Вряд ли мы удивим кого-то, заявив о том, что город Кропоткин (Краснодарский край) не входит в список самых посещаемых мест Российской Федерации. Такая информация точно не является секретной.

На самом деле тут не так часто бывают гости из соседних областей, а тем более из ближнего и дальнего зарубежья, но, тем не менее, есть в этом населенном пункте нечто такое, что не может не привлечь внимание всех, даже самых бывалых путешественников.

Данная статья предоставит массу полезной информации о необычном месте под названием город Кропоткин Краснодарского края. Читатели узнают, где же он находится и как туда добраться, какие достопримечательности посмотреть в первую очередь и на что обратить внимание для того, чтобы сделать свое путешествие еще более приятным и интересным.

Общее описание объекта

Город Кропоткин, административный центр Кавказского района, расположен на Кубано-Приазовской низменности Краснодарского края в России.

Его точная площадь - 85,2 км². Принимая в расчет данные цифры, с уверенностью можно заявить о высокой плотности проживаемого тут населения, а это на сегодняшний день свыше 80 000 чел.

Его вполне можно назвать важным транспортным узлом Кубани. Тут пересекаются важнейшие автомобильные и железнодорожные маршруты нашей страны.

А в целом современный г. Кропоткин, достопримечательности которого не могут не завораживать, - это красивый, тихий, благоустроенный и активно развивающийся город. Не познакомившись с ним лично, даже трудно представить, что по общей площади всех зеленых насаждений он занимает почетное второе место региона после Анапы.

Также нельзя не отметить, что он имеет достаточно богатую самобытную историю и множество археологических памятников.

История города

Деятельность А. В. Суворова на Кубани неразрывно связана с историей основания населенного пункта под названием город Кропоткин (Краснодарский край). Именно по его указанию, тут, на берегу реки, установили первый сторожевой казачий пост, изначально укреплённый небольшим редутом.

Заселение прилегающей территории активно происходило уже с 1778 г., когда был устроен Романовский пост.

И, наконец, в 1894 году в Романовском хуторе провели первую перепись, согласно которой, на данной территории находилось уже 959 дворов и 8147 жителей.

Однако массовое переселение сюда на этом, конечно же, не закончилось, и в 1905 году там насчитывали уже 1619 дворов и около 20 тысяч человек.

4 февраля 1921 года Романовский хутор переименовали в город Кропоткин. Краснодарский край пополнился еще одной территориальной единицей, получившей свое имя в честь знаменитого на то время ученого, географа и геолога, теоретика анархизма П. А. Кропоткина.

Городская символика

Не так давно, 30 июня 2005 года, был утвержден местный герб. В его основе - славная история происхождения населенного пункта.

На пурпурной эмблеме изображены казацкие золотые сложенные накрест копья с кистями и дозорная вышка. Цвет символизирует славу, достоинство и благородство. Он также некогда применялся в форме донских казаков, которые были первыми жителями и защитниками здешних мест.

Между золотыми копьями выделены две зеленые полосы, также скрещенные между собой. Они символизируют пересечение дорог, т. к. город Кропоткин (Краснодарский край), как было упомянуто выше, является крупным транспортным узлом, где пересекается множество железнодорожных линий и автомагистралей.

На основе герба разработали флаг, который утвердили 24 ноября 2005 года. Знамя пурпурного цвета с косым зелёным крестом снизу, увенчанным четырьмя золотыми копьями с кистями, и дозорной вышкой того же цвета вверху.

Местные достопримечательности

Кропоткин (Краснодарский край), фото которого можно встретить в путеводителях по России, - это еще один из самых живописных, благоустроенных и известных городов на Кубани.

Он богат своей самобытной историей и имеет множество различных Как на территории самого города, так и за его пределами до наших дней сохранилось 16 курганов эпохи бронзового века и средневековья, а также древние меотские городища.

Кроме этого, нельзя не отметить, что одной из основных архитектурных достопримечательностей этого населенного пункта считается железнодорожный вокзал, который был построен ещё в 1903 году.

В частности, город Кропоткин (Краснодарский край в целом) знаменит своим Свято-Покровским собором, известным также под названием храма Покрова Богородицы. Его построили в 1913 г.

Город Кропоткин которого считаются далеко не единственными часто посещаемыми местами, может похвастаться и большим количеством исторических памятников архитектуры.

А вообще самыми известными достопримечательностями считаются здания прокуратуры, казначейства, Госбанка, ДК железнодорожников, историко-краеведческий музей, кинотеатр «Мир», Свято-Георгиевский храм, цветочные часы, мемориальный комплекс Великой Отечественной войны, который находится в парке 30-летия Победы.

Многие горожане и приезжие любят отдыхать в городском парке культуры и отдыха. На привокзальной площади сооружён поющий фонтан, который любопытно было бы посетить как взрослым, так и маленьким путешественниками.

Ну и, конечно, гуляя по улицам Кропоткина (Краснодарский край), храмы просто невозможно обойти стороной. Все они разные, принадлежат к разным конфессиям и течениям, но у них есть одна характерная особенность: они достаточно интересны в архитектурном плане, а значит, не обратить на них внимания просто не получится.

Транспортная система

Нельзя не отметить, что на сегодняшний день город Кропоткин имеет экономически выгодное геополитическое расположение. Он является административным центром нескольких населенных пунктов и близлежащих территорий, а также крупным транспортным узлом, где сходятся автомобильные дороги и железнодорожные линии.

Функционируют четыре достаточно востребованные железнодорожные линии. На станции производят остановку и смену локомотивов все проходящие поезда, следующие на более дальние расстояния.

Кроме этого, тут проходят трассы регионального и федерального значения (М29, Р217, Р251)

На автодороге М29 «Кавказ» автостанцией («Казанская гора») обслуживаются междугородние направления. Пригородные же в основном обслуживает автовокзал («Центральный рынок»).

По городу курсируют автобусы, маршрутный транспорт и такси.

Экономическая ситуация города и региона

Пищевую промышленность населенного пункта составляют: несколько маслоэкстракционных фабрик, молочный, консервный и пивоваренный заводы, а также мясокомбинат и хлебокомбинат. Фабрика бытовой химии относится уже к химической промышленности.

Благодаря Кропоткинскому заводу в городе стремительно развивается машиностроение. Сейчас на заводе постоянно производятся:

  • дорны;
  • внутренние и наружные центраторы;
  • тяговые и скреперные лебедки;
  • трубосварочные базы, различные станки, печи-сушки;
  • троллейные подвески, мягкие и тросовые полотенца, траверсы;
  • оборудование для изоляции и очистки трубопроводов;
  • множество других видов спецоборудования, предназначенного для строительства и ремонта газонефтепроводов.

Легкая же промышленность занимается производством предметов государственной и корпоративной символики, такой как гербы, флаги, знамена, вымпелы, футболки, бейсболки и т. д.

Кропоткин нашего времени

На сегодняшний день на его территории работает множество промышленных предприятий, а также идёт развитие малого бизнеса.

Следует отметить, что в городе активно совершенствуется современная инфраструктура.

Многие из побывавших в нем путешественников заявляют, что Кропоткин - красивый южный город, утопающий в зелени. Приходится по душе и тот факт, что на территории населенного пункта находится 16 курганов средневековья и бронзового века, много памятников военных лет, историко-краеведческий музей, Свято-Покровский собор, аллеи и парки.

За последние годы тут построили два новых стадиона, один кинотеатр и плавательный бассейн. В 2008 году город включили в состав проекта муниципального образования Кавказского района в статусе Кропоткинского городского поселения (Закон Краснодарского края N° 1553-КЗ от 08.08.2008 г.).

Кропоткин - небольшой город в Краснодарском крае , расположенный берегу реки Кубани, в 145 километрах от краевого центра. Площадь населенного пункта составляет 98,7 квадратных километров.

Общие данные и исторические факты

В конце 18 века на месте современного города располагался охранный "пост № 1 у Горелого Дуба".

В 1879 году был основан хутор Романовский в составе станицы Кавказской. В второй половине 19 века в хуторе была построена станция "Кавказская" Владикавказской железной дороги.

В 1874 году от станции Кавказской отправился первый поезд. В 1894 году по данным переписи в населенном пункте находилось около 1000 дворов и проживало более 8 тысяч человек.

В 1901 году через Романовский была проложена еще одна железная дорога "Екатеринодар - Ставрополь".

В 1905 году в хуторе насчитывалось более 1600 дворов и проживало почти 20 тысяч человек. В это же время были открыты новый железнодорожный вокзал, библиотека, две гимназии, клуб железнодорожников, электростанция, железнодорожное училище и водопровод. Перед революцией в Романовском работали 38 предприятий, станция первого класса, пожарное депо и элеватор.

В начале 1921 года населенный пункт был преобразован в город с названием Кропоткин. В 1924 году город стал административным центром новообразованного Кропоткинского района.

В 1934 году город был включен в в состав Азово-Черноморского края.

С августа 1942 года по январь 1943 года Кропоткин находился под оккупацией немецко-фашистских захватчиков.

В конце 1943 года населенный пункт получил статус города краевого подчинения.

В 1950 году на месте бывшего мебельного предприятия был основан гидролизный завод, который в 1965 году получил название Кропоткинского химического завода.

В 1971 году началось строительство Кропоткинского экспериментального машиностроительного завода, который производил оборудование для нефтяной и газовой промышленности.

Летом 2008 года город был включен в состав МО Кавказский район в статусе Кропоткинского городского поселения.

Телефонный код г Кропоткина - 86138. Почтовый индекс - 352177.

Климат и погода

В Кропоткине преобладает мягко-континентальный климат. Зимы мягкие и недолгие. Средняя температура Января составляет +0,5 градусов.

Лето продолжительное и жаркое. Средняя температура Июля составляет +24,3 градуса. Среднее годовое количество осадков - 740 мм.

Общая численность населения Кропоткина на 2018-2019 год

Данные по количеству населения получены от службы государственной статистики. График изменения численности горожан за последние 10 лет.

Общая численность жителей на 2018 год составляет 78,6 тысяч человек.

Данные с графика показывают небольшое падение численности населения с 80000 человек в 2007 году до 78631 человека в 2018 году.

На январь 2018 по числу жителей Кропоткин занимал 210 место из 1113 городов РФ.

Достопримечательности

1.Церковь Троицы Живоначальной - учреждение было основано в мае 1970 года. В фонде музея хранятся различные монеты, фотографии, документы, книги, предметы быта и оружие казаков.

2.Мемориальный комплекс Великой Отечественной войны - монумент был установлен в 1975 году. Мемориал выполнен в виде вечного огня и памятной плиты с именами жителей города.

3.Собор Покрова Пресвятой Богородицы - православный храм был построен в 1913 году. В военное время использовался как бомбоубежище.

Транспорт

В Кропоткине находится железнодорожная станция "Кавказская", которая соединяет город с Гулькевичами , Новокубанском , Тихорецком, Усть-Лабинском , Армавиром, Краснодаром , Новоалександровском.

Внутригородской транспорт представлен 16 маршрутами автобусов и маршрутными такси.

С автовокзала города осуществляются регулярные рейсы автобусов в Анапу, Армавир, Астрахань, Владикавказ,

Кропоткин - средний брат из трёх самых восточных городов края, он по населению чуть больше Тихорецка, но почти вдвое меньше Армавира. Кропоткину повезло, что он стал городом, ведь долгие годы это был всего-лишь Пост у горелого дуба, да, именно так он назывался, там кучка казаков следила, чтобы черкесы не пробрались тайком на север.

Но вдруг построили железную дорогу и военный пост в три калеки внезапно превратился в хутор Романовский, который быстро стал транспортным центром и в 1921 годы получил статус города и имя известного теоретика анархизма, князя Кропоткина, который в том же 1921, на 79-м году жизни мирно почил от воспаления лёгких.

Кропоткин начался с автовокзала, настолько унылого, что от него хочется как можно скорее убежать.

Вокзал стоит почти на окраине, чтобы попасть в город нужно пройти через неожиданно чистый и аккуратный, без единой надписи, подземный переход.

Сразу за переходом ждёт нечто, напоминающее парк, посередине которого стоит кусок бетонной трубы, зачем-то огороженный заборчиком. Оказалось - памятник расстреляным в годы войны.

Вижу страшный странный дом.

Всё, что в нём есть хорошего - крохотные таблички с названиями улиц. Изящны. Даже под слоем ржавчины и краски. А вот новые... Высший идиотизм делать названия улиц заодно с рекламой - преступление против города.

Чем ближе к центру, тем интереснее. Неплохие уличные стенды советской закалки.

Прекрасное здание дореволюционной постройки. Когда дома с такими замысловатыми архитектурными деталями красят контрастными цветами, это - здорово, выглядит потрясающе.

Возле красоты нашёлся колхоз - три «шедевра» в одном флаконе.

Рядом, в квартале, школа, которая привлекла моё внимание. Красивое, старое здание, строившееся в несколько этапов.

Окружённое старыми корпусом и бывшим учительским общежитием.

Кропоткин, всё-таки, небольшой. Чуть меньше часа ходьбы от края и вот мы на привокзальной площади - в сердце города. Площадь хороша, но сперва ложка дёгтя.

За ней ещё капелька

А теперь «мёд» - вокзал.

Он бесподобен, один из самых красивых вокзалов, которые я видел. Некоторые элементы очень напомнили детали Брестской крепости. Красота.

Также на площади можно обратить внимание на здание госбанка, укрывшееся за деревьями.

И неплохо выглядит киноМИРтеатр

За площадью начинается один из лучших кварталов Кропоткина. В какой-то момент там может показаться, что находишься в городе раза в четыре большем, но никак не в простом районном центре. Здание администрации, исполненное в типичном, простите за тавтологию, административном советском стиле.

Опрятная жилая двухэтажка, люблю такие, но тоже не без язвы в виде уродского баклона.

На том же квартале есть еще одно, очень интересное жилое здание с прекрасными балконами.

Здорово выглядит, а ведь таки тоже подпортили

В минуте ходьбы от многоэтажки и центральной улицы - рынок. Рынок такой же, как и везде.

Возле рынка есть церковь. Сама церковь построена в начале прошлого века, а вот колокольня рядом с храмом достроена совсем недавно. Церковь с претензией на красоту. Претензия принята, но частично. Уж больно «картонно» выглядит всё, что не из кирпича.

Возле церкви нельзя парковаться.

Дом, женщина на лавочке сообщила, что 1846 года постройки, не такой большой, совсем не такой ухоженный, но такой же классный, как и вокзал.

Какая арка! Глаз не оторвать

Дорога спускается к затону.

Когда-то тут был благоустроенный пляж, а сейчас как-то так.

Когда-то тут пролегало русло Кубани.

Теперь Кубань бежит другой дорогой.

Возле реки еще один монумент.

Кстати, это уже другая окраина. Кропоткин приветствует гостей скелетом химического комбината, некогда одного из градообразующих предприятий. Если-бы не железная дорога, то закрытие этого предприятия могло бы стать смертельным для города.

Вообще, находясь в Кропоткине испытывал странное чувство. Город, вроде-бы, провинция провинцией, но дух у него индустриальный, есть что-то такое брутальное и строгое в этом городе, ощущаемое подсознательно. Объективного объяснения этому не нашел, хотя работающие предприятия, всё-таки, есть.

Пивзавод. Вкусен... Простите, красив и пиво вкусное.

Маслоэкстракционный комбинат.

Возле которого стоит дедушка Ленин.

А вот и снова центр. Очередной красивый дом.

Старые часы и диалог за спиной:
- Что он делает?
- Фотографирует.
- Зачем он часы фотографирует?
- Шпион.

Городской парк.

В парке ряд выдающихся голов.

Красивый фонтан. Новый. Из тех, у которых есть шанс лет через 100 стать достопримечательностью.

И ещё один Ильич.

Центр осмотрел. Сажусь на автобус и еду в район за железной дорогой, в народе Филипповку. Кстати, на остановке классное расписание, почти новое, но в лучших традициях недавнего прошлого.

Филипповка скучна.

Там только парк победы.

Только ближе к железной дороге и центру снова начинает попадаться что-то интересное.

Ремонтируют переезд.

Железная дорога - это всё для Кропоткина, благодаря ей он стал городом, благодаря ей он и живёт, и развивается дальше. Словно хребет она пронизывает городские кварталы, словно хребет она держит жизнь в этом месте, как-никак, почти половина города так или иначе работает в или на РЖД.

А раньше за это сажали. - Ворчит за спиной дед, когда я фотографирую с пешеходного моста пути. Раньше сажали, а сегодня нет и я имею возможность рассказывать о городах края и в частности о Кропоткине, городе, который мне понравился. Есть огрехи, но куда без них, в нашей глубинке?

P. S. И покажу-ка я ещё раз железнодорожный вокзал. Ну, ведь прекрасен!

) Код ОКАТО: 03414
Основан: 1879
Город с: 1921 Город районного подчинения (Кавказский р-н Краснодарского края)
Центр: Кавказский р-н Отклонение от московского времени, часы: 0
Географическая широта: 45°26"
Географическая долгота: 40°34"
Высота над уровнем моря, метров: 80
Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Кропоткин

Карта

Кропоткин: карты

Кропоткин: фото из космоса (Google Maps)
Кропоткин: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)
Кропоткин. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление.
По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1 Красносельский 5 () ЮВ
2 Новоукраинское 6 () ЮЗ
3 Кавказская 7 (10) В
4 Гирей 8 (24) В
5 Казанская 10 (11) З
6 11 (19) ЮВ
7 Темижбекская 20 () В
8 Тбилисская 29 (33) З
9 Архангельская 34 () СЗ
10 Петропавловская 39 () Ю
11 Расшеватская (Ставропольский край) 39 () СВ
12 Григорополисская (Ставропольский край) 40 (51) В
13 Темиргоевская 41 () ЮЗ
14 Михайловская 48 () Ю
15 Терновская 48 (67) С
16 Ладожская 51 (57) З
17 Хакуринохабль (Республика Адыгея) 52 () ЮЗ
18 52 (58) ЮВ
19 52 (58) В
20 Новомалороссийская 56 () СЗ
21 58 (56) СЗ
22 Новопокровская 58 (72) С
23 Кошехабль (Республика Адыгея) 59 (108) Ю
24 61 (100) Ю
25 Фастовецкая 62 () СЗ
26 Двубратский 63 () З
27 Дондуковская (Республика Адыгея) 63 (127) Ю
28 Калниболотская 64 () С
29 64 (74) ЮВ
30 Старая Станица 65 () ЮВ

Краткая характеристика

Расположен на Кубано-Приазовской низменности, на правом берегу р. Кубань, в 136 км к северо-западу от Краснодара. Узел ж.д. линий (станция Кавказская) и автомобильных дорог.

Территория (кв. км): 99

Информация о городе Кропоткин на русском сайте Википедии

Исторический очерк

В конце 18 в. в 5 верстах западнее Кавказской крепости на правом берегу реки Кубань было образовано небольшое военное поселение - постоянный пост наблюдения за черкесами, проживающими на левом берегу Кубани, и бродом через реку. Сначала этот пикет получил название "Пост у горелого дуба", а в 1813 г. в документах Кавказского полка это поселение именуется уже как "Пост Романовский" (службу на посту несли донские казаки из станицы Романовской 1-го Донского округа области Войска Донского). Возле крепости в 1794 г. была образована станица Кавказская.

После упразднения Кавказской крепости в середине 19 в., в 1879 г., на месте поста образовался небольшой хутор Романовский, название по ранее существовавшему военному посту Романовский. Здесь организовывались летние казачьи лагеря; по правому берегу Кубани, проходил Ставропольский шлях, соединявший столицу Кавказского наместничества Ставрополь с главным городом Кубанской области Екатеринодаром.

В конце 19 в. транспортный, затем торгово-транспортный узел.

В 4 февраля 1921 г. Романовский хутор преобразован город и переименован в Кропоткин по фамилии теоретика анархизма и географа князя П.А. Кропоткина (1842-1921).

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 был оккупирован немецко-фашистскими войсками 4 августа 1942 г. Освобождён 28 января 1943 г. войсками Северо-Кавказского фронта в ходе Северо-Кавказской операции.

Экономика

Кропоткин - один из центров пищевой промышленности Краснодарского края.

Заводы: маслоэкстракционный, консервный, молочный, пивоваренный, мясокомбинат, хлебокомбинат.

Химический завод. Фабрика бытовой химии. Заводы: железобетонных изделий, "Элеватормельмаш", деревообрабатывающих станков. ПО "Кубаньводреммаш" и др.

Основные предприятия

ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

АО "Кропоткинский химзавод"
352130, Краснодарский край, Кавказский р-н, г. Кропоткин, ул. Заводская, 6
Предлагает: Фурфурол

МАШИНОСТРОЕНИЕ

АО "Экспериментальный машиностроительный завод"
352130, Краснодарский край, Кавказский р-н, г. Кропоткин, Западная промзона, п/я 46
Предлагает: Оборудование для очистки и изоляции трубопроводов

ВУЗы города

Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева (Кропоткинский филиал)
352392, Краснодарский край, Кавказский р-н, г. Кропоткин, Красноармейская ул., 53/2

Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента (Кропоткинский филиал)
352380, Краснодарский край, Кавказский р-н, г. Кропоткин, Красноармейская, 53
WWW: http://www.kimpim.ru/

За пределами Краснодарского края немногие жители России смогут ответить на вопрос, где находится город Кропоткин, если Вы не упомяните название железнодорожной станции Кавказская, давшая жизнь городу.

Мы начинаем удивительное путешествие в историю своего города. Само слово история происходит от греческого слова – рассказ о прошедшем, об узнанном.

У каждого человека есть малая родина, место, где он родился и вырос. Для жителей города Кропоткина это уголок на карте, который занимает совсем небольшую площадь. Тех, кто родился в этом городе и вырос в нём, или пожил хотя бы две-три недельки весной или летом, всегда будет тянуть, манить к себе этот особый город.

История и географическое положение города Кропоткина.

Кропоткин - один из самых зеленых и благоустроенных городов Кубани. По площади зеленых насаждений он занимает почетное второе место после Анапы. Кропоткин привольно раскинулся среди степей Кубано-Приазовской низменности и обосновался на правом берегу реки Кубань. Город территориально относится к Кавказскому району Краснодарского края. Кропоткин – тихий, красивый город с богатой и самобытной историей и множеством археологических памятников.

Город Кропоткин располагается на 40 градусов 29 минут восточной долготы и 45градусов 22 минуты северной широты, на высоте 120-135 метров над уровнем моря, в 140 км к востоку от города Краснодара. Территория города на 01. 01. 1997год составляла 85,2 кв. км. За последние 20 лет она выросла на 1,4кв. км, что свидетельствует о компактности города. По плотности населения – 967,1 чел/кв. км – он уступает лишь Туапсе и Тихорецку. Компактность территории – одно из преимуществ Кропоткина. Город расположен на пересечении важных железнодорожных и автомобильных магистралей, обеспечивающих ему важные и экономические связи, и положение в центре густо заселенной группы сельских районов способствовало формированию вокруг него небольшой агломерации крупных станиц (Кавказская. Новоукраинская, Красносельская, хутор Роговический, село Милованово) и города Галькевичи. Ближайший аэропорт(транспортный) в Армавире. Город стоит на крупной федеральной автомобильной дороге «Кавказ». Через Кропоткин проходят линии Ростов-Владикавказ, Ростов-Минеральные воды, Кавказская-Ставрополь-Элиста, Краснодар-Кавказская-Адлер. Город хорошо озеленен. 70% жилых и производственных зданий города - одноэтажные. 5-9 этажные строения размещены в центральной части жилых районов и на окраинах. Для жилищного строительства города имеет резерв территории свыше 200 Га. Планируется малоэтажная застройка северной его части за счет освоения новых земель. Строительство в центре и южной части будет по-прежнему осуществляется за счет старых и аварийных строений.

Вокруг Кропоткина вдоль берегов степных рек Челбас и Бейсуг расположены обширные охотничьи угодья. В охотничий сезон здесь разрешена охота на степную дичь: зайца и лисицу. Рыбачить можно круглый год на всех водоемах.

Судьба города Кропоткина необычна для других поселений Кубани. Истории его основания неразрывно связана с историей Казакской кордонной линии и деятельностью великого русского полководца А. В. Суворова по ее укреплению.

Ныне документально доказано, что основание города Кропоткина относится к 1778 году. В этот год командующий Кавказским корпусом генерал-поручик А. В, Суворов построил крепость Кавказскую на правом берегу Кубани, против Романовского брода через реку Кубань(районом нынешнего Кропоткинского консервного завода) установил сторожевой казачий пост, укрепив его небольшим редутом. Пост получил наименование «Романовский», по названию брода. Крепость и сторожевой пост вошли в состав Кубанской кордонной линии и надежно защищали южную границу Российского государства от набегов горцев. В истории города Кропоткина примечательно то, что на базе сторожевого поста в результате длительного развития вырос известный на Северном Кавказе город Кропоткин. После упрочнения поста Романовского по Указу НиколаяI жизнь на его месте не прерывалась ни на один день. Вокруг поста давно уже поселившиеся отставные солдаты остались на обжитых местах, к ним присоединились беглые крестьяне из центральных областей России и Дона. Работало почтовое отделение(1828 г). Между крепостью Кавказской и Форштадтом в 1829 году была построена деревянная церковь, куда ходили молиться те, кто жили в крепости: солдаты и казаки несшие службу на Романовском посту, форштадтовцы. После упразднения крепости через пару лет церковь была продана. Разработана и вывезена. Поселение стало именоваться хутором Романовским. Отставные солдаты не стремились покидать благодатный Кубанский край, перевозили сюда семьи. Правительство поощряло поселившиеся у крепостей, редутов и других укреплений, давало им кредиты освобождало от налогов.

Строительство железной дороги и жд станции Кавказская дали мощный толчок быстрому росту торговых и промышленных предприятий, численности населения, преобритания хутором характерных черт города.

С 4 февраля 1921 года хутор Романовский переименован в город Кропоткин, в честь выдающегося ученого-естествоиспытателя и революционера-анархиста Петра Алексеевича Кропоткина. А с 6 декабря 1943 года он стал городом краевого подчинения.

Его имя носит наш город -

Кропоткин Пётр Алексеевич

(1842 – 1921).

Он был известным русским революционером, одним из теоретиков анархизма, социологом, географом и геологом.

Родился в семье генерала из древнего княжеского рода, был камер-пажом царя.

По окончании Пажеского корпуса служил в Амурском казачьем войске, затем чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири.

В течение пяти лет (исключая лишь небольшой период командировки в Петербург в 1864) П. А. Кропоткин неустанно проводит всесторонние географические исследования этой огромной, практически незнакомой науке, мало заселённой территории. Испытывая неимоверные трудности, он исследует бассейн реки Оки (Восточные Саяны), Патомское нагорье. Плавает по реке Сунгари в пределах Маньчжурии, по Амуру, изучая быт, хозяйство, культуру и социально-экономическое положение крестьян – добровольных переселенцев в регион, казачьи поселения Забайкальского казачьего войска и малых народов Восточной Сибири, остро подмечая наиболее существенные для науки особенности природы, быта, хозяйства, культуры, жизненного уклада.

В 1863 – 1864 гг. П. А. Кропоткин исследует обширный район южного Забайкалья и Северной Маньчжурии. В июне 1864 г. вместе с ботаником и метереологом Конрадом, астрономом Усольцевым, топографами Васильевым и Андреевым под видом купцов обследуют долину р. Сунгари, проводят глазомерную съёмку, дают описание берегов русла, составляют карту от устья до города Гирин.

В 1866 г. П. А. Кропоткин совершил самое значительное своё путешествие – от устья рюВитим до Читы, открыл Витимское и Патомское плоскогорья, несколько горных хребтов, собрал большой географический и геологический материал.

После выхода в отставку закончил физико-математический факультет Петербургского университета и служил в Министерстве внутренних дел. Опыт исследователя, полученный в Сибири, он продолжил после выхода в отставку. В 1871 г. он исследует ледниковые формы рельефа в Финляндии и Швеции. По материалам исследования опубликован труд «Исследование о ледниковом периоде», получивший широкое признание и высокую оценку современников.

Свыше 40 лет провёл П. А. Кропоткин в изгнании, продолжая революционную деятельность, а в 1917 году он возвратился в Россию.

Память о П. А. Кропоткине чтят в нашей стране. Его именем названы город в Краснодарском крае, один из горных хребтов и посёлок городского типа в Иркутской области, улица, площадь, набережная, станция метро в Москве. Мемориальные доски установлены в Москве, на доме, где он родился, и городе Дмитрове, на доме, где он умер.

Наш горд носит имя Петра Алексеевича Кропоткина с 1921 года. Но много раньше, ещё с 1905 года, принимает хуторской сбор решение об отделении хутора Романовского от станции Кавказской, затем в 1906 году о преобразовании хутора в город с упрощённым городским управлением, позже, в 1908 году, возвращались к этому вопросу, а при советской власти – в 1920 году. Так длилась проволочка о выделении хутора Романовского в самостоятельную административную единицу. И лишь 14 марта 1921 года Азово-Черноморский облисполком принимает Постановление о преобразовании хутора Романовского в город, назвав его в честь умершего к тому времени Петра Алексеевича Кропоткина.

Кропоткин – промышленный.

Кропоткин – транспортно-промышленный центр, расположенный на удобных путях сообщения. Промышленность города представлена 21 крупным базовым предприятием и почти в 2 раза большим количеством мелких и новых формирований, специализирующихся в основном на производстве потребительских товаров для населения.

Основной отраслью промышленности является пищевая. На её долю приходится 3/4 промышленного производства и 1/3 промышленного персонала. Остальная доля приходится на машиностроение и металлообработку. На третьем – химическая промышленность.

Кропоткинский экспериментальный машиностроительный завод (КрЭМЗ).

КрЭМЗ – одно из немногих промышленных предприятий города, вынесших потрясения «перестройки и демократизации». Ныне завод работает ритмично и наряду с другими предприятиями даёт в бюджет города достаточное количество средств, позволяющих его администрации ликвидировать огромные прорехи в социальной сфере, образовавшиеся из-за социальных природных катаклизмов.

Строительство КрЭМЗ началось в июле 1971 года. Завод предназначался для изготовления специальных машин для нужд нефтяной и газовой промышленности.

Высокий профессионализм технической службы завода позволил создать и освоить выпуск большого количества различных видов машин.

Машиностроительный завод «Радуга»

Не менее показательна в этом плане история машиностроительного завода «Радуга», где до перестроечных процессов трудилось более 4 тысяч горожан.

Завод был построен к XXVI съезду КПСС по лицензии американской фирмы. Ежегодно наращивая темп выпускной продукции.

Завод ОАО «Элеватормельмаш»

Так же не маловажное значение для города имеет завод ОАО «Элеватормельмаш»

Перед началом Великой Отечественной войны на заводе изготавливалось трансмиссионное оборудование. Механизмы и детали для технологического оборудования.

С 1954 года завод стал изготавливать вагоннопогрузчики, передвижные 10-метровые шнековые транспортеры для загрузки вагонов новой конструкции.

В 1958 году было введено центробежное литье, пневманическая окраска изделий, механизирован участок с электропарами, автопогрузчиками. В последние годы были построены и реконструированы сварочно-сборочный цех, транспортный участок. На заводе постоянно в центре внимания руководства-забота о жилищно-бытовых условиях рабочих и служащих, организация их отдыха. Построен заводской клуб.

В настоящее время завод постепенно выходит из экономического кризиса. Растут численность работающих и объемы производства.

Кропоткинский химический завод

Стоит на последнем месте.

Строительство завода было начато в 1950 году на месте бывшей мебельной фабрики.

Днем его рождения считается 13 марта 1965 год. В этот день гидролизный завод, просуществовавший в городе около 5 лет, был переименован в Кропоткинский химический завод.

Кропоткинский химический завод-единственное в России предприятие, где выпускались такие виды продукции, как тетрагидрофуран, фуран, полифурит.

Кропоткинский хлебокомбинат

Кропоткинский хлебокомбинат начал имени С. М. Кирова начался с частной маслобойни на территории нынешнего хлебокомбината.

Строительство было начато в декабре 1937 года, а свою работу завод начал 28 февраля 1935 года. Хлебокомбинат снабжает своей продукцией не только город, но и прилегающие районы. В 1958-1960 года был построен и введен в эксплуатацию сухарный цех для изготовления армейских сухарей.

В настоящее время хлебокомбинат состоит из хлебобулочного цеха, кондитерского цеха, магазина-пекарни, и вспомогательных служб.

Производительность предприятия составляет 60 тон хлеба в сутки. Хлебокомбинат освоил около 50 наименований хлебобулочных изделий и производство макарон.

Кропоткинский молочный комбинат

Также большого внимания заслуживает и Кропоткинский молочный комбинат. Сегодня, когда многие перерабатывающие предприятия сокращают производство, ОАО «Кропоткинский молочный комбинат» наращивает обьемы по переработке молока и ассортименту выпускаемой продукции.

Комбинат по праву является одним из крупнейших стабильных, динамично развивающихся молочных комбинатов Кубани.

В Кропоткине МЭЗ является одним из устойчивых и надежных источников пополнения городского бюджета.

Завод из месяца в месяц улучшает свои технико-экономические показатели, ведет строительство новых помещений. Завод работает устойчиво, ритмично.

Автоколонна 1493

Немаловажное значение несет Автоколонна 1493. она является основным перевозчиком пассажиров в городе Кропоткине и Кавказском районе, предоставляет льготы по бесплатному проезду граждан.

За высокие показатели в выполнении плана по перевозке пассажиров ФГУП. Автоколонне 1493 присвоено звание «Образцово-показательной колонны».

Общение поколений автомобилистов стоящих у истоков развития пассажирского в городе с теми, кто сегодня трудится в коллективе, позволяет свято хранить рабочую честь и добиваться высоких результатов.

Локомотивное Депо

Во второй половине 19 столетия на Кубани была открыта нефть и началось строительство железной дороги, соединившей Центральную Россию с Кавказом. 18 июня 1874 года от станции Кавказская до станции Мирская прошел первый поезд. Эту дату принято считать днем пуска в эксплуатацию паровозного депо и днем основания станции.

Когда в вашем доме тепло, вода из крана течет только тогда, когда вы его откроете, не гаснет свет-вы просто забываете о тех, кто обеспечивает вам этот уют. О людях, несущих нелегкую вахту, в жару и в стужу, в праздничные и выходные дни. Кропоткинцам нет особых причин обижаться на одну из главных городских служб – «Кропоткин тепло». Кропоткин тепло устойчиво занимает 5 место по качеству обслуживания населения в Краснодарском крае.

Памятники города Кропоткина

Мы ходим по своему родному городу, и не догадываемся, что несколько лет назад здесь ничего не было, кроме лесов и, что город назывался хутором Романовским.

Кропоткин богат своими мемориалистическими и историческими памятниками. В городе стоит памятник важного мирового пролетариата – Владимиру Ильичу Ленину. Народ очень любил Владимира Ильича, поэтому весть о его смерти захлестнула волной скорби всю Россию. Докатилась она и до нашего города. В 1947 году памятник вождю был установлен в локомотивном депо станции Кавказская, а в 1949 году был установлен памятник Ленину на территории Кропоткинского маслоэкстракционного завода. Есть в нашем городе и еще один памятник, напоминающий о беспокойном времени 20-х годов. Это памятник «Всесоюзному старосте» - Председателю Всероссийского Исполнительного Комитета, Михаилу Ивановичу Колеснику. Этот человек был выдающийся деятель Коммунистической партии и советского государства, верный учитель и соратник Владимира Ильича Ленина. Он был предан России, являлся живым отражением истории эпохи, был членом «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В память ему была установлена бронзовая скульптура на территории перрона железнодорожного вокзала станции Кавказская.

Перелистай историю России.

Прочти её за годом год подряд

О мужестве, о храбрости и силе

Её страницы миру говорят.

В Кропоткине много памятников и братских могил советских солдат и офицеров, партизан и мирных граждан города, погибших за освобождение нашей Родины от фашистских захватчиков. Кропоткинцы никогда не забудут защитников города. В память о погибших курсантах и офицерах Урюпинского военно-пехотного училища на берегу реки Кубани создан монумент, который напоминает нам о событиях далёкого августа 1942г. На старом городском кладбище установлен мемориал в честь погибших партизан, их похоронили здесь.

Нет в России ни дома, ни хаты,

Где б не глянул на вас со стены

Молодыми глазами солдаты

Окрыляющий подвиг войны.

Здесь на старом кладбище, рядом с могилами партизан находится и могила 36 лётчиков, погибших в небе Кубани в годы Великой Отечественной войны, и похоронены в 1941 – 1943 годах.

В 1975 году, установили Мемориальный комплекс и парк имени 30-летия Победы. Теперь уже много лет 9 Мая, в День Победы, ветераны войны и жители города идут к памятникам и могилам павших героев, почтить их память возложением цветов.

Сколько их погибло

В отгремевших сраженьях,

Сколько их унесла

Невозвратно война.

Тихо их к изголовью

Склоняет колени

В этот час вся Россия,

Вся наша страна!

Есть ещё один мемориал, который находится в городе Кропоткине по улице Комсомольской, дом № 253. до сих пор здесь за невысокой оградой стоит аккуратный домик – два окошка по фасаду, а во дворе, среди цветов, стоит обелиск, на котором высечены девять фамилий погибших.

В этом домике жила: русская женщина баба Валя, так её называли.

29 января 1943 года остановился во дворе Валентины Васильевны Зыряновой группа наших солдат, наши солдаты сошлись у походной кухни, собрались, было, пулемёты почистить, чтобы через пару деньков немцев гнать дальше. А тут над городом самолёты появились, и один самолёт сбросил бомбу прямо во двор бабы Вали. В ту ночь погибли девять человек, теперь на этом месте стоит братская могила Гвардейской стрелковой бригады.

1999 год отмечен для нас торжественной датой – 200-летием со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Вся жизнь поэта была наполнена вольными и невольными путешествиями, значения которых для творчества чрезвычайно велико. По нашим кубанским местам Александр Сергеевич проезжал не один раз.

Кавказские впечатления Александра Сергеевича нередко служили темами для создания поэтических произведений.

В августе 1820 года Пушкин с Раевским отправился по Ставропольскому Шляху через Кавказскую, Усть-Лабинскую, Екатеринодар, Тамань в Крым. Отсюда он и писал в письме к брату: «Видел я берега Кубани и сторожевые станицы – любовался нашими казаками»

В 1999 году 6 июня в день 200-летнего юбилея со дня рождения поэта, в городе Кропоткине прошло торжественное открытие. , Был установлен мраморный памятник поэту в сквере Дворца культуры и аллея к памятнику носит имя А. С. Пушкина.

Закончить рассказ о памятниках города Кропоткина хочется словами самого Александра Сергеевича Пушкина.

Клянусь честью,

Что ни за что на свете,

Я не хотел бы переменить

Отечество, или иметь

Другую историю,

Кроме истории наших

Традиции и обычаи города Кропоткина

Наш город богат своими традициями и обычаями. Первая половина XX века стала временем, когда на кубанской земле, как в горне, сплавлялись традиции России, Украины и Кавказа и появилась новая культура - кубанская. В хуторе Романовском сливались потоки переселенцев из Великороссии и Малороссии, сюда приходили семьи не только с Дона, но и из Черномория, Ставрополя, Терека. Все они несли свои традиции, обычаи, привычки, национальные особенности. Военная служба и дисциплина быстро ликвидировали различия.

Все это и местные условия неизбежно влияли на изменение поселений и жилища, утвари и бытовых вещей, питания и одежды. Из-за бедности Кубани лесом хуторяне строили дома в основном не деревянные, а турлучные (каркас из дерева заложен глиной и соломой и только обмазан глиной). Деревянные дома могли воздвигнуть лишь зажиточные казаки или иногородние. С линии улицы дома загораживались изгородями – плетнями.

Русские и украинцы принесли с собой в хутор Романовский традиции домашней утвари, одежды и обуви. В конце XIX века эта разница постепенно стерлась. В это же время происходит сближение пищи и утвари с общей южнорусской, донской и украинской традициями. Все больше вместо турлучных домов распространяются соломенные, деревянные и появляются первые кирпичные дома под железной крышей зажиточных казаков. Высокий фундамент в домах позволяет настилать деревянные полы, а камышовые и высокие железные крыши заменяют соломенные. В домах появляются кустарная и фабричная мебель: буфет, платяные шкафы, комоды, кровати, табуреты, стулья, различные коврики, постельные принадлежности. Братства среди казаков уже не было, тем не менее, казачья сословность поддерживалась всеми силами, в немалой степени и через одежду казаки уже повседневно носили старые форменные вещи – шаровары, бешмет, и другие, даже на полевые работы. А все праздники они встречали в парадной черкеске по полной форме с имеющимися наградами. Так одетыми они приходили на хуторской сбор выборных. Похожую одежду должны были одевать местные иногородние. Утварь в хуторских домах была как местная (гончарные горшки, кружки, деревянные ведра, бочки, тарелки и прочие), так и привозная кустарная и фабричная (металлическая, фаянсовая, стеклянная различных видов), причем последнюю посуду покупали зажиточные казаки и иногородние. Стабилизировалась своя кубанская кухня по первым блюдам (борщ, лапша) и вторым блюдам (картофель, каши со свиным и птичьим мясом), напитки (узвар, чай, кислое молоко), соления и приправы. Разговорная речь хуторян имеет в основе русский язык, сильно обогащенный речью донских казаков и пришлых украинцев.

К началу XX века наряду с казачьим укладом сформировался рабочий (городской) уклад жизни.

Наши горожане умеют не только работать, но и отдыхать. Но есть один праздник, особенно полюбившийся кропоткинцам – день семьи.

В 1974 году по инициативе Валентины Ефимовны Чигаревой при поддержке секретаря горкома партии по идеологии в нашем городе родился и впервые был проведен общегородской праздник «День семьи». Карнавальное шествие самодеятельных коллективов предприятий, профессиональных артистов, юбиляров золотых и серебряных свадеб, молодых пар, зарегистрировавших свой брак в этот день, а также тысяч граждан, шагавших под аккорды духового оркестра, закончилось на стадионе «Юность». Горожане были в восторге. Праздник прошел на «Ура!». Краевое партийное руководство не сразу восприняло праздник: «нет никаких революционных идей». Однако после повторно проведенного такого праздника в 1975 году. Узрело в нем целесообразность – он пришелся всем по душе. Его идея быстро распространилась по городам нашей, тогда еще необъятной, Родины.

1975 год считается годом рождения этого праздника, позже ставшего «Днем города». Главное в истории этого праздника то, что его родина – наш город Кропоткин!

Более 30 лет прошло со времени первого празднования «Дня города», а он не загас, как сотни других, выдуманных идеологами в парткабинетах и объявленных: «С сего дня этот будет традицией». Жизнь подтвердила, что «Праздник города» нужен людям, он стал желанным и любимым. Его содержание обогащалось и дополнялось народными придумками. Конечно, в этом деле скрипку играет Управление культуры, искусства города. Управление задолго начинает разработку плана праздника и «готовит» его исполнителей. Праздник проходит не один день. Описать его смог бы, по-моему, разве Н. В. Гоголь.

Карнавальное шествие – его надо видеть – неописуемо красиво.

А концерты у ДК, конкурсы, игры, аттракционы! Все заканчивается красочным фейерверком! Надо обязательно побывать на празднике, чтобы увидеть всю его красоту.

Здесь же трудятся работники радиостудии, журналисты что-то записывают в свои блокноты, слепят осветители телестудии. Возвратившись домой, включивши телевизор, детишки ищут в отснятых сюжетах себя: «Мама! Посмотри, вон и я!».

С первых же шагов по Кропоткинской земле ясно, что это город, с которым невозможно расстаться, невозможно не полюбить. Какая-то особенная умиротворённость царит во всём облике: улицы утопают в белой пене цветущих вишен и черешен, крыши домов закрывают ветки яблонь, груш, абрикосов, покрытых розовыми бутонами соцветий. Жужжат рои пчёл и ос, собирающих нектар. Ни толкотни, ни суеты Во всём чувствуется спокойный, устойчивый, размеренный ритм жизни.

Мы очень любим свои город и хотим, чтобы он продолжал расти, цвести. А своё путешествие по городу Кропоткину хочется закончить стихотворением Алексея Хлыстова, выпускника нашей школы.

Город, который мне снится во сне

Ветка сирени цветёт по весне.

Город цветущий, любимый Кропоткин,

С самого детства дорог ты мне.

Словно купаешься в солнечном свете,

Весь утонул ты в лазури садов.

Самый прекрасный на этой планете,

Самый красивый из всех городов.

Как я люблю твои тихие улочки,

В даль что манят нас рядами аллей.

Только лишь небо, прозрачное, чистое

Может быть выше твоих тополей.

Всё ничего, что дымишь ты заводами,

И не беда, что неладно в стране.

Выживет Русь, и проснётся Кропоткин

Город, который мне снится во сне.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png