характеристики, что особо важно для самолетов корабельного базирования.

Летные испытания предсерийного МиГ-29КУБ начались в январе 2007 года. Но лишь спустя пять месяцев, 25 июня, заместитель генерального директора - генерального конструктора РСК «МиГ» по летной работе - начальник Летно-испытательного центра им. А.В. Федотова Герой России П.Н. Власов выполнил на нем первый полет.

По боевым возможностям, летным и эксплуатационным характеристикам МиГ-29К/КУБ существенно превосходит предшественника, прошедшего испытания на авианесущем крейсере в 1991 году. Более чем в два раза увеличен и летный ресурс МиГ-29К/КУБ, а стоимость летного часа снижена почти в 2,5 раза.

В сентябре 2009 года летчики-испытатели РСК «МиГ» М. Беляев, П. Власов, Н. Ди-ордница и полковник О. Спичка (ГЛИЦ ВВС) проверили МиГ-29К (опытный экземпляр № 941) и МиГ-29КУБ (один из первых серийных - № 672, окрашенный в цвета заказчика) на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов», находившемся в Баренцевом море.

Первую посадку на борт «Адмирала Кузнецова» выполнил П. Власов на одноместном МиГ-29К, и менее чем через полчаса палубы авианесущего крейсера коснулся колесами МиГ-29КУБ, пилотируемый Н. Ди-ордницей и М. Беляевым.

В начале декабря первая партия из шести МиГ-29К/КУБ поступила в Индию и 19 февраля 2010 года на базе ВМС Ханса в провинции Гоа состоялась торжественная церемония принятия их на вооружение. Палубные истребители до сдачи Индии авианосца «Викрамадитья» будут эксплуатироваться на суше, во вновь созданной 303-й авиаэскадрилье, получившей название «Черные пантеры».

Похоже, машины произвели на индусов хорошее впечатление, и они объявили о намерении приобрести у России еше партию из 29 МиГ-29К.

Успешная модернизация корабельного варианта МиГ-29 и создание его двухместного варианта вновь привлекли внимание командования ВМФ России к этой машине, способной положить конец монополии Су-33.

В январе 2010 года прошло сообщение, что ВМФ РФ планирует в этом году закупить несколько корабельных истребителей МиГ-29К для базирования на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Всего же в ближайшие три-четыре года предполагается приобрести 24 «МиГа», которые дополнят нынешний парк Су-33, срок службы которых истекает в 2015 году, хотя его планируется продлить до 2025 года.

В апреле поступило сообщение, что Во-енно-морской флот России в 2010-2012 годах купит 26 палубных истребителей МиГ-29К, которые будут базироваться на авианосце «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Согласно планам ВМФ, в 2010 году будут куплены два истребителя, а остальные поступят несколькими партиями в 2011 и 2012 годах.

Что касается Индии, то в ходе визита премьер-министра России Владимира Путина в эту страну в марте 2010 года был подписан контракт на закупку 29 МиГ-29К/КУБ с началом поставок в 2012 году.

Подробности 08 Декабрь 2014

Одноместный МиГ-29К и двухместный МиГ-29КУБ представляют собой многофункциональные истребители поколения «4++», предназначенные для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей управляемым высокоточным оружием днем и ночью в любых погодных условиях.

Корабельные истребители МиГ-29К/КУБ – это базовые самолеты нового унифицированного семейства, в которое также входят истребители МиГ-29М/М2 и МиГ-35/МиГ-35Д.

Базирование самолетов МиГ-29К/КУБ обеспечивается на авианесущих кораблях водоизмещением от 28 000 тонн, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером, а также на наземных аэродромах.

Основные технические и технологические новшества, внедренные на истребителях МиГ-29К/КУБ:
– усовершенствованный планер с долей композиционных материалов около 15%;
– складываемое крыло с усовершенствованной механизацией, обеспечивающее улучшенные взлетно-посадочные характеристики;
– цифровая комплексная электродистанционная система управления самолетом с четырехкратным резервированием;
– существенно сниженная заметность в радиолокационном диапазоне;
– увеличенная боевая нагрузка, размещаемая на восьми точках внешней подвески;
– увеличенная емкость топливной системы и наличие системы дозаправки топливом в полете;
– способность обеспечить дозаправку других самолетов топливом при оснащении топливным агрегатом дозаправки ПАЗ-1МК.

Истребители МиГ-29К/КУБ, как и другие самолеты унифицированного семейства, отличаются улучшенными эксплуатационными характеристиками и повышенной надежностью агрегатов, систем и узлов. По сравнению с ранее выпускавшимися истребителями, летный ресурс МиГ-29К/КУБ увеличен более чем в 2 раза, а стоимость летного часа снижена почти в 2,5 раза. Истребители МиГ-29К/КУБ эксплуатируются без проведения капитальных ремонтов самолета.

Силовая установка включает ТРДДФ РД-33МК, имеющие увеличенную тягу, оборудованные бездымной камерой сгорания и новой электронной системой управления с полной ответственностью (типа FADEC). Двигатели имеют модульную конструкцию и отличаются повышенной надежностью и ресурсом.

Бортовое радиоэлектронное оборудование МиГ-29К/КУБ строится по принципу открытой архитектуры на основе стандарта MIL-STD-1553B.

На истребителе установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция (БРЛС) "Жук-МЭ", выпускаемая Корпорацией «Фазотрон-НИИР». БРЛС оснащена щелевой антенной решеткой. По сравнению с БРЛС предыдущего поколения, «Жук-МЭ» имеет больший диапазон углов обзора по азимуту, увеличенную вдвое дальность обнаружения, меньшую массу и более высокую надежность. БРЛС «Жук-МЭ» обеспечивает сопровождение до 10 воздушных целей и одновременный обстрел ракетами четырех из них.

МиГ-29К/КУБ оснащаются современной многоканальной оптико-локационной станцией и системой целеуказания пассивным головкам самонаведения противорадиолокационных ракет.

Предусмотрена возможность установки на самолете контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой для подсветки наземных целей.

Открытая архитектура БРЭО позволяет по требованию заказчика устанавливать на самолете новое оборудование и вооружение российского и иностранного производства.

Самолеты МиГ-29К/КУБ оснащаются встроенным автоматическим комплексом контроля и регистрации «Карат», бортовой системой видеорегистрации, компьютеризированной системой ввода полетного задания в комплекс БРЭО, а также автономной системой выработки энергии для наземных проверок оборудования без запуска основных двигателей.

В состав комплекса вооружения входят управляемые ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», корректируемые авиабомбы, неуправляемые ракеты, авиационные бомбы и встроенная 30-мм пушка. По требованию заказчика в состав вооружения могут вводиться новые образцы авиационных средств поражения.

Одноместный и двухместный варианты имеют идентичное оборудование и вооружение, а так же высокую степень унификации конструкции.

Для МиГ-29К/КУБ разработан функционально полный набор технических средств обучения, включающий комплексный тренажер с системой подвижности.

Первый полет истребителя МиГ-29КУБ состоялся в январе 2007 г.

МиГ-29К/КУБ выпускаются серийно по заказу ВМС Индии и МО РФ.

Летно-технические характеристики:

МиГ-29К МиГ-29КУБ
Длина самолета, м 17,3 17,3
Размах крыла, м* 11,99 11,99
Высота самолета, м 4,4 4,4
Взлетная масса, кг:
- нормальная 18 550 18 650
- максимальная 24 500 24 500
Максимальная скорость полета, км/ч:
- у земли 1400 1400
- на большой высоте 2200 2100
Практический потолок, м 17 500 17 500
Максимальная перегрузка 8 8
Перегоночная дальность полета, км
- без ПТБ 2000 1700
- с 3 ПТБ 3000 2700
- с 3 ПТБ и одной дозаправкой 5500 5500
Тип двигателей РД-33МК РД-33МК
Тяга на взлете, кгс 2х9000 2х9000
Вооружение:
Число точек подвески вооружения 8 8
Управляемые ракеты «воздух-воздух»:
- средней дальности 6хРВВ-АЕ 6хРВВ-АЕ
- малой дальности 8ХР-7ЗЭ 8ХР-7ЗЭ
Управляемые ракеты «воздух-поверхность»:
- противокорабельные 4хХ-31А, Х-35Э 4хХ-31А, Х-35Э
- противорадиолокационные 4хХ-31П 4хХ-31П
Корректируемые бомбы 4хКАБ-500Кр 4хКАБ-500Кр
Встроенная пушка калибра 30 мм ГШ-301 ГШ-301

* в разложенном (полетном) положении

Одноместный корабельный истребитель для базирования на ТАВКР типа "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" является модификацией многоцелевого фронтового истребителя МиГ-29М (степень унификации 80-85%). Разработан на ММЗ им. А.И.Микояна под руководством Генерального конструктора Р.А.Белякова в 1984 г. (главный конструктор самолет - М.Р. Вальденберг).

Первый вариант палубного истребителя МиГ-29К с катапультным взлетом и посадкой на аэрофинишер был разработан на уровне аванпроекта в 1978 г. и отличался от базового усиленным шасси, введением посадочного гака, дополнительной антикоррозионной защитой планера, увеличенным запасом топлива и измененным навигационным оборудованием. Проектирование МиГ-29К типа 9-31 со значительно измененной конструкцией и принципиально новой системой вооружения началось в 1984 г.

Первый экземпляр МиГ-29К (№ 311, 9-31/1) поднял в воздух 23.06.1988 г. летчик-испытатель Т.О. Аубакиров, 1.11.1989 г. впервые посадил машину на палубу ТАВКР "Тбилиси", а затем произвел взлет с борта корабля. В сентябре 1990 г. на испытания поступил второй экземпляр МиГ-29К (№ 312).

В августе 1991 г. начался этап Государственных испытаний МиГ-29К на корабле, который не был завершен, из-за начала серийного производства корабельных истребителей Су-27К и отказом от строительства новых авианесущих кораблей. Работы по МиГ-29К в начале 90 гг. были приостановлены. На двух опытных экземплярах МиГ-29К было выполнено в общей сложности более 420 полетов, из них около 100 - на корабле. В настоящее время МиГ-29К № 312 находится в летном состоянии. Он планировался к использованию для создания нового варианта корабельного истребителя.

Назначение

МиГ-29К предназначен для противовоздушной обороны авианосного соединения в любых погодных условиях в диапазоне высот от 30 м до 27 км, поражения самолетов и вертолетов противолодочной обороны, транспортно-десантных вертолетов и самолетов радиолокационного дозора противника, его корабельных групп, а также для прикрытия высадки десанта, сопровождения авиации берегового базирования и ведения воздушной разведки.

Особенности

Конструктивно МиГ-29К от МиГ-29М отличался рядом особенностей.

Большое внимание было уделено защите самолета от коррозии. Из-за повышенных нагрузок при посадке значительно усилены центральный бак, силовой отсек корпуса с основными опорами шасси и тормозным гаком, носовая часть корпуса в районе передней опоры шасси. В хвостовой части вместо парашютной тормозной установки размещен механизм демпфирования гака и спасаемый аварийный самописец. На верхней поверхности корпуса МиГ-29К установлен тормозной щиток площадью около 1 кв.м. Увеличена площадь стабилизатора, имеющего характерный "зуб" по передней кромке. Увеличены размах и площадь крыла до 11, 99 м и 43 кв.м. соответственно, изменилась его механизация (установлены двухщелевые закрылки с увеличенной хордой и зависающие на посадке элероны).

Для уменьшения стояночных габаритных размеров консоли крыла МиГ-29К складываются гидроприводами с управлением из кабины. В сложенном положении размах крыла составляет 7.8 м.

Стойки опор шасси имеют большую длину, увеличенный ход амортизаторов и снабжены узлами швартовки и буксировки корабельными средствами, а для размещения в убранном положении в прежних объемах корпуса имеют механизмы подтягивания. Управляемая стойка передней опоры шасси разворачивается на угол до 90 град. На ее подкосах установлен трехцветный сигнализатор для информации руководителя посадки о положении самолета на глиссаде и его посадочной скорости. Установлены новые пневматики большего давления (20 кгс/см2). Тормозной размещен под хвостовой частью корпуса между гондолами двигателей и снабжен системой выпуска, подтяга и демпфирования. Для обеспечения визуального контроля посадки на палубу в ночных условиях имеется система подсветки гака.

Комплекс бортового оборудования включает систему навигации СН-К "Узел" (для самолетовождения над морем, посадки самолета на палубу корабля и выставки инерциальной навигационной системы при волнении моря), инерциальную навигационную систему нового поколения (ИНС-84), спутниковую навигационную систему, радиотехническую систему ближней навигации и посадки, системы воздушных сигналов и цифрового вычислителя. Бортовое оборудование системы навигации может взаимодействовать с корабельными маяками. Система оснащена помехозащищенной линией передачи кодированной информации и автоматизированным встроенным контролем.

Силовая установка МиГ-29К состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей РД-33К с комплексной цифровой системой регулирования. Тяга двигателей на максимальном режиме составляет 5500 кгс, на форсаже - 8800 кгс. Предусмотренный чрезвычайный режим работы с кратковременной тягой 9400 кгс позволяет взлетать с корабля самолету с массой 17700 кг с разбегом в 105 м и массой 22400 кг – с разбегом 195 м, а также производить уход на второй круг даже после касания палубы на этапе пробега при незацеплении за трос аэрофинишера.

Многофункциональная система управления вооружением служит для всепогодного поиска, всеракурсного обнаружения, опознавания и измерения координат одиночных и групповых воздушных целей в свободном пространстве и на фоне подстилающей поверхности в условиях помех. Комплексное использование прицельных систем обеспечивает скрытный выход в атаку и применение одновременно нескольких видов оружия. Система управления вооружением автоматически обнаруживает и сопровождает до 10 целей, обеспечивает пуск управляемых ракет по четырем целям.

В кабине пилота размещается многофункциональный пульт управления, расширяющий номенклатуру используемых ракет класса "воздух-поверхность". Трехэкранная система отображения информации СОИ-29К включает индикатор на лобовом стекле (КАИ) и два многофункциональных индикатора на электронно-лучевых трубках.

Вооружение МиГ-29К размещается на девяти точках подвески: одна - между воздушными каналами двигателей и восемь - под крылом (в том числе четыре - под складывающимися частями консолей). Управляемое ракетное оружие класса "воздух-воздух" может включать 2-4 ракеты Р-27Р (РЭ) и Т(ТЭ), до 8 ракет Р-73 или РВВ-АЕ. Возможно применение ракет класса "воздух-поверхность" общего назначения Х-25МЛ и Х-29Л (Т), 4 противокорабельных ракет Х-31А и Х-35 с активными радиолокационными ГСН, противорадиолокационных ракет Х-31П и Х-25МП, корректируемых бомб КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционной системой наведения. Могут использоваться авиабомбы, контейнеры малогабаритных грузов КМГ-У и неуправляемые ракеты. На МиГ-29К установлена встроенная 30-мм пушка ГШ-301 с боекомплектом 100 патронов.

В августе 1996 г., после четырехлетнего перерыва летные испытания МиГ-29К были начаты вновь с новым комплексом оборудования. Отработанные на нем технические решения были использованы на палубном варианте модернизированного истребителя МиГ-29СМТ. Самолеты МиГ-29К участвовали в различных выставках авиационной техники.

Основные летно-технические характеристики

Размах крыла, м:

На стоянке авианосца

7.80

Полный

11.99

Длина, м

17.37

Высота, м

5.18

Площадь крыла, м2

42.00

Масса, кг:

Пустого самолета

12700

Нормальная взлетная

17770

Максимальная взлетная

22400

Запас топлива, кг:

Внутренний

5670

Максимальный с ПТБ

9470

Тип двигателя

2 ТРДДФ РД-33И

Тяга, кгс

2х9400

Максимальная скорость, км/ч:

На высоте

2300 (М=2.17)

У земли

1400

Практическая дальность, км:

На малой высоте

На большой высоте

1650

На большой высоте с ПТБ

3000

С одной дозаправкой

5700

Максимальная скороподъемность, м/мин

18000

Практический потолок, м

17000

Длина разбега, м

110-195

Длина пробега,м

150-300

Эксплуатационная перегрузка

Экипаж, чел

Возможное вооружение:

30-мм пушка ГШ-301 (боекомплект 150 патронов), боевая нагрузка - 4500 кг на 9 узлах подвески:

УР "в-в" средней дальности Р-27 и РВВ-АЕ, УР малой дальности Р-73, противокорабельные Х-31А, противорадиолокационные Х-31П, УР "в-п" Х-25МЛ, Х-29Т, Х-29Л, НУР, КАБ с лазерным и телевизионным наведением, свободнопадающие бомбы и авиационные мины

Источники: 1. Справочник "Военные самолеты мира", АРМС-ТАСС, 2003 г.; 2.

Российский палубный истребитель МиГ-29К. Как сообщило Минобороны РФ, "при проведении тренировочных полетов в результате технической неисправности во время захода на посадку за несколько километров до авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" произошло авиационное происшествие с палубным истребителем МиГ-29К". Летчик катапультировался, доставлен на борт "Адмирала Кузнецова", его здоровью ничего не угрожает.

Осенью 2016 г. самолет МиГ-29К вошел в состав ударной группировки Северного флота, которая 15 октября отправилась в поход в северо-восточную часть Атлантики и Средиземное море. Он дополнил имеющиеся на тяжелом авианесущем крейсере "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" палубные истребители Су-33.

МиГ-29К – российский многоцелевой палубный сверхзвуковой истребитель четвертого поколения, развитие проекта МиГ-29.

Первый в СССР боевой самолет, способный взлетать с палубы корабля и садиться на нее обычным способом – с разбегом и пробегом. Предназначен для решения задач противовоздушной обороны корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей в любое время суток и др.

Об истории создания

Разработан в 1980-х гг. коллективом Отдельного конструкторского бюро завода номер 155 (ОКБ им. А.И. Микояна, ныне – АО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ") под руководством главного конструктора Михаила Вальденберга, в дальнейшем значительно модернизирован. Состоит на вооружении Морской авиации ВМФ России и Военно-морских сил Индии. В боевых действиях не участвовал.

Первый полет МиГ-29К состоялся 23 июня 1988 г., машину пилотировал летчик-испытатель ОКБ им. Микояна Токтар Аубакиров. Он же 1 ноября 1989 г. выполнил первую посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера "Тбилиси" (ныне - флагман Северного флота ВМФ РФ "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов") и первый взлет с корабельного трамплина.

В СССР МиГ-29К строился единичными экземплярами на Московском машиностроительном заводе "Знамя Труда" (ныне - производственный комплекс номер 2 АО "РСК "МиГ"). В РФ серийное производство было развернуто в 2000-х гг. на Луховицком машиностроительном заводе (производственный комплекс номер 1 АО "РСК "МиГ") в Московской обл.

Об особенностях конструкции

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со складываемым трапециевидным механизированным крылом, двухкилевым вертикальным оперением, двумя двигателями РД-33К (РД33МК "Морская оса" в серийных машинах) в хвостовой части фюзеляжа.

Экипаж – 1 человек (2 человека в учебно-боевой "спарке" МиГ-29КУБ/КУБР).

Палубные истребители от исходного МиГ-29 наземного базирования отличает улучшенная антикоррозийная защита планера, усиленные стойки шасси, улучшенная механизация крыла, наличие системы дозаправки в воздухе и др. Перед запуском серийного производства самолет существенно модернизировался, базой послужил фронтовой истребитель МиГ-29СМТ.

Палубные модификации МиГ-29 могут базироваться на авианесущих кораблях водоизмещением от 28 тыс. т, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером и способных принимать самолеты массой более 20 т (в распоряжении ВМФ России один такой корабль - "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"). Также МиГ-29К могут базироваться на наземных аэродромах.

Летно-технические характеристики серийного варианта МиГ-29К

Длина самолета – 17,3 м. Высота – 4,4 м. Размах крыла – 11,99 м (полный) или 7,80 м (на стоянке авианосца). Практический потолок – 17 500 м. Перегоночная дальность полета – 2 тыс. км, с подвесными топливными баками – 3 тыс. км (2700 км с подвесными баками у МиГ-29КУБ). Максимальная взлетная масса – 24 500 кг. Максимальная скорость на высоте – 2200 км/ч.

Продолжение

О вооружении и оснащении

МиГ-29К вооружен пушкой калибра 30 мм (боезапас 150 снарядов), на 8 узлах подвески может нести до 4500 кг полезной нагрузки – авиационные ракеты "воздух – воздух" и "воздух – поверхность" разных типов, корректируемые авиабомбы.

Бортовое радиоэлектронное оборудование серийного варианта истребителя включает радиолокационную станцию "Жук-МЭ" (обеспечивает сопровождение до десяти воздушных целей, одновременный обстрел ракетами четырех из них), дополнительную систему навигации "Узел", автоматический комплекс контроля и регистрации "Карат". На самолеты устанавливается бортовая система видеорегистрации, автономная система выработки энергии для наземных проверок оборудования без запуска основных двигателей и др.

Об учебно-боевом варианте

Для подготовки пилотов МиГ-29К во второй половине 1980-х гг. разрабатывался проект двухместной машины МиГ-29КУ с раздельными кабинами инструктора и обучаемого летчика, однако в начале 1990-х работы были приостановлены.

В 2000-х гг., после заключения контракта на поставку палубных истребителей ВМС Индии, был создан палубный учебно-боевой истребитель МиГ-29КУБ с общей двухместной кабиной. Его первый полет состоялся 20 января 2007 г., машину пилотировал экипаж в составе Михаила Беляева и Павла Власова.

Где эксплуатируется МиГ-29К

С 2009 г. самолеты поставляются в Индию, заказавшую для базирования на авианосцах INS Vikramaditya ("Викрамадитья") и INS Vikrant ("Викрант") в общей сложности 45 экземпляров МиГ-29К и МиГ-29КУБ (по двум контрактам - от 2004 г. на 16 бортов, на сумму $730 млн, и от 2010 г. на 29 бортов, на сумму $1,2 млрд).

В 2013-2015 гг. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) поставила Министерству обороны РФ 20 единиц МиГ-29КР и четыре единицы МиГ-20КУБР по контракту от 29 февраля 2012 г.

С 2013 г. несколько машин из числа поставленных проходили опытную эксплуатацию в 279-м корабельном истребительном авиаполку Северного флота ВМФ РФ.

20 марта 2016 г. на аэродроме 859-го Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации (Ейск, Краснодарский край) начались полеты МиГ-29КР/КУБР из состава воссозданного в январе 2016 г. 100-го отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота ВМФ РФ.

Аварии и катастрофы МиГ-29К

По данным из открытых источников, до сих пор с самолетами этого типа произошло три аварии, в том числе две авиационные катастрофы, в которых погибли в общей сложности три человека.

  • 23 июня 2011 г. в районе хутора Кабаково Ахтубинского района Астраханской обл. произошла катастрофа при проведении испытательного полета палубного истребителя МиГ-29КУБ (бортовой номер "927 синий") 929-го Государственного летно-испытательного центра ВВС России. Машина столкнулась с землей, выполняя нисходящую полупетлю с высоты 2700 м, при работе двигателей на максимальном режиме. Погиб экипаж - полковники Александр Кружалин и Олег Спичка, сумевшие отвести падающую машину от населенного пункта (в 2012 г. обоим пилотам посмертно присвоено звание Героя России). Среди вероятных причин катастрофы - дефект механизма складывания крыла, из-за которого оно могло сложиться самопроизвольно.
  • 4 июня 2014 г. у побережья индийского штата Гоа палубный истребитель МиГ-29КУБ ВМС Индии совершил жесткую посадку на авианосец INS Vikramaditya ("Викрамадитья"). Самолет на скорости около 300 км/ч пропустил первые два ряда тросов аэрофинишера и зацепился за третий в тот момент, когда пилоты уже готовились к уходу на второй круг. В результате происшествия была повреждена носовая стойка шасси истребителя. Летчики и экипаж корабля не пострадали.
  • 4 декабря 2014 г. в районе д. Чемодурово Воскресенского района Московской обл. упал опытный палубный истребитель МиГ-29КУБ (регистрационный номер "204 черный"), возвращавшийся на аэродром в Жуковском в ходе учебно-тренировочного полета. Летчики-испытатели Сергей Рыбников и Вадим Селиванов катапультировались и были госпитализированы в тяжелом состоянии. 6 декабря Сергей Рыбников скончался в больнице. Предполагаемая причина крушения - отказ техники. Самолет принадлежал разработавшей его корпорации "МиГ".

Материал подготовлен по данным ТАСС-Досье.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png