Одним из самых посещаемых и узнаваемых сооружений в Белграде, бесспорно, является храм Святого Саввы. Находится он на Белградском плато, откуда величественно возвышается над городом. Поэтому попав в сербскую столицу, обязательно загляните сюда. Вас наверняка удивят габариты храма, ведь он считается одним из самых крупнейших православных храмов во всем мире! Да и расположен он почти в центре города, поэтому можно совершить интересную и насыщенную пешую прогулку. Предлагаю сегодня поближе познакомиться с храмом Святого Саввы.

// mybalkans.livejournal.com


Место для строительства этого внушительного сооружения было выбрано не случайно. Ведь именно здесь в XVI в по приказу османского воеводы Синан-паши были сожжены мощи одного из самых почитаемых в Сербской Православной церкви святых - Святого Саввы.

// mybalkans.livejournal.com


Строительные работы было решено начать в 1894 году. Однако еще около тридцати лет ушло на разработку планов и проектов, проведение конкурсов и т.п. В итоге к 1939 году было отстроены лишь стены, высота которых составила 12 метров. Однако вскоре строительство было прервано началом Второй Мировой войны. Возобновить же его решили лишь спустя почти полвека, в 1986 году. В 1989 году на храм был воздвигнут купол. Вес его составил четыре тысячи тонн! (Какая-то невообразимая цифра, на мой взгляд. Проверила в нескольких источниках, действительно четыре тысячи тонн!). Интересно, что строили купол на земле, а затем, водрузив на его верхушку позолоченный крест, подняли и установили на положенное место на вершине храма.

// mybalkans.livejournal.com


Теперь еще немного цифр. Купол храма возвышается над землей на высоте в 70 метров. На нем установлен огромный 12-метровый позолоченный крест. Сооружение располагается на высоте в 134 метра над уровнем моря и видно практически со всех частей Белграда. Длина храма составляет 91 метр, а ширина - 81 метр. На куполах установлены в общей сложности 18 позолоченных крестов, имеющих разные размеры. Колокольня включает 49 колоколов. Храм Святого Саввы может одновременно вместить десять тысяч верующих. Хоры же рассчитаны на восемь сотен певцов. Подобные внушительные габариты сооружения ставят его в один ряд с крупнейшими православными соборами мира, в том числе и с Покровским собором Москвы.

// mybalkans.livejournal.com


Несмотря на такую долгую строительную эпопею этого внушительного сооружения, оно не достроено и по сей день. Так, храм Святого Саввы уже обзавелся колоколами и окнами, здесь практически завершена отделка фасада. Однако, как можно видеть на фото, работ по внутренней отделке сооружения остается еще очень и очень много.

// mybalkans.livejournal.com


Несмотря на то, что еще не завершены внутренние отделочные работы, в 2004 году храм Святого Саввы был официально открыт. Первое же богослужение состоялось здесь пятью годами ранее, в 1999 году. Это случилось во время посещения тогда еще Югославии Патриархом Московским Алексием.

// mybalkans.livejournal.com


// mybalkans.livejournal.com


// mybalkans.livejournal.com


// mybalkans.livejournal.com


// mybalkans.livejournal.com


Как видим, внутри дел у строителей еще очень много! Однако, не смотря на то, что серые стены пока не покрылись росписью и декоративными элементами, посещение храма уже сейчас вызывает чувство восхищения и трепета.

// mybalkans.livejournal.com


На выходе из храма Святого Саввы открывается такой пейзаж. С левой стороны, кстати, расположена Национальная Библиотека.

Строительство началось в 1894 году на площади, где османский воевода Синан-паша приказал сжечь мощи святого Саввы.

После нескольких десятилетий планирования и многочисленных конкурсов фактическое возведение здания началось в 1935 году; в период до 1939 года были возведены стены высотой 12 метров.

Вторая мировая война прервала строительные работы, которые были возобновлены лишь в мае 1986 года, когда власти дали разрешение продолжать строительство храма. Купол был завершён в 1989 году.

20 апреля 1999 года, в день Радоницы, Патриарх Московский Алексий II находился с визитом в Союзной Республике Югославия во главе делегации РПЦ и совершил с Патриархом Сербским Павлом литургию в соборе (до великого входа; далее - на площади перед собором); в ходе богослужения было совершено молитвенное поминовение жертв военных действий на территории Югославии.

В 2004 году состоялось официальное открытие всё ещё не полностью законченного храма.

В марте 2008 года был освящен придел собора в честь святых мучеников Ермила и Стратоника.

Архитектурный стиль

Архитекторы Александр Дероко и Богдан Несторович использовали классический византийский стиль эпохи правления императора Юстиниана I. Прямым образцом служила главная церковь Византийской империи - Софийский собор в Константинополе. Однако по своей планировке Храм Святого Саввы всё же отличается от константинопольского образца, так как здесь не было осуществлено слияние между базиликой и центральным строением. Элементом сербского средневекового стиля является добавление четырёх башенок вокруг главного купола.

Фреска образа Христа, расположенная под главным куполом Саввинской церкви является одной из величайших росписей во всем христианском мире. Только глаза на лике Спасителя величиной более одного метра. В храме одновременно могут размещаться до десяти тысяч прихожан. Его объем – 170 кубометров, а алтарь по площади больше, нежели вся Соборная церковь в Белграде!

Центральный купол храма святителя Саввы весит 4000 тонн. На его вершине установлен позолоченный 12-метровый крест. На остальных куполах – еще 17 крестов поменьше. Две колокольни на западной стороне церкви – это 49 колоколов различной силы и величины весом от 12 килограммов до пяти тонн.

Храм Святого Саввы в Белграде считается одним из самых крупных православных соборов в мире и крупнейшем в Белграде. Он был построен на том месте, где в 1595 году османский воевода Синан-паша сжег мощи основателя Сербской православной церкви, чтобы надругаться над его памятью, сербским народом и всем христианским учением. Это произошло на горе Врачар.

Святой Савва был сыном основателя сербского государства Стефана Немани, первым архиепископом Сербии. Сын правителя с юных лет выбрал для себя духовную стезю, а его отец пришел к ней уже ближе к старости, отрекся от престола, принял постриг и вместе с сыном основал монастырь Хиландар. После смерти отца святой Савва в начале XIII века много усилий прилагает для упрочения христианства на сербской земле и основывает храмы, монастыри и школы. После его смерти в 1235 году мощи архиепископа были перенесены в монастырь Милешево, откуда спустя триста с лишним лет они были привезены в Белград по приказу Синан-паши.

Первый храм на месте нынешнего был построен в 1835 году, это была небольшая церковь, которая мало соответствовала масштабу личности первого патриарха Сербии. Поэтому в конце XIX века в Сербии было создано «Общество строительства храма Святого Саввы», которое провело конкурс на разработку проекта - пять конкурсных работ оценивала специальная комиссия в Санкт-Петербурге, но не выбрала ни одного. После Первой мировой войны деятельность по подготовке к строительству храма возобновилась, и в 1926 году был объявлен еще один конкурс, в котором выиграл проект Богдана Несторовича и Александра Дерока в византийском стиле. Проект был выполнен по подобию Софийского собора Константинополя, а работы по осуществлению этого проекта начались в 1935 году и завершились только в 2004-м. Большой перерыв возник в связи со Второй Мировой войной, после нее работы возобновились только в 1984 году.

Высота храма Святого Саввы составляет 70 метров, что на 15 метров выше образца – собора Святой Софии. Площадь храма превышает 7,5 тысяч кв. метров. По размерам собор Святого Саввы уступает только московскому храму Христа Спасителя. Храм называют символом стойкости сербского народа.

На тему «Небесный Иерусалим» в папской капелле Redemptoris Mater (Ватикан), которая была признана во всем мире «новой Сикстинской капеллой XXI века», на заседании Президиума РАХ 27 февраля 2018 г. в Белом зале Российской академии художеств состоялось также чествование авторов художественного проекта мозаичного убранства главного купола собора святителя Саввы Сербского в Белграде. На реализацию проекта у 70 российских и сербских мастеров под руководством народного художника РФ Николая Мухина ушло три года.

По замыслу Н.А. Мухина, в куполе собора площадью 1248 кв.м должна находиться традиционная для XI-XIII вв. композиция «Вознесение Господне» со Спасителем высотой 14 м в Его небесной славе и предстоящими Ему фигурами Богоматери высотой 9 м, Архангелов и Святых Апостолов высотой 8,2 м. Круглую «славу» Христа поддерживают четыре ангела в белых одеждах, композиционно образующие крест. В ореоле композиции «Вознесения» расположен праздничный тропарь. Всего в композиции 20 фигур и 5 праздничных тропарей (см. фото ).

Как полагает член-корреспондент РАХ И.Л. Бусева-Давыдова , белградский собор святителя Саввы Сербского, построенный по образцу Святой Софии Константинопольской , будет явно отличаться своим мозаичным убранством: «В куполе храма святого Саввы помещена традиционная для XI-XIII вв. композиция «Вознесения Господня» со Спасителем в Его небесной славе и предстоящими Ему Богоматерью, архангелами и апостолами. Утонченная стилизация в композиции «Вознесение Господне» - не самоцель, а способ передачи глубокого духовного содержания, которое присуще лучшим образцам византийского искусства… подобный прием роднит мозаику с современными художественными исканиями. Надо отметить, что никогда и нигде перед современными художниками не стояла столь грандиозная задача декорирования сюжетной мозаикой огромного криволинейного пространства поверхности купола. Н. Мухину удалось создать на основе изучения византийских, древнерусских и балканских средневековых традиций новое решение сюжета «Вознесение Господне», которое по оригинальности композиции не имеет аналогов в православном церковном искусстве».

Так ли это на самом деле, или иконографическая композиция «Вознесения Господня», ставшая результатом 10-летнего труда мозаичной мастерской Николая Мухина, представляет собой всего лишь вторичную реплику всемирно известной мозаики?

Композиция «Вознесение Господне» с раннехристианских времен широко представлена в храмовой декорации, занимая доминирующее положение в куполе. Значительная вариативность купольных «Вознесений» по иконографии и составу обусловлена разным посвящением храмов и разницей их размеров.

По данным письменных источников, «Вознесение» было изображено в одном из куполов церкви св. Апостолов в Константинополе (565-578). В начале IX в. скальный купол церкви Агачалти Килисе в долине Ихлара также украсила фреска «Вознесение Господне», связанная с образом Христа во славе и насыщенная иконографическим деталями: мандорлу поддерживают 4 архангела (сохранились надписи «Михаил» и «Уриил»), а Христос изображен в сопровождении многочисленной свиты ангелов. Ниже представлены в барабане полуфигуры пророков, ниже которых расположены апостолы и святители. В крестово-купольных храмах небольшие по размеру фигуры Богоматери и апостолов нередко опускались в простенки барабана или на стены, если купол был боковой, как в росписях церкви Элмали в долине Гереме в Каппадокии (третья четверть XI в.).

В системе крестовокупольного храма, имеющего менее обширные купольные поверхности в сравнении с эпохой Юстиниана, изображения Христа Вседержителя постепенно вытесняют «Вознесение Господне». Некоторые исследователи считают, что Христос Пантократор генетически связан с «Вознесением», имеет тот же смысл и является как бы его краткой иконографической версией . Христос Пантократор изображался в мандорле, поддерживаемой ангелами, что усиливало сходство образа с композицией «Вознесение». Икона Вседержителя в куполе представляет, согласно данной точке зрения, Христа во славе после Вознесения (Demus, 1947: 19).

Оба варианта украшения купола эсхатологичны по своему содержанию. В повествовании из Деяний Апостолов о Вознесении возникает тема Второго Пришествия Спасителя (Деян. 1, 11). Эта же идея выражается иконографически, когда видение Сына Человеческого, восседающего на радуге, из Апокалипсиса (Отк. 4, 3) появляется как в изображении Страшного Суда (мозаики XIII в. флорентийского баптистерия), так и в «Вознесении» (София Фессалоникийская, IX в.). Если придерживаться точки зрения о символической близости композиций «Вознесение» и Христос Пантократор, последнее изображение также можно связывать с темой Второго Пришествия. Подтверждением этой идеи являются, например, пророческие надписи главы Софии Новгородской: «Се грядет Сам Господь Вседержитель» (Мал. 3, 1-2) и «Бог от юга приидет» (Авв. 3, 3).

Для более величественных храмов, таких как Св. София в Салониках (ок. 885 г.), где зеркало купола достигает значительных размеров, чаще всего использовалась круговая композиция - в центре свода изображался возносящийся Христос, вокруг которого группировались фигуры Богоматери Оранты, апостолов и ангелов. Единый ритм кругового движения отмеряли статичные изображения деревьев по контрасту с динамичными фигурами апостолов. Контуры деревьев создавали благоприятное «обрамление», выделяя индивидуальность каждого апостола. Если в купольных композициях нужно было подчеркнуть вероучительный аспект, то все апостолы изображались либо со свитками, либо с книгами в руках.

Для базиликальных храмов была разработана особенная иконографическая схема: мандорла с возносящимся Христом располагалась в центре свода, на склоне которого располагались Богоматерь, ангелы и апостолы. Такой иконографической схеме следуют фрески Св. Софии в Охриде (40-50-е гг. XI в.), церкви Богоматери Пантанассы в Мистре (1428) и ряда других памятников.

Вот почему в классических памятниках византийской монументальной живописи «Вознесение Господне» не встречается вместе с Христом Пантократором в пределах одного храмового пространства . Исключением является провинциальная по отношению к Византии традиция, представленная в соборе Сан Марко в Венеции. Сама система декорации Сан Марко в силу своей сложности и чрезмерной насыщенности многообразными, лишенными внутренней связи сюжетами имеет мало общего с росписями византийских церквей, которые, как правило, подчинены одной ведущей идее и отличаются стройностью и обозримостью.

Главный купол собора Сан Марко, расположенный на пересечении трансепта и центрального нефа, на рубеже ХII и XIII вв. украшен мозаикой «Вознесение Христово» (см. фото ). В центре купола на фоне звездного круга изображена фигура Христа, сидящего на радуге, которую возносят вверх четыре ангела. Ниже по периметру расположены Дева Мария и два ангела слева и справа от Богородицы и двенадцать апостолов, между которыми изображено Древо жизни. Апостолы по часовой стрелке от Девы Марии: св. Андрей (держит в руках удлиненный крест), св. Марк, св. Петр, св. Иуда, св. Симон, св. Филипп, св. Матфей (изображен спиной к зрителям), св. Варфоломей, св. Фома, св. Павел, св. Иоанн, св. Иаков.

В главном куполе с «Вознесением» можно обнаружить все характерные черты византийских купольных схем. Мастер, судя по стилю, работал под присмотром византийца или же сам получил хорошую подготовку в этой области. Он тоже следует средневизантийскому образцу и располагает евангелистов в парусах, однако их фигуры несколько великоваты.

Хотя в классических ансамблях Христос Пантократор и «Вознесение» никогда не использовались одновременно, но мозаичистам Сан Марко нужно было украшать пять куполов. В куполах главной оси храма они разместили традиционные для средневизантийского периода композиции Христос Пантократор, «Вознесение» и «Сошествие Св. Духа», упустив из виду то, что таким образом они смешали две разные программы и в известной степени дублировали их догматическое содержание . Два остальных купола над трансептом были произвольно заполнены сценами из жития св. Иоанна Богослова и четырьмя одиночными фигурами святых. Эти две композиции не соответствуют куполам ни в художественном, ни в иконографическом отношении.

Очевидно, богословы и художники, которым пришлось решать эту проблему, были в полной растерянности . Подобная богословская неуверенность обнаруживается даже в мозаиках трех главных куполов Сан Марко ...

Как ни странно, но именно композицию «Вознесение Господне» из главного купола собора Сан Марко в Венеции академик РАХ Николай Мухин взял за «образец» для своих мозаик купола собора святителя Саввы Сербского в Белграде, возведенного в подобие константинопольской Софии ?! Ни в решении жюри, ни в одном официальном заявлении РАХ не говорится о том, что работа Н.А. Мухина фактически полная копия с мозаики «Вознесение Господня» в соборе Сан Марко в Венеции (см. фото ). Однако ни венецианцев, ни базилику Сан Марко нигде даже не упоминают, хотя плагиат налицо. Плодом 10-летнего труда стала плохо проработанная (особенно в «личном» и складках гиматия!) гигантская копия с ошибочной надписью «ΟΩΝ» («όών» - «СЫЙ») в нимбе. Поразительно, что сопредседатель межгосударственной комиссии по приемке мозаичного оформления храма святителя Саввы в Белграде со стороны РПЦ (см. фото ) её «главный богослов» митрополит Иларион (Алфеев) , глава ОЦАД, даже не заметил столь вопиющей ошибки …

См. также по данной теме - Полемика о изображении десницы Спасителя на современных сербских фресках :

Для справки : с обор святителя Саввы Сербского в Белграде задуман как кафедральный храм Сербского Патриархата и крупнейший православный храм в Европе. Его закладка состоялась в 1894 г., а возведение началось в 1935 г. в столичном районе Врачары на месте, где по приказу турецких властей в 1594 г. были сожжены мощи свт. Сербского Саввы (1175-1236), основателя и первого Предстоятеля автокефальной Сербской Православной Церкви. Возобновление начатого строительства стало возможным только в мае 1986 г. Купол был завершен в 1989 г., а в 2004 г. состоялось официальное открытие еще не полностью законченного второго по величине православного собора в мире. Его размеры поражают: 91 на 81 м, площадь - 7.570 кв.м, диаметр купола составляет 30,16 м, а высота - 65 м.

В апреле 1999 г. Святейший Патриарх Московский Алексий II во время своего визита в Союзную Республику Югославию совершил с Патриархом Сербским Павлом Литургию в соборе и на площади перед ним, молитвенно пожелав, чтобы « величественный храм святителя Саввы Сербского стал символом возрождения сербского народа. Поэтому мы тоже своим малым участием хотим внести лепту в это святое дело - завершение строительства храма Святителя Саввы».

ОВЦС МП участвует в реализации проекта благоукрашения собора святителя Саввы с 2008 г., когда в Российской академии художеств началась подготовительная работа над проектом создания мозаик: разработана уникальная концепция мозаичного убранства и создана мастерская для выполнения этих масштабных работ.

16 марта 2012 г. в Москве министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров и министр иностранных дел Республики Сербия В. Еремич подписали Протокол о российском участии в оформлении внутреннего убранства храма святителя Саввы в Белграде.

В соответствии с Протоколом для координации дальнейшей совместной деятельности по благоукрашению храма святого Саввы в 2013 г. была создана российско-сербская рабочая группа, учредившая состав конкурсного жюри по выбору лучшего художественного решения по внутреннему оформлению собора святителя Саввы в Белграде. Сопредседателями конкурсного жюри были избраны митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) и первый вице-премьер, министр иностранных дел Республики Сербии Ивица Дачич.

Летом 2014 г. был объявлен Всероссийский открытый конкурс на проект оформления внутреннего убранства с обора святителя Саввы Сербского в Белграде. В экспозиции отчётной выставки, прошедшей в залах Российской академии художеств осенью 2014 г., были представлены более 50 работ - проекты, фотографии, мозаичные иконы и фрагменты в материале. 6 октября 2014 г. в Российской академии художеств прошло заседание жюри конкурса проектов оформления внутреннего убранства собора святителя Саввы Сербского в Белграде. С российской стороны в заседании приняли участие народный художник СССР, президент Российской академии художеств З.К. Церетели, народный художник РФ, член Президиума РАХ Н.А. Мухин, директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры России С.М. Апфельбаум, главный научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ И.Л. Бусева-Давыдова, вице-президент РАХ, ректор Московского государственного академического художественного института имени Сурикова А.А. Любавин, начальник Отдела изобразительного искусства Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ М.Ю. Спаржина, заслуженный деятель искусств РФ, секретарь отделения живописи РАХ Е.Н. Максимов. Вместе сними в заседании приняли участие члены конкурсной комиссии с сербской стороны, а также гости из-за рубежа: митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем Престоле епископ Моравичский Антоний, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Сербия в России С. Терзич, советник Президента Республики Сербии Р. Павлович, главный зодчий храма святителя Саввы Сербского в Белграде профессор В. Милованович, профессор богословского факультета Белградского государственного университета Н. Милошевич, профессор Академии художеств в Белграде М. Лазович, директор Центра «Энцио Алети» (Рим) Марко Рупник (см. фото ), протоиерей Стаматис Склирис (Элладская Православная Церковь).

В результате голосования членов жюри конкурсной комиссии было принято решение первую премию присудить двум проектам, один из которых выполнен созданной в 2008 г. мозаичной мастерской МОО «Московский Международный Фонд содействия ЮНЕСКО» РАХ под руководством народного художника РФ Н.А. Мухина, а другой - Стенописной мастерской при Свято-Елисаветинском монастыре в Минске. Первый из этих проектов решено отдать в детальную разработку с тем, чтобы на этапе реализации к нему подключились также авторы второго проекта.

По поручению президента России Владимира Путина, с 2015 г. генеральным координатором работ по оформлению внутреннего убранства храма является Россотрудничество, и заместитель руководителя Россотрудничества А.В. Радьков стал сопредседателем комиссии по приемке этапов выполнения работ мозаичного оформления внутреннего убранства храма святителя Саввы Сербского на Врачаре в Белграде. Финансирование осуществляется за счет внебюджетных средств, предоставляемых российскими компаниями, ведущими бизнес в Сербии. Договор пожертвования на реализацию этого проекта был подписан в августе 2016 г. Первый вклад в размере €4 млн. был выделен ПАО «Газпром нефть».

28 сентября 2016 г. Президент Академии Зураб Церетели, академики, члены Президиума РАХ - Николай Мухин, Евгений Максимов, вице-президент Московского Международного Фонда содействия ЮНЕСКО Манана Попова представили митрополиту Илариону (Алфееву) макет (см. фото ) мозаичного убранства главного купола с обора святителя Саввы Сербского в Белграде.

10 марта 2017 г. в Москве состоялось очередное заседание комиссии, на котором митрополит Иларион (Алфеев), выразив благодарность коллективу проекта, отметил: «Мы имели возможность до начала заседания осмотреть мозаики, которые на сегодня изготовлены, и хотел бы засвидетельствовать, что они выполнены на высочайшем профессиональном уровне . Сегодня, беседуя с мастерами, которые здесь работают, я напомнил им о том, что мозаики сохраняются в течение очень долгого времени. Мозаики Равенны, выполненные в V-VI вв., сохранились до сих пор и ничуть не потускнели. Если наш мир просуществует еще десять или двадцать веков, то эти мозаики все равно останутся такими же яркими, какими мы видим их сегодня, поэтому дело, в которое мы все вовлечены сегодня, в полном смысле слова может быть названо историческим. Мы вместе созидаем то, что сохранится на столетия! Мозаичное убранство главного храма Сербской Православной Церкви, являющегося также одним из крупнейших православных храмов Европы, будет важным событием в мире искусства и нашим даром Церкви святителя Саввы, готовящейся отметить 800-летие своего автокефального бытия в 2019 г. Центральная часть композиции диаметром 14 м с изображением Спасителя (см. фото ) готова к отправке в Белград в середине апреля, чтобы после монтажа лифтового и иного оборудования началось ее крепление в куполе собора». Митрополит Иларион (Алфеев) заверил присутствующих в том, что со стороны Русской Православной Церкви проекту и в дальнейшем будет уделяться повышенное внимание, а Российская академия художеств продолжит обеспечивать высочайшее качество его исполнения.

В начале мая 2017 г. эта часть мозаичной композиции весом 10 т была доставлена в Белград, правда, ТАСС ухитрился перепутать сюжеты и вместо «Вознесения Господня» неверно проинформировал про «Воскресение Христово»:

Собор Святого Саввы (Храм Светог Саве) - главный православный храм и одна из величайших историко-культурных достопримечательностей столицы Сербии. Собор Святого Саввы расположен в центре Белграда, на холме Врачар, рядом с Национальной библиотекой Сербии и живописным городским парком.

История

Главный сербский храм был освящен во имя Архиепископа Саввы, или Саввы I Сербского (1175-1236) - одного из самых почитаемых в Сербии святых; выдающегося религиозного и политического деятеля, внесшего значительный вклад в культуру своей страны (с 1830 года Святой Савва считается покровителем школ).
Собор Святого Саввы в Белграде считается самым крупным на Балканах и одним из крупнейших в мире; по своей архитектуре сравнивается с собором Святой Софии в Константинополе.
Белградский собор был построен на том месте, где в 1594 году по приказу османского воеводы Синан-паши были сожжены мощи Святого Саввы Сербского.
Решение о возведении собора в Белграде было принято в 1894 году, но строительные работы начались лишь в 1935. До начала Второй мировой войны были возведены двенадцатиметровые стены. В 1939 году строительство храма было приостановлено, и возобновлено только в мае 1986 года. В 1989 году был установлен купол здания.
В очередной раз строительство храма было прервано в связи с трагическими событиями, произошедшими в Республике Югославия в 1999году. С 24 марта по 10 июня 1999 года войсками США и НАТО была проведена операция «Союзная сила». Поводом вмешательства стран альянса во внутренние дела Югославии послужила начавшаяся в феврале 1998 года война в Косово, коренное население которого - косовские албанцы, заявили о решении образовать независимое государство в связи с притеснениями представителей своей нации сербами. По столице Югославии, как и по многим населенным пунктам страны, был нанесен мощный удар: в течение нескольких дней Белград бомбила авиация НАТО. В ходе бомбардировок была полностью уничтожена городская инфраструктура, большинство промышленных предприятий, множество административных и жилых зданий. За время боевых действий в стране погибло около трех тысяч мирных жителей и около тысячи военнослужащих югославской армии и полиции. Количество жертв среди мирного населения продолжало увеличиваться и после войны, так как на города Югославии сбрасывались авиабомбы с радиоактивным ураном. С началом гражданской войны в Югославии были уничтожены сотни православных сербских святынь, сожжены и разрушены сотни храмов. После этих событий произошел раскол Югославии на несколько независимых государств.
Во время войны в Югославии, Белград посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, который, вместе с Патриархом Сербским Павлом 20 апреля 1999 года, на праздник Радоницы, в соборе Святого Саввы отслужил молебен о прекращении военных действий и страданий.
Официальное открытие крупнейшего сербского храма состоялось в 2004 году, но и сейчас в нём продолжаются реставрационно-отделочные работы.

Архитектура

Собор Святого Саввы в Белграде построен в классическом византийском стиле времен правления императора Юстиниана. В качестве образца архитекторы Александр Дероко, Богдан Несторович и Бранко Пешич выбрали один из величайших храмов - Софийский собор в Константинополе, считающийся памятником византийского зодчества.
Общая площадь собора - 7570 кв. метров; высота здания - 65 метров. Размеры главного купола: диаметр - 35 метров, вес - 4000 тонн. На главном куполе установлен позолоченный двенадцатиметровый крест; на остальных куполах - семнадцать крестов меньших размеров. На двух колокольнях собора Святого Саввы расположены 49 колоколов весом от 12 кг до 5 тонн.

Официальный сайт: www.hramsvetogsave.com
E-mail: [email protected]

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png