Воскресенский собор

Есть на донской земле такие места, где история прошлых веков, отразившись в прекрасных памятниках, творениях ума и рук талантливых русских людей, предстает перед нами. Такова станица Старочеркасская. Некогда она называлась городом Черкасском и была столицей вольного донского казачества. Свое название город получил от казаков-запорожцев - черкас, основавших Черкасск примерно в 1570 году.

Окрестности Старочеркасска богаты историей: Аннинская крепость, Монастырское урочище - памятники славного прошлого донского казачества. Расположены они недалеко от Старочеркасской.

Станица Старочеркасская имеет развитую туристическую инфраструктуру.

У улиц и памятников бывшей казачьей столицы есть весьма примечательная особенность: они ведут не только от дома к дому, от памятника к памятнику, но и от века к веку, от эпохи к эпохе, каждая из которых рождала героев, ставших гордостью истории нашей Родины. Здесь чуть ли не физически ощущаешь давно ушедшие времена и события, будто бы касаешься плечом людей, живших давным-давно, и слышишь их голоса.

Смелые и свободолюбивые люди основали Черкасск, защищали его в многочисленных схватках с турками и татарами, а затем перенесли сюда казачью столицу. Это произошло в 1644 году. С тех пор прошли столетия, но не забыта история донского казачества. Она навечно запечатлена в камне, легендах, песнях прошлого, в памяти живущих поколений.

Стояла маленькая часовенка на майдане, а вокруг нее лепились землянки да деревянные куреня. Через весь городок тянулся мост, потому что весной и летом выходил Дон из берегов и приходилось добираться от одного куреня к другому либо по бревнам, перекинутым через улицу, либо на лодках. Приехали сюда генуэзские купцы, окрестили городок - «донской Венецией». В станице и сейчас все дома на сваях.

В Старочеркасской едва ли не каждый камень - живая история донского казачества. На главной площади - майдане - можно увидеть старинные пушки, отбитые под Азовом у турок в 17в., коромысло азовских городских весом в 50 пудов.

На заповедной территории станины Старочеркасской расположено около 150 памятников истории и культуры XVIII - начала XX веков. И первым среди этих памятников является войсковой Воскресенский собор , построенный на болотистом черкасском майдане. Он был заложен по инициативе Петра I и при его личном участии.


Иконостас. Воскресенский собор

Царь Петр I заложил в алтарную часть собора несколько кирпичей. Туристов буквально потрясает прекрасный иконостас со 125 иконами середины 18 столетия, выполненный из дерева. Хоры собора расписаны на сюжеты Евангелия и Библии. А рядом с собором взметнулась ввысь шатровая башня-колокольня, в подвале которой раньше была тюрьма и хранился войсковой архив.

Многое помнят старинные камни Черкасского собора. Помнят, как в июне 1820 года приехал сюда А.С. Пушкин. Его интересовала история донских казаков. Помнят камни старого собора и других знаменитых гостей города: А.В. Суворова, В.И. Сурикова, Е. Пугачева, Н.Ф. Погодина, В.М. Шукшина.

История Воскресенского собора неразрывно связана с именем атамана голытьбы Степана Разина. Он родился в Черкасске. Здесь до сих пор сохраняется мощная металлическая цепь, которой, по преданию, был прикован Степан Разин, дожидаясь отправки в Москву на казнь. Цепь специально была выставлена в галерее собора, чтобы устрашить вольнолюбивое казачество, заставить отказаться от попыток свергнуть царизм.

Но дух Разина продолжал витать над вольным Доном. Вновь зашумел черкасский майдан, слушая своего атамана Кондратия Булавина, принимавшего в свои ряды всех, кто минуту воли ценил выше года неволи.

В Старочеркасске до сих пор сохранился дом, где погиб предводитель Крестьянской войны 1707-1709 гг. Кондрат Булавин . Несколько раз бывал в Черкасске Емельян Пугачев. Здесь же, по всей вероятности, похоронена его мать Анна Михайловна, умершая в черкасской тюрьме.

Начало XIX века ознаменовалось в Черкасске жестокой расправой над братьями Грузиновыми и их сторонниками. Евграф и Петр Грузиновы - передовые донские дворяне - за четверть века до декабристов в своих проектах общественно-политического переустройства России намечали свершить то, что потом пытались сделать декабристы.

Привлекает внимание туристов старинный дом с решетками на окнах и чугунными металлическими дверями - это здание принадлежало торговым казакам Жученковым. И небольшое здание кухни: разместили разнообразные тематические выставки, которые доставят туристам немало приятных минут.

Любознательный турист, посетивший станицу, непременно забредет на Ратное урочище . Здесь, возвышаясь своим великолепием, предстанет перед ним Преображенская (Ратная) церковь. Отсюда в далекие времена уходила казачья вольница в походы против недругов земли русской. Нападая на турок и татар, казаки тем самым защищали южные рубежи Русского государства. Ныне тихо на Ратном урочище, покойно на старинном кладбище. Только знатоки истории могут сказать, где похоронены Платовы, Орловы. Здесь нашли свое последнее упокоение атаманы XVII-XVIII веков, многие Иловайские герои Отечественной войны 1812 года.


Все эти объекты объединяет в себе Старочеркасский историко-архитектурный музей заповедник, который принимает у себя более ста тысяч туристов в год.

А если вы попадете в Старочеркасск на фольклорный праздник, который проводится один раз в месяц в летний период, ваши ноги сами пустятся в пляс под задорные переливы баяна, а домой вы обязательно увезете какой-либо сувенир, купленный здесь же на ярмарке народных ремесел.

В одном из исторических зданий станицы Старочеркасской - доме Булавина - расположен Информационно-культурный центр по развитию туризма. В результате его создания туристы и гости, посещающие станицу Старочеркасскую, могут получить подробную информацию о туристских достопримечательностях донского края, Аксайского района и станицы Старочеркасской. Также Центр имеет возможность оказывать содействие в размещении посетителей станицы, организовывать фольклорные праздники, заниматься маркетингом, организовывать специальные мероприятия, способствующие стимулировать местных жителей заниматься бизнесом, связанным с туризмом, устанавливать партнерские связи с Европейскими туристскими центрами.

На территории станицы Старочеркасской находится также Спортивно-оздоровительный комплекс «Гольф&Кантри-клуб «Дон»», в котором также функционирует Детская школа гольфа.


Ресторан «Старый город»


Нынешняя станица Старочеркасская знала и более достойные для себя времена. Когда-то она была столицей Донского казачества - Черкасском. Потом, после перенесения столицы Войска Донского, Старочеркасском, а теперь и вовсе исключена из состава городов России. В последние десятилетия интерес к казачеству значительно вырос. Как со стороны руководства страны (постановления по казачеству сменяются указами, те уступают место концепциям...), так и со стороны рядовых граждан, которых пока, к сожалению, в стране большинство. То там, то здесь можно с интересом наблюдать человека в яркой военной форме с лампасами на брюках. Брюки с лампасами, в нашей стране, всегда вызывали уважение (что не переносилось автоматически на их хозяев), потому что подобное украшение мог себе позволить только офицер, относившийся к командному составу Вооружённых Сил. Для того, чтобы лучше и полнее понять, что такое казачество, самое правильное съездить в место его зарождения и расцвета, т.к. увиденное своими глазами, всё-таки, объективней, чем фильмы по данной теме и даже телевизионные репортажи.
Путь в Старочеркасск и раньше и теперь лежит через город Аксай, название которого многие наши граждане вполне самостоятельно переведут, как Белая вода. Построен Аксай прямо на берегу Дона.

Один из первых же увиденных в городе домов (ж\д станция находится в старом городе. Новый же вполне современен и расположился чуть дальше) заставил вспомнить кума Тыкву из сказки про Чиполлино. Дом которого был крохотным настолько, что у хозяина, находившегося в своём жилище, ноги торчали наружу.

Некоторые события из жизни Аксая отражены в его памятниках.
Герои Великой Отечественной. Рядом с этой аллеей мемориал в честь всех погибших и пропавших на войне жителей города.

Здесь были жестокие бои за переправу через Дон.

Не забыты чернобыльцы.

О том, что это земля казаков, напоминает и флаг над небольшим домом.

Судя по расписанию работы, штаты казачьей структуры немалые. Видимо, малым количеством народу такое дело, как возрождение казачества, не потянуть.

Главный туристический объект в городе, вне всякого сомнения, музей "Почтовая станция".

"...Здесь некогда бывал и я..." Изменим чуток пушкинскую строку. (Без позволения, рассчитывая на известное великодушие Поэта...).

Похоже на рыбацкую турбазу в глубине Карельского перешейка.

Образцы транспортных средств.
Летний вариант.

И зимний. Сейчас же мы меняем только резину...

Рядом церковь. Но её почти не видно из-за деревьев.

Есть ещё один музей. Таможня минувших дней. Расположена она очень неудобно. Не смогли, в своё время, заглянуть в будущее, чтобы правильней определиться с местом. Навряд ли найдутся любопытные туристы, которые будут её разыскивать (ещё и мало, кто о ней из местных знает). Наверное, самое правильное, это перенести её в центр города, чтобы сделать доступной. В конце концов, указывать, что она когда-то стояла в другом месте можно. Но не обязательно. Пока же девушка, заведующая нынче таможней, была сильно удивлена, когда увидела посетителя.

Тем более, что интересной архитектуры в городе немного. Такие дома, как у местного оценщика редкость.

Зато есть Дом счастья.

Ещё одна аксайская церковь. Видно, что практичные хозяйственники советской эпохи приделали к ней какой-то цех. Строили социализм с Божьей помощью...

Первое, что встречает гостя Старочеркасской, это Ратное кладбище. На нём похоронены многие известные жители Черкасска. У кладбища находится Преображенский собор. От него начинались все военные походы казаков

Старочеркасская невелика. Всего две улицы, одна из которых переулок. Дома, преимущественно, обычные для поселений такого типа.

Состояние части из них тоже привычно.

Есть свои развалины. Что тут было раньше никто ответить не может.

Крепкие хозяева, которые всегда были на Дону, есть и сейчас. Хотя это могут быть просто дачи обеспеченных граждан из Ростова-на-Дону.

Из признаков цивилизации телефон.

Отделение Сбербанка. Работает всего три дня в неделю. Да и того много, т.к. потенциальных клиентов не видно вообще.

И гостиница. Почему-то практически на всех сайтах о Старочеркасской указано, что в станице переночевать негде.

Церковь Петра и Павла. В ней крестили будущего атамана Матвея Платова.

Дом Кондратия Булавина, руководителя одного из казацких восстаний против центрального правительства. Выражение "хватил Кондратий (кондрашка)" о нём. Говорят, что лют был атаман. Некоторые источники гласят о том, что в этом доме он и застрелился, чтобы не сдаться в плен. Теперь здесь проходят выставки.

Есть в станице библиотека. Она расположена в этом здании.

На небольшой площади, по всей видимости, бывшей торговой, установлены деревянные скульптуры жителей старого Черкасска.

За спиной казачки рынок. Сегодня он абсолютно пуст.

Памятник погибшим в Великую Отечественную.

Печать Войска Донского - напоминание о былом величии.

Почти во всей станице свет днём не выключали. Видимо, на такие мелочи казаки внимания не обращают.

Величественно выглядит Воскресенский войсковой собор. Площадь перед ним является свидетельницей многих важных и драматичных событий того времени.

Рядом памятник самому знаменитому уроженцу станицы - атаману Матвею Платову.

И трофеи, привезённые из военных походов.

Створки крепостных ворот. И коромысло торговых весов.

Самый интересный музей Старочеркасска - Атаманское подворье.

Конечно, в нём Атаманский дворец.

Фрагмент укреплений.

Чем же славен Дон? Край Донской славен поэтическими преданиями, песнями, яркостью и самобытностью традиций и обрядов, пронесенных через столетия. Это земля сильных, гордых и в то же время очень добрых и открытых людей, которые работают от зари до зари, желая сделать родной край ещё краше.

В Ростовской области много исторических памятников и культурных центров. Они являются достопримечательностями нашего края. Одна из них станица Старочеркасская, бывший город Черкасск, столица донских казаков. Трудно найти на Дону ещё такой заповедный уголок, где дышится стариной, где все так живо напоминает историческое прошлое. Старый город привлекал путешественников именно этим ароматом старины, кривыми улицами и переулками, казачьими куренями.

8 июня 1820г. станицу посетил А. С. Пушкин и генерал Н. Н. Раевский, который в письме к дочери писал: «Сей разжалованный город в станицу ещё более обыкновенного залит водой. В нем осталось домов 700, в том числе несколько старых фамилий чиновников Словом, Старый Черкасск останется вечно монументом: как для русских, так и иностранных путешественников».

Как столица земли области войска донского «старый город» прекратил своё существование 9 мая 1806г. в этот день атаман М. И. Платов по весеннему половодью совершил переезд войсковой канцелярии в Новый Черкасск, который строился на голой аксайской возвышенности. Такое решение было принято из-за ряда обстоятельств.

К началу 19-го столетия, когда Россия укрепилась на берегах Приазовья и Причерноморья, Черкасск потерял свое былое военно-стратегическое значение. Потому что ежегодно город подвергался разрушительному наводнению, которое на несколько месяцев превращало его в плавучую станицу, названную иностранными путешественниками «донской Венецией». В 1801г. итальянский инженер Антонио Людвиг де Романо разработал проект защиты города от наводнений, но он не был принят, т. к. требовал больших затрат: город нужно было перестраивать на искусственно возведённой насыпи.

Правительство России давно хотело упразднить казачье самоуправление. И используя предлог о переносе столицы на другое место, надеялось осуществить свой замысел. Ведь Черкасск на протяжении 17-18 столетий был очагом антифеодальных движений. Всё это в совокупности и решило судьбу Черкасска.

С 1970 года столица Старочеркасская превращена в историко-архитектурный музей-заповедник. Станица ожила. Отреставрированы церкви и здания. В летнее время огромное количество туристов посещают станицу.

Возникновение Черкасска относится к концу 16-го столетия. Первое упоминание о городе встречается в летописях времён царствования Ивана Грозного: «Пришли из-за Днепра черкасцы на Дон с князем Вишневецким и, там поселившись, город Черкасской построили». Постепенно непрерывно пополняли население Дона беженцы с Украины, великорусские крестьяне. Этим объясняется нерушимый союз Донских казаков и Украины с запорожцами.

Остров, выбранный для поселения, защищенный со всех сторон водой, был надежным пристанищем для казаков. В самом начале город состоял из узеньких улиц и теснящихся куреней и землянок. Единственным украшением была часовня, да башня – каланча, на которую казаки несли сторожевую службу.

В деревянном городе часто случались пожары, но он отстраивался снова.

Турки совершали частые набеги, уничтожали всё до основания. В 1643г. разорили Манычский и Черкасский городки, сожгли городок на Монастырском Яру. Позже турки, татары, нагайцы безуспешно пытались овладеть городом.

В источниках 18-го века говорится, что город «Черкасский изрядно построен и укреплен по-старинному устрою, с раскатами и башнями». Крепость расположилась на острове, образуемым Доном, Танькинским ериком и Протоком, отделяющим её от степной равнины. На валу стояли стены с двойным рядом дубовых Полисадов, набитых внутри землёй. Крепость дополняли деревянные башни и ров, заполненный водой.

Внутри город – крепость, разделяется: Черкасская, Прибылянская, Дурновская и др. Названия селений произошло от куреней или станиц, из которых образовалось казачье войско. А. Ригельманом составлен план, где кроме стен Черкасск снаружи был укреплён дополнительно одним большим – Даниловским раскатом и десятью меньшими.

Черкасская крепость в 17-18 веках представляла собой грозное сооружение, свидетельствующее о том, что казаки прочно обосновались на этом месте, и не собираются его оставлять.

Крепостные укрепления и валы теперь исчезли, а на их местах установлены памятные обелиски с чугунными пушками. На нашем пути в станицу встретится первым Ивановский раскат.

Внимание гостей обязательно привлекут плетни, деревянные курени, сохранившие до наших дней старинную планировку. Резные наличники, угловые пилястры и ставни, выделенные белой краской, придают им живописный и нарядный вид.

Курени появились на Дону во второй половине 17-го века, когда жизнь казаков приобрела более оседлый характер. Раньше они обитали в наскоро сделанных землянках, которые в случае опасности оставляли и уходили. В жизни казака мир был временным, тревога была спутницей казака. «Содержа долговременный мир, мы остаемся и босы и голодны» - писали они царю, но тем не менее удобные жилища были по достоинству оценены. Курени строили на высоких сваях, которые предохраняли жилые комнаты от подтопления. В комнаты поднимались по лестнице на «галдарею» так называли закрытый со всех сторон балкон. Нижний этаж (омшаник) использовался в качестве подсобных помещений для хранения различного хозяйственного инвентаря. Де Романо писал: «Все без исключения деревянные дома имеют галерею по фасаду и ещё с одной стороны: на них спят летом. Эти наружные галереи – готовые костры во время пожаров: улицы так узки, что с противоположных галерей можно пожимать друг другу руки». Поэтому пожары выжигали город дотла. Дошедшие до наших дней курени относятся ко второй половине 19-го века. Они были богато украшены широкой, ажурной резьбой.

Широкая, ажурной резьбы доска, которую прибивали к карнизу над напуском четырехскатной крыши, придают особую выразительность фасадной части куреня.

Жилища казаков прошли длительный путь развития – от мазанок до многокомнатного дома, который делился на прихожую и горницу, к которым примыкают сени, чулан и «галдарея».

Курени встречаются и сейчас в Старочеркасске, они составляют архитектурный фон города. Правда, уже покосившиеся, многие потеряли своё резное убранство, но тем не менее несут память о прошлом.

Возможно, поэтому в Старочеркасске сохранилась традиция проведения фольклорных праздников, которые проходят летом, каждое третье воскресенье месяца.

В нашей семье стало доброй традицией раз в год посещать станицу Старочеркасскую, во время таких празднеств. Самой яркой и запоминающейся была поездка 20 августа 2005 года, когда я побывала на 355-летии станицы.

На берегу Дона, у пристани, был устроен праздник. Только приглашенных гостей было около 20 тысяч. Сюда съехались фольклорные ансамбли с разных республик, городов, станиц и хуторов, с Кубани, Запорожья, Оренбурга и т. д. Приехали из разных мест Ростовской области народные умельцы для того, чтобы показать, что создано их руками. Здесь и резьба по дереву, изделия из бисера, украшения, плетёная мебель, иконы, картины, барельефы и статуэтки. И когда смотришь на них, невольно возникает чувство гордости за своих земляков, что в такое трудное время создают настоящие шедевры. Пройти мимо, не купив чего-либо, не возможно. Я тоже на память приобрела несколько сувениров.

Концертная программа началась с 10 часов утра и длилась до полуночи. Артисты художественной самодеятельности показали сцены из жизни и быта казаков: проводы солдата на службу, свадьба и т. д. Поздравить Старочеркассцев приехали народные ансамбли «Иван Купала» и «Русская песня». Выступление Надежды Бабкиной вызвало шквал аплодисментов. Заместитель атамана войска донского преподнёс в дар артистке икону «Божья Матерь».

Казаки катали желающих на лошадях. В небо взмывались красочные воздушные змей и шары. Я была свидетелем, как запускали огромный воздушный шар.

Праздник закончился фейерверком.

Я, конечно же, побывала и в Войсковом Воскресенском соборе. На меня произвело огромное впечатление украшение собора: особенно грациозный барочный пятиярусный иконостас, где старинные иконы обвиты красивой резьбой в виде виноградной лозы и гроздьев, покрытый позолотой. Он кажется драгоценным кружевом на чистом фоне побелённых стен. На хорах изображено 35 фрагментов из Ветхого и Нового заветов, и под каждой картиной пояснительная подпись, как в композиции изгнания Адама и Евы из рая:

« И грозного божьего гласа встрепеташа,

И, скрышася, грех бо свой познаша».

До сих пор поражает собор своим величием и красотой. Находясь у таких памятников, поэты слагают стихи:

Как песня храм струится в высоту,

Он рвется ввысь, торжественен и строен,

Певучей силой камень окрылен –

Для бога он иль не для бога строен,

Но человеком был воздвигнут он,

И нет в нем лицемерного смиренья,

Безвестный зодчий, дерзостен и смел,

Сам стал творцом и окрылил каменья

И гордость в них свою запечатлел.

И ты стоишь на каменном пороге,

И за людей душа твоя горда –

Приходят боги и уходят боги,

Но человек бессмертен навсегда.

При входе в собор поразила достопримечательность: кандалы Степана Разина, в которые он будто бы был закован в древнем деревянном соборе перед отправкой в Москву. Позже эти кандалы и цепи были выставлены в назидание мятежному и вольному казачеству. Не далеко от цепей в стене замурована плита, за которой находится прах войскового атамана Корнила Яковлева. Рядом с собором стоит двухъярусная колокольня, построенная в 1725 – 1730 годах. Это единственная шатровая колокольня 18-го века на юге России (её высота 45,8 м). С верхней площадки колокольни открывается чудесный вид на станицу, на реку Дон.

На соборной площадке – майдане выставлены азовские пушки, створки крепостных ворот, коромысло и стрелка торговых весов – символы покорения Азова и овладения казаками торговыми путями и устьем Дона. Здесь, в Черкасске, 31 августа 1696 года впервые в истории России произведен фейерверк в честь победы русского оружия под Азовом. Да, трусов на Дону не терпели! Храбрость признавалась высочайшей добродетелью. Об этом так говорят казачьи пословицы и поговорки: «Казак скорее умрет, чем с родной земли сойдет», «Казачья смелость порушит любую крепость», «И один в поле воин, если он по-казачьи скроен», «Лучше голову сложить, да казачьей чести не уронить». Здесь же в 1670 году Степан Разин призывал голытьбу идти на Москву. На майдане, на войсковом кругу, 9 мая 1708 года, был избран войсковой атаман Кондратий Булавин и через время тут же, на площади, был казнен.

Достопримечательностью Старочеркасска является архитектурный комплекс 18 – 19 веков, подворье войсковых атаманов Ефремовых, который был обнесен каменной стеной. Первой постройкой был дворец, напротив возведена домовая церковь. После реставрации там была размещена одна из выставок Старочеркасского историко-архитектурного музея – заповедника. Затем был построен двухэтажный каменный корпус, где ныне существует Монастырская гостиница. В Старочеркасске есть действующий монастырь, на территории которого расположена выставка «Старый город Черкасск 16 – 20 века», рассказывающая об истории донского казачества и его столицы – Черкасск. Войти на территорию монастыря можно через святые ворота, единственные по своей архитектуре.

Я обошла все здания музея – заповедника. Увидела много интересного: войсковые регалии, оружие, одежду казаков – некрасовцев, рыбачьи снасти. В музее сохранены предметы, входившие в убранство дома зажиточного казака и старинной казачьей кухни.

Торговая площадь украшена декоративными указателями.

Рассказывая о Черкасской старине, хотелось бы вспомнить и о том, что Черкасск – родина многих военных деятелей Дона, принимавших активное участие в войнах России: Краснощекова И. М. , Фролова В. Ф. , Денисова А. и М. И. Платова.

Атаманы на битву за волю

Поднимали донских казаков

И земля под копытом стонала,

Содрогалась от топота степь.

Казаки, неуемно мятежные,

Бились храбро за волю и честь.

Вокруг Преображенской церкви сохранилось старинное кладбище. На нем похоронены некоторые атаманы 17 – 19 веков: атаман Данила Ефремов, атаман Орлов (участник штурма Измаила), атаман И. М. Краснощеков (участник войны со шведами). Здесь покоятся многие генералы и офицеры – участники Отечественной войны 1812 года. Обещали на этом кладбище создать мемориальный комплекс славы русского оружия.

На Дону мои корни,

Моих предков святая земля.

Своей жизнью они отстояли

От врагов край родной для меня.

Без истории нет будущего. Один из философов писал: «Седая древность при всех обстоятельствах останется необычайно интересной эпохой для будущих поколений, ибо она является основой позднейшего прогресса». Станица Старочеркасская и её окрестности изобилуют памятниками и памятными местами. На юге России нет другого такого места, где бы в таком количестве были предоставлены памятники, созданные умелыми руками многих поколений.

Покидая станицу Старочеркасскую, мы ещё долго будем любоваться красотами окрестного пейзажа, маяками её церквей на фоне равнинного степного пейзажа. И испытывается гордость за донских казаков, которые жили много лет назад и благодарность тем, кто сберег все памятники для нас, молодого поколения.

Я – казак. Сыновьям завещаю

Край донской наш беречь и любить.

Коль с врагами придется сразиться,

Заключение

Без знания прошлого своей родины нельзя ни понять, ни оценить по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее.

Казаки по–сыновьи бережно относились к природе родного края, называя степь – Матушкой, а Дон – Батюшкой, хранили народные традиции. Они понимали, что это их жизнь, будущее их детей и внуков.

Бережное отношение к истории нашего края, её традициям – святой долг каждого из нас. И воспевать свою землю, как это делали наши деды и отцы:

«Родимый край как ласка матери, как нежный зов её над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов Тебя люблю, родимый край И тихих вод твоих осоку, и серебро песчаных кос, плач чибиса в куге зеленой, песнь хороводов на заре и в праздник шум станичного майдана, и старый милый Дон – не променяю ни на что»

Черкасск, некогда бывшей столицей Войска Донского, ныне представляет собой лишь небольшую (по меркам Дона и Кубани) станицу Старочеркасскую в 20км от Ростова-на-Дону. С тех пор как в 1805 году столица казачества была перенесена в Новочеркасск, Старочеркасская почти не изменилась (то есть изменилась, конечно, но сравнительно с большинством русских городов изменения эти очень невелики), и ныне представляет собой скорее музей под открытым небом, чем населенный пункт. И все же, говоря языком туристических путеводителей, это "подлинная жемчужина Русского Юга", полноценная столица бывшего государства, по силе своего впечатления сопоставимая с лучшими малыми городами Русского Севера.

Область Войска Донского - так называлась исторически территория в нижнем бассейне Дона, где как минимум с середины 16 века жили казаки. О происхождении этого, пожалуй, самого необычного русского субэтноса единого мнения нет до сих пор: с одной стороны, казаками называли тех, кто бежал в Дикое Поле от крепостного гнета (первое упоминание казаков относится к 1444 году, и связано с Рязанской землей!), с другой, в Золотой Орде существовала Сарско-Подонская православная епархия, что косвенно указывает на то, что в низовьях Дона уже при Орде жили православные, то есть русские люди. Видимо, донское казачество сложилось из разных групп населения, и примерно с середины 17 века Войско Донское уже представляло собой полноценное государство - даже Россия вела с казаками такие же отношения, как с независимой страной до 1717 года. В период расцвета казачьей вольницы - с 1636 по 1805 год столицей Войска Донского был Черкасск, ныне известный как станица Старочеркасская, пока атаман Платов не начал строительство Новочеркасска. Старочеркасск же превратился в, фактически, музей под открытым небом - казаки умели беречь память предков уже 200 лет назад.

Добираются в Старочеркасск из Ростова-на-Дону на маршрутке или "Метеоре". О последнем сказать ничего не могу, так как был в Ростове уже поздней осенью, по окончании навигации. А вот маршрутки ходят от площади Льва Толстого каждые 2 часа (в 7, 9, 11 и т.д.), и идут до Старочеркасска примерно час (полчаса петляя по Ростову и Аксаю). Найти остановку этих маршруток не просто - надо достичь площади Карла Маркса (автобус №3 от вокзала), и перейти на противоположную сторону обширного рынка - запущенная улица между стройкой и домом с лозунгом на крыше и есть площадь Льва Толстого. А вот у аборигенов спрашивать, как уехать в Старочеркасск, бесполезно - большинство ростовчан путают Старочеркасск с Новочеркасском и отправляют на пригородный автовокзал.

Для Ростова Старочеркасск - это как для Питера Петергоф или для Москвы Суздаль, поэтому станица почти целиком превращена в музей-заповедник. Но Старочеркасск - это тот редкий случай, когда туристический статус не опошляет, а облагораживает населенный пункт. Кроме того, Старочеркасская - наверное, единственный населенный пункт Кавказского региона (не считая курортов Краснодарского края), где на человека с фотоаппаратом реагируют адекватно, а не подозревают в терроризме или соглядатайстве.

Туристов тут много, даже иностранцев - ведь казаки, благодаря Толстому и Шолохову стали одним из самых известных на Западе русских "бреднов" - там многие даже думают, что казаки - это степные кочевники, бывшие предками русских. Вот и приезжают разного рода буржуи посмотреть на эти якобы "истоки России". На фотграфии выше, скажем, в углу видна компания японцев.

Сойдя с маршрутки, сразу видишь основные вертикали черкасских храмов и колоколен. И естественно, сразу идешь в ту сторону, где расположен самый крупный Воскресенский Войсковый собор - это центр Старочеркасска. Первым по дороге встречается дом Жученковых - богатый курень, почти особняк середины 18 века.

"Бывших столиц", помимо Черкасска, в России сохранилось не мало - но Атаманово подворье, кажется, является единственной резиденцией не российского правителя, сохранившейся в России до наших дней. То есть нынешние постройки Атаманова подворья относятся к середине 18 века, когда Войско Донское уже стало частью России - и все же куда больше оно похоже на резиденцию правителя независимого государства, чем на губернаторский дворец.

Здесь есть очень красивая (и к тому же действующая) Домовая церковь, по архитектуре немного отличая от русских церквей 18 века:

Дворец Атамана в стиле классицизма:

Так называемая Атаманская кухня:

И кирпичное музейное здание:

Постройки Атаманова подворья ныне заняты музеем: во дворце основная часть краеведческих экспозиций и выставок, в кухне - экспозиция о казаках-некрасовцах. Последние были уникальной ветвью казаков: Некрасов, соратник Кондратия Булавина, был предводителем казаков-старообрядцев. После поражения Булавинского восстания старообрядцы, известные после как некрасовцы, бежали в Турцию, и там обосновались примерно на 250 лет, пока в 1962 году не вернулись в СССР. У некрасовцев были свои законы - в частности, существовал запрет брать в жены турчанок, было решено не возвращаться в Россию, пока там правит царь, а если воевать с русскими - то не убивать, а стрелять "через голову" и уходить. Казаков в СССР вывозили на одном теплоходе, и было их ровно 999 человек - однако в пути, на борту теплохода, родился ребенок, ставший 1000-м некрасовцем.

В сторону Дона Атаманово подворье выходит небольшой укрепленной стеной:

На которой с внутренней стороны оборудована сцена - летом здесь каждое воскресение проводятся фольклорные праздники:

На Атамановом подворье же и продают сувениры - причем много всякой чисто донской атрибутики. Самый известный брэнд - плетка-нагайка, которая отрекломирована (для привлечения всякого рода садомазхохистов, наверное) вот так:

Сами нагайки, правда, стоят около 1500 рублей - но многим, впрочем, такой сувенир по карману.

Советская улица, ведущая мимо Атаманова подворья, застроена преимущественно традиционными куренями, а в конце упирается в Майдан - главную площадь старого Черкасска, на которой собирался Казачий Круг - высший совет власти на Дону до середины 18 века.

На Майдане возвыашется главный храм Войска Донского - Воскресенский Войсковый собор, построенный в 1706-1719 годах.

По-моему, это один из красивейших храмов России, являющийся, к тому же, образцом "украинского барокко", который бы и в Средней Украине смотрелся достойно.

Рядом с собором стоит огромная колокольня (1725-1730) - как с гордостью пишут в путеводителях, "единственная шатровая колокольня на юге России". Да и шатер ее больше похож на толстый шпиль:

На колокольне есть смотровая площадка, а в подвале оборудована экспозиций надгробий - но сейчас все это закрыто, так как у колокольни нету смотрителя (со слов работников музея).

У подножья колокольни - турецкие трофеи, привезенные казаками на память об Азовском сидении: в 1630-е годы казаки без приказа сверху взяли мощнейшую турецкую крепость Азов, охранявшую устье Дона, четыре года сидели там, ожидая атаки турок и уже думали переносить туда свою столицу, потом дождались нападения, успешно его отбили, но (видимо, разобидившись, что царь не обратил на эти подвиги никакого внимания) потом разрушили Азовскую крепость и вернулись в Черкасск.

В Войсковый собор обязательно надо зайти - ныне он действует как музей, но его убранство и реликвии удивительны. Фотосъемка здесь официально разрешена за 30 рублей.

Оковы Степана Разина - одна из главных донских реликвий. Ведь и Ермак, и Разин были выходцами с Дона. В 16-17 веках на Дону существовало некое подобие государства, созданного "вольными людьми", но все же это было государство. Некоторым было тесно даже здесь - и они бежали на Волгу, в Жигулевские горы и на утесы Правого берега, где становились, по сути, "речными пиратами". А некоторым тесна была и пиратская Волга - и они уходили на Яик, превращаясь там в полноценных кочевников типа гуннов или монголов.

Но казаки одинаково чтили и бунтарей, и власть. Многие думают, что Дон и Кубань в перспективе могли бы стать рассадником сепаратизма, однако это не так. Казаков не покорили, а приручили, и они все еще видят свою миссию в охране Отечества. В глухих казачьих станицах, как мне рассказывали знакомые фольклористы, все еще считается позором для парня не служить в армии, и за того, кто не служил, ни одна девка не пойдет замуж.

А еще в Войсковом соборе я увидел странное помещение, заставленное какими-то глиняными горшками - что это, я так и не понял, а спросить забыл. Больше всего похоже на некрополь, возможно, "горшки" - урны с прахом атаманов:

За собором узкий, но очень заманчивого вида переулок ведет к одному из бастионов Черкасской крепости: в прошлом таких было 5, и между ними располагалась территория нынешней станицы. Один из них восстановлен:

Глядя на эти пушки или на Азовские трофеи, я убедился, что казачья гордость - не пустой звук. Ведь если разобраться, посреди села уже 300 лет лежит несколько тонн субстанции, называемой в народе "цветной лом". И никакой алкаш не удосужился все это развовровать, переплавить и продать в пункт скупки цветмета за водку. На Севере, на Урале или в Сибири ни Азовские трофеи, ни пушки бы точно не пережили 1990-х годов.

Если от автостанции пойти в другую сторону, выйдешь к Петропавловской церкви (1749-51), в которой был крещен атаман Платов.

Четвертая церковь (1740) - Преображенская, находится в так называемом Ратном урочище в 2 км от центра станицы (на въезде в нее). В прошлом здесь было ратное кладбище, где хоронили казаков, погибших в походах - однако ныне кладбище вокруг обыкновенное, как и во многих других селах и станицах.

От автоснации в сторону, противоположную Майдану, недалеко и до дома Кондратия Булавина. С последним, правда, не совсем понятно - ведь Булавинское восстание началось в 1709 году, то есть дом еще старше - для гражданской постройки в России возраст солидный.

Да и по всей станице сохранилось много казачьих куреней 18 века. Курень в Старочеркасске - постройка совершенно уникальная для России, так как в половодье станица оказывалась затоплена и превращалась в этакую Венецию: первые этажи куреней были расчитаны именно на периодическое затопление.

Занятно, что и многие "новые казаки" свои виллы строят в подражание куреням:

Впрочем, преобладает в Старочеркасске все-таки застройка 19-20вв. - обычные деревянные дома, которые можно увидеть и в Черноземье.

Где-то на старочеркасских улочках, среди куреней, я встретил настоящего казака - в синем мундире и синих брюках с красными лампасами, в фуражке, в кирзовых сапогах. Немолодого - лет 50, с окладистой седой бородой, но шагал он удивительно бодро и вообще выглядел как герои книжек 19 века - удалой, лихой, гордый. Я спросил казака, можно ли его сфотографировать, но тот отказался: "Если бы знали друг друга, еще можно было бы подумать, а так кто знает, в какие можно попасть неприятности!". И думаю, этот отказ был самым ярким подтверждением того, что казак не ряженный. Впрочем, похожих на него людей, только в штатском, я видел в Черкасске не так уж мало - казаки на Дону никуда не делись. Да и по официальным данным их "140 тысяч, не считая членов семей". На Дону и Кубани все прочие жители казаков побаиваются и предпочитают обходить стороной, так как со времен Шолохова казаки изменились не сильно, и в тех краях без их участия не обходится ни одна крупная драка. "Просто русские" считают там, что у казаков осталась только фольклорная функция, но сами казаки это мнение, видимо, мягко говоря не разделяют. В каждой станице и каждом городе там есть свой неофициальный атаман, и все проблемы между собой казаки по-прежнему решают с атаманом, а не в милиции или суде.

Вообще, казачья кровь в жителях Дона все еще чувствуется - народ тут, иначе не скажешь, лихой, и слушая разговоры в автобусе или электричке можно услышать немало историй в духе "старшеклассник мента на понт взял". Видимо, потому что старшеклассник был казаком в большей степени, нежели миллиционер.

Да и вообще казачеству тут ощущается не только в людях, но и в животных - вот эта кошка, скажем, чем не казачка?

А у Старочеркасской как встарь льется медленно и величественно Тихий Дон

И ползут волжские танкеры к Ростовскому порту:

В следующей части речь пойдет про Новочеркасск - столицу казаков с 1805 года.

Станица Старочеркасская.Ростовская область.

Продолжаем наше путешествие по Ростовской области и сегодня наша остановка в станице Старочерскасской.Города ещё будут на нашем пути.Просто сегодня захотелось немного разнообразить наше путешествие.

Город Черкасск - столица Войска Донского - ныне носит название станицы Старочеркасской и является одним из главных туристских центров Ростовской области. В 1970г. по инициативе писателя М.А. Шолохова здесь был создан Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник, благодаря чему в архитектуре станице и обустройстве улиц остался тщательно сохраненным традиционный казачий быт.Главная архитектурная достопримечательность Старочеркасска - девятиглавый Войсковой Воскресенский собор (1706-1719 гг.), в котором принимал присягу на верность царю и отечеству легендарный казачий атаман Платов. Это уникальный по архитектуре и внутреннему убранству, самый древний храм Дона, построенный по инициативе Петра I и при его личном участии, царь заложил в алтарную часть собора несколько кирпичей. Рядом с собором взметнулась ввысь шатровая башня-колокольня, высотой 48 м (единственная на Юге России), в подвале которой раньше была тюрьма, и хранился войсковой архив.Площадь перед собором - Майдан - носит статус отдельной достопримечательности 6 это место традиционных казачьих сходов.Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник внесён в международный туристский справочник ЮНЕСКО, а вся станица Старочеркасская включена в «Список исторических городов (населённых пунктов) Российской Федерации», имеющих ценные градостроительные ансамбли, комплексы, древний культурный слой.

В 35 км от Ростова — на — Дону вверх по реке Дон, на правом берегу находится станица Старочеркасская — старейший населенный пункт Аксайского района. Станица имеет автомобильное и речное сообщение с областным центром.На территории Дона нет более интересного места, связанного с историей донского казачества, чем станица Старочеркасская. Казачьим городком она была уже в 1570 г., а первое документальное упоминание относится к 1593 г. Через полстолетия Черкасск (так назывался этот городок) стал столицей донского казачества. Здесь Степан Разин призывал бедных казаков идти на Москву; Черкасск был центром крестьянской войны под руководством Кондратия Булавина. 18 августа 1696 г. в Черкасске был дан первый в истории России салют в честь взятия Азова. В 1805 г. столица Области войска Донского, в связи с постоянным разливом реки, была перенесена в г.Новочеркасск, а Черкасск «разжалован» в станицу. Достопримечательности. У улиц и памятников бывшей казачьей столицы есть весьма примечательная особенность: они ведут не только от дома к дому, от памятника к памятнику, но и от века к веку, от эпохи к эпохе, каждая из которых рождала героев, ставших гордостью истории нашей Родины. Здесь чуть ли не физически ощущаешь давно ушедшие времена и события, будто бы касаешься плечом людей, живших давным-давно, и слышишь их голоса.

Интересен мемориальный комплекс атаманское подворье XVIII — XIX вв., единственная атаманская усадьба на юге России. Особый интерес представляет старинный дом с решетками на окнах и чугунными металлическими дверями — это здание принадлежало торговым казакам Жученковым. Здесь разместились разнообразные тематические выставки, которые доставят туристам немало приятных минут.В Старочеркасске до сих пор сохранился дом, где погиб предводитель Крестьянской войны 1707-1709 гг. Кондратий Булавин. Огромную мемориальную ценность представляет Петропавловская церковь (1751г.), в которой был крещен знаменитый атаман Платов.На Ратном урочище возвышается великолепная Преображенская (Ратная) церковь (1740 г.). Отсюда в далекие времена уходила казачья вольница в походы против недругов земли русской. Нападая на турок и татар, казаки тем самым защищали южные рубежи Русского государства. Ныне тихо на Ратном урочище, покойно на старинном кладбище. Только знатоки истории могут сказать, где похоронены Платовы, Иловайские, Орловы. Здесь нашли свое последнее упокоение атаманы XVII-XVIII веков, многие герои Отечественной войны 1812 года. В трех километрах от станицы Старочеркасской, на Васильевских буграх, сохранились величественные валы и рвы Анненской крепости (1730 г.). Монастырское урочище, расположенное недалеко от станицы, известно тем, что здесь покоятся останки казаков, героически сражавшихся на всех войнах, которые когда-либо вела Россия.

Атаманское Ефремовское подворье. В этом архитектурном комплексе сосредоточены архитектурные памятники XVIII—XIX ...

Дом Булавина (первая половина XVIII века). Фото: Ярослав Блантер

На заповедной территории станицы Старочеркасской расположено около 100 памятников истории и культуры XVIII - XIX веков. И первым среди этих памятников является войсковой Воскресенский собор, построенный на болотистом черкасском майдане.Он был заложен по инициативе Петра I и при его личном участии. Царь Петр I заложил в алтарную часть собора несколько кирпичей.История Воскресенского собора неразрывно связана с именем атамана голытьбы Степана Разина. Он родился в Черкасске. Здесь до сих пор сохраняется мощная металлическая цепь, которой, по преданию, был прикован Степан Разин, дожидаясь отправки в Москву на казнь. Цепь специально была выставлена в галерее собора, чтобы устрашить вольнолюбивое казачество, заставить отказаться от попыток свергнуть царизм.

В 1756-1761 годах Ефремовы построили на территории подворья домовую Донскую церковь во имя Донской божьей матери.

Атаманское подворье:

Матве́й Ива́нович Пла́тов (1751—1818) — русский военачальник, граф (1812), генерал от кавалерии (1809), казак. Участвовал во всех войнах Российской империи конца XVIII — начала XIX века. С 1801 года — атаман Всевеликого войска Донского.Прямо на фасаде здания находится памятная доска нашему герою, поставленная в 2003 году казаками ВКО Всевеликого Войска Донского.

В 1756-1761 годах Ефремовы построили на территории подворья домовую Донскую церковь во имя Донской божьей матери. По преданию, за образец была взята церковь на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, где Данила Ефремов был ктитором (старостой).
редкая старая фотография церкви:

Церковь несколько раз перестраивалась; в 1817 к ней был пристроен придел Николая Чудотворца, колокольня была соединена с основной частью храма, и слева, в 1843 году появился ещё один придел — Даниила Столпника. за церковью с восточной стороны находится родовое кладбище Ефремовых.

Теперь зайдём в один из музеев казачьего быта

Прямо по середине находится вот такая большая модель Старочеркасск (ещё Черкасска):

рай для рыболова:

А вот и они, любимые некоторыми людьми, увлекающимися кирпичами с клеймами:



Роскошные примеры интерьера различных времён:




В чертенке есть маленькие отверстия. Когда графин наливали, чертенок также наполнялся. Когда гости выпивали весь графин, он казался пустым. Однако, из-за маленьких отверстий, из чертенка к утру выливалось на рюмку-две. Таким образом, у оригинального хозяина всегда с утра была рюмка на опохмел. Умели же!)

доспехи:

Знаменитая крепость Св. Анны:

Вернёмся в музей. К оружию!

внизу по середине - войсковой денежный ящик, в котором кстати лежали деньги и сейчас:

Церковь Спаса Преображения.

Второй по древности храм Черкасска. Была возведена на месте сгоревшей деревянной Ильинской церкви, по-видимому, теми же московскми мастерами, что строили и колокольню Воскресенского собора. По одним сведениям, была заложена в 1731 году при атамане Даниле Ефремове, по другим — в 1751 году. Второе название — Ратная, — церковь получила по Ратному урочищу, где издавна собирались казачьи рати перед походами. Церковь несколько раз горела и снова восстанавливалась. Интерьер церкви до наших дней не сохранился.

Рядом с церковью расположено Ратное кладбище — казачий некрополь, — где похоронены герои Азовского осадного сидения Осип Петров и Наум Васильев, атаман Иван Краснощёков, атаманы 17-18 вв, родители атамана Платова и его брат Пётр и многие герои Отечественной войны 1812 года.

Ещё виды станицы Старочеркасской:

Петропавловская церковь, где был крещен Матвей Платов, ст. Старочеркасская.

Речной вокзал.

Старочеркасская. Дворец атаманов Ефремовых. Сер. XVII в

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png