Городецкий мужской монастырь во имя великомученика Феодора Стратилата (Городецкая епархия)

По мнению церковных историков XIХ века, Городец основан в 1151 году, а Феодоровский монастырь заложен уже в -м. По преданию, Феодоровский монастырь в Городце стал местом монашеского пострига и кончины св. великого князя Александра Невского .

Монастырь трижды подвергался разорению. В году монастырь сожжен отрядом хана Батыя, в – ханским князем Эдигеем.

На рубеже XIV-XV веков в монастыре подвизался инок Прохор , вошедший в историю как Прохор из Городца – подвижник и соратник Андрея Рублева и Феофана Грека. Считается, что старец Прохор являлся учителем Андрея Рублева . В XV веке в обители некоторое время трудился ученик преподобного Сергия Радонежского, преподобный Павел Обнорский , впоследствии основавший на реке Обноре мужской монастырь.

Документально подтвержденная история монастыря началась на рубеже XVII – XVIII веков, когда в более или менее мирных условиях начал возрождаться сам Городец, став крупным торгово-промысловым частновладельческим селом Балахнинского уезда.

В 1804 году в обители был пострижен в мантию преподобный Тимон Надеевский , ученик Серафима Саровского. В течение 14 лет святой Тимон был строителем Городецкого монастыря, являясь наместником обители. В XIX веке в монастыре подвизался известный церковный миссионер и ученый востоковед архимандрит Петр (Каменский) , здесь он скончался и был похоронен.

В монастыре создан православный миссионерский центр. В него входят: музей истории монастыря, научно-исследовательский кабинет музея истории монастыря, экскурсионная служба музея, выставочная галерея, кинозал, библиотека с читальным залом, конференц-зал, учебные аудитории. Есть гостиница для паломников.

Монастырь ведет активную работу с домами престарелых, детскими домами, воинскими частями и образовательными учреждениями Городецкого района и Нижегородской области.

Храмы

  • Феодоровской иконы Божией Матери , кафедральный собор Городецкой епархии

Для Русской православной церкви 2011 год ознаменовался началом реформы епархиального устройства. В рамках ее программы произошло разукрупнение прежних и создание новых епархий, в том числе в Городецкой и Нижегородской областях, объединяющих ряд приходов в прилегающих административных границах.

Исторические сведения о городе

Городец Нижегородской области - древнейший город на волжском берегу. Упоминание о нем в летописях датируется 1172 годом. Он возник как крепость для защиты Владимиро-Суздальского княжества от вторжения иноземцев и долгое время был важным опорным пунктом для его обороны. Несколько раз сжигался врагами, но возрождался и отстраивался снова.

В российской истории Городец известен как последний земной приют Александра Невского. Как гласят церковные предания, он скончался в Федоровском мужском монастыре в 1263 году, приняв перед кончиной монашеский постриг.

Во времена Российской империи в городе проживали как православные христиане, так и старообрядцы различных направлений, поэтому Городец Нижегородской области издавна считался центром старообрядчества. С приходом Советской власти были закрыты все храмы, независимо от вероисповедания, а часть из них полностью разрушена. Восстановление церквей началось в 90-е годы прошлого столетия.

Епархия Городецкая

Епархии - это территориальные области, границы которых определены государственными и церковными законами. Они состоят из совокупности церковных учреждений и общин и являются частью поместной церкви, непосредственно связанной с правительственной властью. Епархии независимы друг от друга в своих внутренних делах. Каждая из них находится под постоянным управлением местного архиерея, имеющего в ее пределах очень большое влияние.

Епархия Городецкая и Ветлужская, образованная в 2012 году постановлением Священного Синода, входит в Нижегородскую Митрополию. В ее состав включены следующие приходы муниципальных районов области:

  • Городецкий.
  • Варнавинский
  • Воскресенский.
  • Ветлужский.
  • Краснобаковский.
  • Сокольский.
  • Коверненский.
  • Тонкинский.
  • Семеновский.
  • Тоншаевский.
  • Шаранский.
  • Уренский.
  • Шахунский.

Епархия Городецкая получила статус самостоятельной структурной единицы РПЦ. Правящим архиереем избран Августин (Анисимов), Епископ Городецкий и Ветлужский. Хиротония за Божественной литургией состоялась в Вербное воскресение 8 апреля 2012 года в Московском Храме Христа Спасителя. Городец Нижегородской области стал кафедральным городом. Вторая кафедра расположена в городе Ветлуге.

Его преосвященство Епископ Августин

Резиденция архиерея Августина находится в Федоровском монастыре, наместником которого он по-прежнему остается. Здесь владыка проводит встречи и заседания, ведет прием посетителей.

Архиерей Августин известен как миссионер и талантливый проповедник, богослов и правовед. Он является идейным вдохновителем и организатором многих проектов, благодаря которым и в России и за рубежом стали широко известны Федоровский монастырь и Городецкая епархия. Служение епископа Августина, его проповеди и душеспасительные беседы всегда привлекают множество людей. На форумы российского уровня в Федоровский монастырь приезжают видные деятели нашей страны и иностранные гости.

Городецкая епархия (Федоровский монастырь)

Большую славу небольшому городу дала епархия Городецкая во главе с епископом Августином и Федоровский мужской монастырь. Историческая судьба этой обители в советские годы незавидна. В 1927 году монастырь закрыли и более двух десятков лет в нем располагались различные учреждения. В конце 40-х годов храмы и вовсе были взорваны, строительный материал использован на хозяйственные нужды. К счастью, сохранилась главная реликвия - Феодоровская икона Божией Матери, которая находится теперь в монастырском музее.

Жизнь монастыря начала возрождаться в 2009 году, когда за 1 год был построен обители. 12 сентября этого же года он был освящён Святейшим Патриархом Кириллом. Первое время в монастыре не было никого, кроме назначенного наместником игумена Августина. Образование Городецкой епархии дало толчок новой жизни. Сейчас, когда в монастыре кипит деятельность, трудно поверить, что несколько лет назад здесь был пустырь.

В настоящее время на территории обители действует православный миссионерский центр с музеем истории монастыря, экскурсионной службой, выставочной галереей, кинозалом, библиотекой, конференц-залом и учебными аудиториями, гостиницей для паломников. Планируется еще много новых проектов. Монастырь продолжает расширять свою деятельность.

Феодоровский монастырь - гордость городчан, и это вполне объяснимо: с ним связаны судьбы нескольких известнейших личностей (среди которых — князь Александр Невский и преподобный Павел Обнорский) и обретение величайшей русской святыни — .

Между тем в истории Феодоровского монастыря Городца остается множество неясных моментов — это касается и ряда исторических событий, и даже первоначального места расположения монастыря. Среди исследователей на сей счет согласия нет, и нам остается полагаться на сохранившиеся предания, во многом, впрочем, совершенно легендарные.

Одно из них повествует о том, что при основании Городца в XII веке за оградой нового поселения стояла часовня с иконой Божией Матери. Когда, по княжьему желанию, собрались перенести образ в построенную соборную церковь, то не смогли его сдвинуть с места, что было расценено как указание Божией Матери на то, что на этом месте следует основать монастырь. Так будто бы было положено начало Феодоровской обители .

Если в этом предании есть какая-то правда, то нужно считать, что первоначальный городецкий Феодоровский монастырь стоял где-то поблизости от Княжьей горы, а не на том месте, где находится сейчас, и уж во всяком случае не на месте старообрядческой Успенской часовни, как утверждают староверы.

Обретенная икона Божией Матери, тогда еще не получившая название Феодоровской, стала главной святыней образованной обители. Пребывала она в ней до середины XIII века, после чего оказалась в Костроме. По поводу этого «путешествия» существуют две версии.

  1. В 1238 году, когда Городец был разорен татарами, икона исчезла и через некоторое время явилась младшему брату Александра Невского Василию Ярославичу. Произошло это близ Костромы, где князь Василий имел обыкновение охотиться. Интересно, что накануне явления иконы, в день Успения Пресвятой Богородицы, многие костромичи видели на улицах города воина, несшего в руках образ Божией Матери. В воине этом узнали — по его изображению в костромском соборе — великомученика Феодора Стратилата.
  2. Вторая версия связана со знаковым для Феодоровского монастыря событием — кончиной в нем возвращавшегося из Золотой Орды князя Александра Невского, последовавшей в 1263 году. Согласно этой версии, после гибели князя Юрия в битве с татарами на реке Сити (4 марта 1238 года) его младший брат Ярослав Всеволодович благословил Феодоровской иконой своего сына, Александра Ярославича, на брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. С тех пор Феодоровская икона повсюду была с Александром Невским, являясь его моленным образом. По кончине князя в Городце ее взял — на молитвенную память о старшем брате — князь Василий Ярославич, княживший в Костроме.

Как бы то ни было, в Костроме чудотворный образ поместили в Феодоровский собор, после чего икона и стала называться Феодоровской. Городчане же, посетив Кострому, привезли в монастырь (с тех пор — тоже Феодоровский) точный список с нее, тоже прославившийся чудотворениями. Список с этого списка, выполненный в середине XIX века, ныне хранится в Городецком краеведческом музее.

Окончательно разоренный в 1408 году ханом Едигеем Феодоровский монастырь пребывал в запустении до конца XVII века. К тому времени сам Городец окончательно встал на ноги, в нем снова завелись ремесла и богатые селяне, что явилось причиной возобновления обители в 1700 году — уже на нынешнем месте (тогда здесь было «старое» кладбище с часовней, в которой, по преданию, сохранялся чудотворный список Феодоровской иконы Божией Матери).

На протяжении следующих двух веков обитель отстраивалась и хорошела. Уже в 1708 году было получено разрешение на строительство каменного соборного храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

В 1719 году Феодоровский собор упоминается как отстроенный и освященный («об одной главе»). В 1765 году монастырь сильно пострадал от пожара — все его деревянные постройки оказались уничтожены, каменный собор требовалось восстанавливать. Освятили его после масштабного ремонта (именно тогда появились боковые главки) в 1767 году.

В 1798 году была освящена теплая каменная церковь во имя — при этом считалось, что ее алтарь находится на месте кельи, в которой принял схиму и скончался невский герой. Забегая вперед, скажем, что этот храм, исполненный в стилистике классицизма, к 1870-м годам окончательно устарел как физически, так и стилистически и был заменен новым Александро-Невским храмом, построенным по проекту известного архитектора Л. В. Даля (приходившегося сыном автору знаменитого словаря русского языка) и освященным в 1882 году.

К тому времени в Феодоровском монастыре Городца, помимо двух названных храмов, имелась еще одна церковь — во имя , устроенная в нижнем ярусе колокольни в 1835 году. В начале XX века появилась и четвертая — Пантелеимоновская, в новопостроенном восточном братском корпусе. Примерно тогда же над монастырем взметнулась пятиярусная колокольня-«свеча» высотой около 60 метров. Вкупе с четырьмя братскими корпусами, монастырским училищем, больницей и хозяйственными постройками, после этого монастырский ансамбль обрел завершенность. Отметим, что у него было два подворья — в Нижнем Новгороде и Царском Селе.

Никто тогда не мог провидеть страшной будущности прославленной и процветающей обители. В 1927 году большевики закрыли ее. Действующим в ней до 1934 года оставался только теплый Александро - Невский собор. Феодоровский собор стал электростанцией, колокольню превратили в водонапорную башню, помещения заняла колхозная школа. В 1934 году все постройки бывшего монастыря перешли в ведение НКВД, а чуть позже началось варварское его уничтожение — как «не представляющего культурной ценности». Были разрушены все храмы и колокольня обители.

С 2008 года Феодоровский монастырь восстанавливается. Возрожден в прежних формах и на прежнем месте Феодоровский собор, теперь дело — за Александро-Невским храмом.

Родился 14 января 1945 г. в Москве, крещен в младенчестве. Отец, Анисимов Иван Ильич, принадлежал к священническому роду, происходившему из Орловской губернии.

По окончании школы проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил.

В 1977 г. окончил Московский Всесоюзный юридический институт по специальности правоведение. Работал консультантом в Инюрколлегии, инструктором в Московском обкоме профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений; инспектором-искуствоведом в Художественном фонде РСФСР; заместителем начальника Управления механизации треста «Мострансстрой». Был женат.

В 1987 г. принят в службу эконома Свято-Троицкой Сергиевой лавры, принимал участие в подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси.

В 1990 г. в г. Иваново архиепископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Амвросием рукоположен во диакона (22 мая) и во пресвитера (2 августа).

С апреля 1993 г. по май 2007 г. служил в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново. Преподавал в Ивановско-Вознесенской духовной семинарии догматическое богословие, церковное право, основное богословие, апологетику и миссиологию, а также основное богословие в Ивановском православном богословском института.

5 сентября 1993 г. архиепископом Иваново-Вознесенским Амвросием пострижен в монашество с именем Августин в честь блаженного Августина, еп. Иппонийского.

В 1995 г. возведен в сан игумена.

В 2001 году окончил Московскую духовную семинарию.

Занимался миссионерской деятельностью в Иваново-Вознесенской епархии и за ее пределами. В своей деятельности делал акцент на возрождение православного образа жизни через общинную жизнь приходов и коллективов. На конкурсе миссионерских проектов в рамках XV Рождественских образовательных чтений Синодальным миссионерским отделом была отмечена дипломом программа «Православная община как миссия для введения православного образа жизни в России».

В 1995-2002 гг. преподавал предмет «Миссиология» на Курсах катехизаторов Братства Александра Невского в г. Нижний Новгород. В 1995 г. по приглашению правительства и Лютеранской Церкви Нижней Саксонии (Германия) находился в официальной командировке в г. Ганновер с целью изучения системы образования и взаимодействия Церкви и государства в социальной сфере. В 1996 г. выступал в Государственной Думе РФ на парламентских слушаниях по теме «Образование и национальная безопасность России». В 2001 г. по просьбе главы г. Иваново читал курс лекций «Православный образ жизни. Основы Православия» для аппарата городской администрации г. Иваново. Преподавал в Ивановском государственном университете, в частности читал авторский курс «Феноменология религии» на историческом факультете. В 2007-2008 гг. преподавал в Ивановском институте повышения квалификации учителей для подготовки их к ведению курса «Основы православной культуры». В течение 8 лет был председателем оргкомитета по проведению праздников «Рождественский подарок» и «Светлый праздник», целью которых было привлечение учащейся молодежи музыкальных и художественных школ и училищ, общеобразовательных школ к православным ценностям. Принимал участие в VI кинофестивале «Золотой витязь» в качестве члена жюри.

В 2002 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II включен в состав рабочей группы Общественно-политического экспертного совета по разработке Образовательной концепции Русской Православной Церкви.

В мае 2006 г. по приглашению дирекции Российского центра науки и культуры г. Варшавы участвовал в церемонии открытия Года русской культуры в Польше в г. Лодзь.

В 2007 г. вошел в состав комиссии по канонизации Иваново-Вознесенской епархии. В 2008 г. по приглашению председателя Синодального миссионерского отдела архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна участвовал в рабочем семинаре по разработке концепции учебного пособия и методологии преподавания предмета «Миссиология».

Указом епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа от 15 октября 2008 г. почислен за штат с правом перехода в Нижегородскую епархию. В декабре 2008 г. назначен строителем восстанавливаемого Феодоровского мужского монастыря.

Определением Священного Синода от 27 мая 2009 г. (журнал № 45) назначен наместником Феодоровского мужского монастыря в г. Городец Нижегородской области.

Являлся духовником Свято-Елизаветинского отделения сестер милосердия Нижегородского медицинского колледжа; духовным попечителем, лектором-консультантом кафедры международно-политических коммуникаций факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Действительный член Императорского Православного Палестинского Общества.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png